В последние годы взоры отечественных ученых обращены на такой уникальный феномен как «профессиональной патриотизм». Поэтому можно утверждать, что актуальность рассматриваемой темы обусловлено следующими важнейшими факторами:
- проводимой в стране реконструкцией профессионального образования, его устремленностью на подготовку каждого выпускника как конкурентноспособного специалиста на современном рынке труда;
- ориентированием профессиональной подготовки, проводимой в профессиональных учебных заведениях на требования работодателей;
- наличием высокой текучести кадров на большинстве предприятий и учреждений нашей страны.
Приведенные выше факторы подтверждают актуальность и востребованность данной темы.
В современной педагогике все больше внимания уделяется проблематике формирования профессионального патриотизма. А.Н. Томилин понимает данный феномен как «личностное качество профессионала» [7]. Л.Н. Саенко видит профессиональный патриотизм как «чувство гордости» и «любви к выбранному роду деятельности» [5]. По мнению Ж.Г. Химич, профессиональный патриотизм есть «неравнодушное отношение к своему роду деятельности», стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию, достижению профессиональных вершин и подлинного авторитета настоящего мастера своего дела. [9].
Следовательно, профессиональный патриотизм есть личностное качество профессионала, выражающее любовь и верность избранной профессии, желание посвятить ей всю свою жизнь и стремление стать компетентным, и авторитетным специалистом высокого уровня, приносящий пользу Отечеству и российскому народу.
Такое качество формируется у личности в процессе жизнедеятельности и насыщенной профессиональной подготовке в учебном заведении.
С целью оптимизации процесса формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта целесообразно применить возможности деятельностной стратегии.
В педагогике термин стратегия понимается как «искусное руководство, сознательно сконструированная совокупность педагогических действий адекватных педагогической цели» [1]. Реализация педагогической стратегии охватывает определенный период времени (этапный компонент), предусматривает отбор и применение соответствующего педагогического обеспечения (содержательный компонент обучения и воспитания), гибкое применение совокупности педагогических форм, методов, приемов и средств (методический компонент).
Деятельностная стратегия базируется на теории деятельности, разработанной такими известными учеными как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. В основе теории деятельности положены представления о строении деятельности, признание ее неразрывного единства с сознанием. Стержневыми положениями и принципами данной теории считаются: сознание и самосознание есть органическая часть деятельности; нельзя рассматривать поведение в отрыве от сознания; провозглашение принципа единства сознания и поведения; деятельность есть активный, целенаправленный процесс; действия предметны, они реализуют социальные цели, что выливается в принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности [4]. Теория деятельности лежит в основе деятельностного подхода к организации обучения и воспитания в образовательной организации.
Деятельностная стратегия творчески интегрирует важнейшие положения деятельностного подхода, включающие: творческое сотрудничество воспитателя с воспитуемым в процессе обучения и воспитания; развитие мотивации воспитанника к деятельности; чередование видов деятельности в процессе обучения и воспитания; конструирование условий для результативности всех видов деятельности; применение возможностей рефлексии; создание ситуации воспитывающей деятельности и др. [4].
Согласно взглядам М.Б. Кусмарцева [3], основными принципами педагогической стратегии патриотической направленности являются:
- принцип целостности (указывает на необходимость рассмотрения воспитательно-патриотической деятельности как системы, задающей векторы развития личности в информационно-воспитательной среде вуза, учета личностных особенностей курсантов и студентов);
- принцип комплексности (предполагает применение единого комплекса психолого-педагогических воздействий в интересах формирования профессионального патриотизма у курсантов);
- принцип интегративности (требует последовательного овладения опытом профессионального патриотизма в русле саморазвития личности);
- принцип диалектики традиций и инноваций (основывается на строгом учете потенциала отечественных традиций и культурных инноваций).
Анализ работ М.Ю. Корниловой [2], М.Б. Кусмарцева [3], А.Н. Томилина [6, 7], С.Н. Томилиной [8] и др. свидетельствуют, что для деятельностной стратегии воспитательно-патриотической направленности характерно:
- переориентация процесса обучения воспитанников с традиционного овладения новыми знаниями путем их усвоения и запоминания, на путь активного самостоятельного добывания знаний под руководством преподавателя;
- направленность на развитие и самосовершенствование личности;
- нацеленность на результат;
- устойчивое функционирование;
- вооружение личности патриотическими ценностными ориентирами;
- наличие обратной связи.
Творческое применение деятельностной стратегии способствует:
- полному и исчерпывающему анализу профессионального патриотизма как одного из видов патриотизма и специфической деятельности личности;
- объективному анализу патриотизма профессионала как одного из его базовых качеств;
- систематизированному, целеустремленному и постоянному процессу формирования профессионального патриотизма, состоящего из совокупности структурных компонентов;
- моделированию процесса формирования профессионального патриотизма у будущих профессионалов;
- осознания и учета в воспитательно-патриотической работе положения о том, что профессиональный патриотизм личности формируется только в процессе деятельности.
Таким образом, использование деятельностной стратегии в воспитательной работе по формированию профессионального патриотизма у учащейся молодежи целесообразно и обеспечивает получение юношами и девушками новых профессионально-патриотических знаний, активизирует их вовлечение в разнообразные виды деятельности, что плодотворно скажется на становление профессионально-патриотической позиции учащейся молодежи.