Главная
Конференции
Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации
Деятельностная стратегия формирования профессионального патриотизма у учащейся м...

Деятельностная стратегия формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи

Автор(-ы):

Мамедова Лейла Фаик-кызы

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

деятельностная стратегия
патриотическое воспитание
профессиональный патриотизм
сущность
учащаяся молодежь
формирование

Аннотация статьи

Приводятся факторы, подтверждающие актуальность темы. На основе взглядов отечественных ученых, показана сущность феномена «профессиональный патриотизм». Раскрывается содержание деятельностной стратегии, применяемой для формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта.

Текст статьи

В последние годы взоры отечественных ученых обращены на такой уникальный феномен как «профессиональной патриотизм». Поэтому можно утверждать, что актуальность рассматриваемой темы обусловлено следующими важнейшими факторами:

  • проводимой в стране реконструкцией профессионального образования, его устремленностью на подготовку каждого выпускника как конкурентноспособного специалиста на современном рынке труда;
  • ориентированием профессиональной подготовки, проводимой в профессиональных учебных заведениях на требования работодателей;
  • наличием высокой текучести кадров на большинстве предприятий и учреждений нашей страны.

Приведенные выше факторы подтверждают актуальность и востребованность данной темы.

В современной педагогике все больше внимания уделяется проблематике формирования профессионального патриотизма. А.Н. Томилин понимает данный феномен как «личностное качество профессионала» [7]. Л.Н. Саенко видит профессиональный патриотизм как «чувство гордости» и «любви к выбранному роду деятельности» [5]. По мнению Ж.Г. Химич, профессиональный патриотизм есть «неравнодушное отношение к своему роду деятельности», стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию, достижению профессиональных вершин и подлинного авторитета настоящего мастера своего дела. [9].

Следовательно, профессиональный патриотизм есть личностное качество профессионала, выражающее любовь и верность избранной профессии, желание посвятить ей всю свою жизнь и стремление стать компетентным, и авторитетным специалистом высокого уровня, приносящий пользу Отечеству и российскому народу.

Такое качество формируется у личности в процессе жизнедеятельности и насыщенной профессиональной подготовке в учебном заведении.

С целью оптимизации процесса формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта целесообразно применить возможности деятельностной стратегии.

В педагогике термин стратегия понимается как «искусное руководство, сознательно сконструированная совокупность педагогических действий адекватных педагогической цели» [1]. Реализация педагогической стратегии охватывает определенный период времени (этапный компонент), предусматривает отбор и применение соответствующего педагогического обеспечения (содержательный компонент обучения и воспитания), гибкое применение совокупности педагогических форм, методов, приемов и средств (методический компонент).

Деятельностная стратегия базируется на теории деятельности, разработанной такими известными учеными как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. В основе теории деятельности положены представления о строении деятельности, признание ее неразрывного единства с сознанием. Стержневыми положениями и принципами данной теории считаются: сознание и самосознание есть органическая часть деятельности; нельзя рассматривать поведение в отрыве от сознания; провозглашение принципа единства сознания и поведения; деятельность есть активный, целенаправленный процесс; действия предметны, они реализуют социальные цели, что выливается в принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности [4]. Теория деятельности лежит в основе деятельностного подхода к организации обучения и воспитания в образовательной организации.

Деятельностная стратегия творчески интегрирует важнейшие положения деятельностного подхода, включающие: творческое сотрудничество воспитателя с воспитуемым в процессе обучения и воспитания; развитие мотивации воспитанника к деятельности; чередование видов деятельности в процессе обучения и воспитания; конструирование условий для результативности всех видов деятельности; применение возможностей рефлексии; создание ситуации воспитывающей деятельности и др. [4].

Согласно взглядам М.Б. Кусмарцева [3], основными принципами педагогической стратегии патриотической направленности являются:

  • принцип целостности (указывает на необходимость рассмотрения воспитательно-патриотической деятельности как системы, задающей векторы развития личности в информационно-воспитательной среде вуза, учета личностных особенностей курсантов и студентов);
  • принцип комплексности (предполагает применение единого комплекса психолого-педагогических воздействий в интересах формирования профессионального патриотизма у курсантов);
  • принцип интегративности (требует последовательного овладения опытом профессионального патриотизма в русле саморазвития личности);
  • принцип диалектики традиций и инноваций (основывается на строгом учете потенциала отечественных традиций и культурных инноваций).

Анализ работ М.Ю. Корниловой [2], М.Б. Кусмарцева [3], А.Н. Томилина [6, 7], С.Н. Томилиной [8] и др. свидетельствуют, что для деятельностной стратегии воспитательно-патриотической направленности характерно:

  • переориентация процесса обучения воспитанников с традиционного овладения новыми знаниями путем их усвоения и запоминания, на путь активного самостоятельного добывания знаний под руководством преподавателя;
  • направленность на развитие и самосовершенствование личности;
  • нацеленность на результат;
  • устойчивое функционирование;
  • вооружение личности патриотическими ценностными ориентирами;
  • наличие обратной связи.

Творческое применение деятельностной стратегии способствует:

  • полному и исчерпывающему анализу профессионального патриотизма как одного из видов патриотизма и специфической деятельности личности;
  • объективному анализу патриотизма профессионала как одного из его базовых качеств;
  • систематизированному, целеустремленному и постоянному процессу формирования профессионального патриотизма, состоящего из совокупности структурных компонентов;
  • моделированию процесса формирования профессионального патриотизма у будущих профессионалов;
  • осознания и учета в воспитательно-патриотической работе положения о том, что профессиональный патриотизм личности формируется только в процессе деятельности.

Таким образом, использование деятельностной стратегии в воспитательной работе по формированию профессионального патриотизма у учащейся молодежи целесообразно и обеспечивает получение юношами и девушками новых профессионально-патриотических знаний, активизирует их вовлечение в разнообразные виды деятельности, что плодотворно скажется на становление профессионально-патриотической позиции учащейся молодежи.

Список литературы

  1. Игнатова В.В. Стратегический подход в педагогике высшей школы в инновационном осмыслении //Вестник Академии знаний. – 2012. – №1. – С. 57-62.
  2. Корнилова М. Ю., Томилин А. Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. – Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2017. – 138 с.
  3. Кусмарцев М.Б. Принципы разработки региональной стратегии патриотического воспитания детей и молодежи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. - №17. – С. 31-34.
  4. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) /сост. В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 959 с.
  5. Саенко Л.А. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №5 (72). – С. 203-205.
  6. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. – Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010. – 136 с.
  7. Томилин А.Н. Сущностные положения феномена «профессиональный патриотизм» / Л.Ф. Мамедова, А.Н. Томилин // Мир науки, культуры, образования. – 2019. - №6 (79). – С. 105-107.
  8. Томилина С.Н. Концепция и стратегии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи: монография. – Новороссийск: РИО ФГБОУ ВО "ГМУ им. Ф. Ф. Ушакова", 2018. – 198 с.
  9. Химич Ж.Г. Основные направления формирования профессионального патриотизма у студентов профессиональных образовательных организаций //Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Омск, 2018. – С. 16-18.

Поделиться

334

Мамедова Л. Ф. Деятельностная стратегия формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи // Приоритеты социально-гуманитарных наук в условиях глобализации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 фев. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/5747-deyatelnostnaya-strategiya-formirovaniya-prof

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня