Проектируя сложные преобразования в сфере социально-экономической политики, необходимо опираться на совокупность принципов, которые выступают в качестве связующей отдельные компоненты преобразований и выстраивающей их в целостный, органичный процесс. Выделим конкретные задачи, которые призваны обеспечить принципы модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации российской экономики:
– реорганизация и качественно новое упорядочивание взаимодействия прежних и вновь востребованных в условиях цифровизации функций и структурных элементов данной политики, то есть, перевод ее системы на новый уровень развития, обусловленный цифровизацией;
– реализация новых возможностей и учет соответствующих ограничений, которые появляются в поле развития данной политики в связи с цифровизацией экономики, то есть, освоение ее новой реальности;
– обеспечение необходимой преемственности между курсом данной политики до модернизации и после ее осуществления.
Исходя из указанных задач можно сформулировать следующие принципы модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации российской экономики:
А. Системное преобразование функций, структуры, организационных механизмов и институтов региональной социально-экономической политики в процессе ее модернизации применительно к вызовам цифровизации экономики.
Данный принцип означает, что невозможно ограничиться созданием особого структурного компонента, адресованного процессу цифровизации экономики, и оставить без изменений остальные компоненты, а также функционал, институты, организационные механизмы, инструменты региональной социально-экономической политики. Правомерен вывод о том, что последовательная реализация принципа системного преобразования данной политики означает необходимость соответствия данной политики следующим конкретным требованиям, воплощающим вызовы процесса цифровизации экономики:
– выдвижение целей системного преобразования территориального воспроизводства и социальных коммуникаций в территориальном сообществе на основе возможностей, предоставляемых цифровизацией;
– опора на результаты устойчивого согласования интересов участников региональной экономики и территориального сообщества, вовлеченных в процесс цифровизации, минимизация социально-экономических конфликтов, обусловленных воздействием данного процесса;
– обеспечение единства хозяйственного пространства региона в условиях интенсивной цифровизации, формирующей угрозы выпадения цифровых локалитетов из данного пространства;
– повышение субъектного потенциала региональной социально-экономической политики, востребованного для решения сложных задач, обусловленных выдвижением целей системного преобразования территориального воспроизводства и социальных коммуникаций в территориальном сообществе на основе возможностей, предоставляемых цифровизацией.
Б. Применение возможностей интеллектуального капитала, сформированного в ходе цифровизации, для обеспечения потребностей указанного процесса.
Цифровизация экономики стала одним из процессов современных преобразований, в котором рельефно обозначилось характерное для указанных процессов тесное взаимодействие движения самовозрастающей стоимости капитала с движением нового знания о мире. Во многом благодаря цифровизации, главным фактором устанавливающейся в мире новой экономики стал интеллектуальный капитал [3, 6]. Он существенно отличается от других форм капитала тем, что воплощен в субъектах хозяйственных связей, неотделим от них и представляет собой результат капитализации высокоразвитых творческих способностей к извлечению знаний, созиданию прорывных технологий, инновационных механизмов организации производства и обмена, гибких институтов и др. Сложность и творческий характер процесса цифровизации предполагают расширенное применение возможностей интеллектуального капитала.
В. Встраивание процесса модернизации региональной социально-экономической политики в модернизацию всей национальной социально-экономической политики.
Данный принцип означает, что невозможно получить устойчивые результаты модернизации одной только региональной социально-экономической политики, не обеспечивая сопряжения и взаимного соответствия преобразований всех уровней организации национальной политики. Пытаясь обновить только один уровень организации политики, мы столкнемся с тем, что оставшаяся без существенных изменений системная конструкция данной политики в короткое время обеспечит возврат данного уровня в прежнее, соответствующее всей конструкции состояние.
Основой для указанного встраивания модернизации региональной социально-экономической политики в модернизацию всей национальной социально-экономической политики выступает выдвижение таких долгосрочных целей указанной модернизации на мезоуровне, которые органично вписываются в систему целей обновления всей российской социально-экономической политики. Следует согласиться с теми авторами, кто рассматривает систематизированные долгосрочные цели преобразований в качестве необходимой основы для дальнейшей разработки стратегических планов и сценарных вариантов осуществления преобразований, расчета бюджетов проектов развития, проектирования новых технологий социально-экономической политики и организационных механизмов государственного управления и др. [2, 5].
Вместе с тем встраивание одного сложного процесса в другой – также сложный, но более масштабный процесс в нашем случае означает, что в системе национальной политики складывается и институционально закрепляется специальный механизм субординации входящих в нее модернизированных составляющих, в том числе региональной составляющей, наделенный необходимыми средствами мониторинга, приспособления и контроля вновь образующихся параметров. Такой механизм предоставляет возможность согласования и системного взаимодействия всех составляющих социально-экономической политики в процессе их обновления.
Ключом к указанному системному взаимодействию является выдвижение единой системы целей модернизации национальной социально-экономической политики [1].
Определим основные характеристики встраивания модернизации региональной социально-экономической политики в модернизацию всей национальной политики:
– обновляющаяся региональная политика ищет свое новое место, функции, упорядоченные связи в обновляющейся национальной политике;
– такое встраивание детерминировано обновлением всей системы национальной политики, с чем согласуются цели обновления региональной политики;
– встраивание обновляющейся региональной политики обусловливает ее конкретный вклад в общие результаты системной модернизации национальной политики и детерминирует меру ответственности участников обновления региональной политики за достижение системных целей модернизации национальной политики.
Г. Цифровизация всех элементов системы региональной социально-экономической политики.
Данный принцип означает необходимость первоочередного перевода региональной политики на цифровые технологии, создания специальной цифровой платформы для решения задач ее обновления, а также формирования соответствующих компетенций специалистов, занимающихся формированием и реализацией данной политики. Выделим три основных этапа цифровизации системы региональной социально-экономической политики:
- Разработка и апробация специальных цифровых технологий для данной политики, начиная с технологий систематизации перспективных целей развития региональной экономики и территориального сообщества, подготовка первой группы специалистов, обладающих необходимыми компетенциями.
- Создание цифровой эвристической платформы для данной политики и совокупности цифровых технологий, обеспечивающих потребности решения ее основных задач на современном этапе, подготовка комплекса специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, перевод организационных механизмов данной политики на цифровые технологии.
- Институциональное упорядочивание и закрепление результатов цифровизации данной политики, разработка устойчивых стандартов, норм, типовых решений, обеспечивающих ее развитие на основе цифровых технологий и снимающих риски.
При этом необходимо выделить такой эффект цифровизации региональной политики, как сбалансированность ее экономической и социальной составляющих. Для достижения такой сбалансированности в ближайшие годы, вплоть до 2025 г., на мезоуровне реализуются специальные программы, ориентированные на повышение качества и расширение доступа населения к совокупности социальных продуктов и услуг в таких сферах, как здравоохранение, образование, культура, обеспечение социальной поддержки детей и престарелых и др. [7].
Д. Ориентация модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации на обеспечение глобальной конкурентоспособности региональной экономики. Данный принцип означает необходимость выдвижения целей обновления региональной политики, сопряженных с условиями резкого обострения пространственной конкуренции. Новые реалии развития предъявляют к региональным экономикам повышенные требования, мера их конкурентоспособности возвышается и становится глобальной. В связи с этим требуется переосмысление парадигмы региональной социально-экономической политики России, ориентированной на поддержку территорий депрессивного типа и постепенное «подтягивание» их к среднему национальному уровню.
В современных условиях, национальная экономика, обремененная необходимостью отвлечения значительной части ресурсов своего развития на поддержку территорий депрессивного типа, будет обречена на быстрое перемещение на дальнюю периферию мирового развития и потерю перспектив, что особенно опасно в процессе обострения глобальной конкуренции [4].