Принципы модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации российской экономики

Принципы модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации российской экономики

Обоснованы принципы модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации российской экономики: системное преобразование функций, структуры, организационных механизмов и институтов региональной социально-экономической политики в процессе ее модернизации применительно к вызовам цифровизации экономики; применение возможностей интеллектуального капитала, сформированного в ходе цифровизации, для обеспечения потребностей указанного процесса; встраивание процесса модернизации региональной социально-экономической политики в модернизацию всей национальной социально-экономической политики; цифровизация системы региональной социально-экономической политики; ориентация модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации на обеспечение глобальной конкурентоспособности региональной экономики. Реализация указанных принципов дает возможность обеспечить соответствие процесса модернизации региональной социально-экономической политики вызовам цифровизации российской экономики.

Аннотация статьи
модернизация
принципы
цифровизация
регион
региональная социально-экономическая политика
Ключевые слова

Проектируя сложные преобразования в сфере социально-экономической политики, необходимо опираться на совокупность принципов, которые выступают в качестве связующей отдельные компоненты преобразований и выстраивающей их в целостный, органичный процесс. Выделим конкретные задачи, которые призваны обеспечить принципы модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации российской экономики:

– реорганизация и качественно новое упорядочивание взаимодействия прежних и вновь востребованных в условиях цифровизации функций и структурных элементов данной политики, то есть, перевод ее системы на новый уровень развития, обусловленный цифровизацией;

– реализация новых возможностей и учет соответствующих ограничений, которые появляются в поле развития данной политики в связи с цифровизацией экономики, то есть, освоение ее новой реальности;

– обеспечение необходимой преемственности между курсом данной политики до модернизации и после ее осуществления.

Исходя из указанных задач можно сформулировать следующие принципы модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации российской экономики:

А. Системное преобразование функций, структуры, организационных механизмов и институтов региональной социально-экономической политики в процессе ее модернизации применительно к вызовам цифровизации экономики.

Данный принцип означает, что невозможно ограничиться созданием особого структурного компонента, адресованного процессу цифровизации экономики, и оставить без изменений остальные компоненты, а также функционал, институты, организационные механизмы, инструменты региональной социально-экономической политики. Правомерен вывод о том, что последовательная реализация принципа системного преобразования данной политики означает необходимость соответствия данной политики следующим конкретным требованиям, воплощающим вызовы процесса цифровизации экономики:

– выдвижение целей системного преобразования территориального воспроизводства и социальных коммуникаций в территориальном сообществе на основе возможностей, предоставляемых цифровизацией;

– опора на результаты устойчивого согласования интересов участников региональной экономики и территориального сообщества, вовлеченных в процесс цифровизации, минимизация социально-экономических конфликтов, обусловленных воздействием данного процесса;

– обеспечение единства хозяйственного пространства региона в условиях интенсивной цифровизации, формирующей угрозы выпадения цифровых локалитетов из данного пространства;

– повышение субъектного потенциала региональной социально-экономической политики, востребованного для решения сложных задач, обусловленных выдвижением целей системного преобразования территориального воспроизводства и социальных коммуникаций в территориальном сообществе на основе возможностей, предоставляемых цифровизацией.

Б. Применение возможностей интеллектуального капитала, сформированного в ходе цифровизации, для обеспечения потребностей указанного процесса.

Цифровизация экономики стала одним из процессов современных преобразований, в котором рельефно обозначилось характерное для указанных процессов тесное взаимодействие движения самовозрастающей стоимости капитала с движением нового знания о мире. Во многом благодаря цифровизации, главным фактором устанавливающейся в мире новой экономики стал интеллектуальный капитал [3, 6]. Он существенно отличается от других форм капитала тем, что воплощен в субъектах хозяйственных связей, неотделим от них и представляет собой результат капитализации высокоразвитых творческих способностей к извлечению знаний, созиданию прорывных технологий, инновационных механизмов организации производства и обмена, гибких институтов и др. Сложность и творческий характер процесса цифровизации предполагают расширенное применение возможностей интеллектуального капитала.

В. Встраивание процесса модернизации региональной социально-экономической политики в модернизацию всей национальной социально-экономической политики.

Данный принцип означает, что невозможно получить устойчивые результаты модернизации одной только региональной социально-экономической политики, не обеспечивая сопряжения и взаимного соответствия преобразований всех уровней организации национальной политики. Пытаясь обновить только один уровень организации политики, мы столкнемся с тем, что оставшаяся без существенных изменений системная конструкция данной политики в короткое время обеспечит возврат данного уровня в прежнее, соответствующее всей конструкции состояние.

Основой для указанного встраивания модернизации региональной социально-экономической политики в модернизацию всей национальной социально-экономической политики выступает выдвижение таких долгосрочных целей указанной модернизации на мезоуровне, которые органично вписываются в систему целей обновления всей российской социально-экономической политики. Следует согласиться с теми авторами, кто рассматривает систематизированные долгосрочные цели преобразований в качестве необходимой основы для дальнейшей разработки стратегических планов и сценарных вариантов осуществления преобразований, расчета бюджетов проектов развития, проектирования новых технологий социально-экономической политики и организационных механизмов государственного управления и др. [2, 5].

Вместе с тем встраивание одного сложного процесса в другой – также сложный, но более масштабный процесс в нашем случае означает, что в системе национальной политики складывается и институционально закрепляется специальный механизм субординации входящих в нее модернизированных составляющих, в том числе региональной составляющей, наделенный необходимыми средствами мониторинга, приспособления и контроля вновь образующихся параметров. Такой механизм предоставляет возможность согласования и системного взаимодействия всех составляющих социально-экономической политики в процессе их обновления.

Ключом к указанному системному взаимодействию является выдвижение единой системы целей модернизации национальной социально-экономической политики [1].

Определим основные характеристики встраивания модернизации региональной социально-экономической политики в модернизацию всей национальной политики:

– обновляющаяся региональная политика ищет свое новое место, функции, упорядоченные связи в обновляющейся национальной политике;

– такое встраивание детерминировано обновлением всей системы национальной политики, с чем согласуются цели обновления региональной политики;

– встраивание обновляющейся региональной политики обусловливает ее конкретный вклад в общие результаты системной модернизации национальной политики и детерминирует меру ответственности участников обновления региональной политики за достижение системных целей модернизации национальной политики.

Г. Цифровизация всех элементов системы региональной социально-экономической политики.

Данный принцип означает необходимость первоочередного перевода региональной политики на цифровые технологии, создания специальной цифровой платформы для решения задач ее обновления, а также формирования соответствующих компетенций специалистов, занимающихся формированием и реализацией данной политики. Выделим три основных этапа цифровизации системы региональной социально-экономической политики:

  1. Разработка и апробация специальных цифровых технологий для данной политики, начиная с технологий систематизации перспективных целей развития региональной экономики и территориального сообщества, подготовка первой группы специалистов, обладающих необходимыми компетенциями.
  2. Создание цифровой эвристической платформы для данной политики и совокупности цифровых технологий, обеспечивающих потребности решения ее основных задач на современном этапе, подготовка комплекса специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, перевод организационных механизмов данной политики на цифровые технологии.
  3. Институциональное упорядочивание и закрепление результатов цифровизации данной политики, разработка устойчивых стандартов, норм, типовых решений, обеспечивающих ее развитие на основе цифровых технологий и снимающих риски.

При этом необходимо выделить такой эффект цифровизации региональной политики, как сбалансированность ее экономической и социальной составляющих. Для достижения такой сбалансированности в ближайшие годы, вплоть до 2025 г., на мезоуровне реализуются специальные программы, ориентированные на повышение качества и расширение доступа населения к совокупности социальных продуктов и услуг в таких сферах, как здравоохранение, образование, культура, обеспечение социальной поддержки детей и престарелых и др. [7].

Д. Ориентация модернизации региональной социально-экономической политики в условиях цифровизации на обеспечение глобальной конкурентоспособности региональной экономики. Данный принцип означает необходимость выдвижения целей обновления региональной политики, сопряженных с условиями резкого обострения пространственной конкуренции. Новые реалии развития предъявляют к региональным экономикам повышенные требования, мера их конкурентоспособности возвышается и становится глобальной. В связи с этим требуется переосмысление парадигмы региональной социально-экономической политики России, ориентированной на поддержку территорий депрессивного типа и постепенное «подтягивание» их к среднему национальному уровню.

В современных условиях, национальная экономика, обремененная необходимостью отвлечения значительной части ресурсов своего развития на поддержку территорий депрессивного типа, будет обречена на быстрое перемещение на дальнюю периферию мирового развития и потерю перспектив, что особенно опасно в процессе обострения глобальной конкуренции [4].

Текст статьи
  1. Клейнер Г.Б. От экономики «физических лиц» к системной экономике // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 13-24.
  2. Константиниди Х.А. Стратегическое партнерство в процессе преобразования государственной экономической политики // Современная научная мысль. 2017. № 5. С. 162-168.
  3. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом ВШЭ, 2010. 256 с.
  4. Нуреев Р.М. Периферия мирового хозяйства // Terra economicus. 201 Т.12. №1. С. 123-149;
  5. Потапов Л.В., Атанов Н.И. Модернизация, инновации и стратегирование пространственного развития экономики России // Пространственная экономика. 2010. №4. С. 75-82.
  6. Соложенцев Е.Д. Цифровое управление государством и экономикой // Актуальные проблемы экономики и управления. 2018. № 1 (17). С. 136-153.
  7. Цакаев А.Х., Саидов З.А. Цифровая трансформация в региональных экономиках Российской Федерации // Финансовый бизнес. 2018. № 4 (195). С. 3-20.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня