Главная
АИ #9 (139)
Статьи журнала АИ #9 (139)
Интерактивная технология деятельностного обучения в условиях реализации ФГОС: шк...

Интерактивная технология деятельностного обучения в условиях реализации ФГОС: школьный музейный маркетинг

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интерактивные технологии
школьный музей
школьный музейный маркетинг
музейный маркетинг
патриотическое мировоззрение

Аннотация статьи

В статье актуализируются вопросы применения интерактивных технологий в образовательной деятельности школьных учреждений.

Текст статьи

Интерактивные технологии – это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В условиях реализации обновленных ФГОС особое место отводится воспитательной деятельности, которая планируется и осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) [2, с.3].

По инициативе Президента РФ В.В. Путина в Федеральный закон «Об образовании» от 31 июля 2020г. №304-ФЗ внесены изменения по вопросам воспитания и создания в образовательной организации условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культурному наследию.

Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы в МБОУ гимназии №2 стал школьный историко-краеведческий музей.

Школьный музей Боевой и трудовой славы имени Фрица Платтена был открыт 7 мая 1982 года. В 90-е годы деятельность школьного музея была приостановлена. В 2006 году силами учительского и ученического коллективов музей был возрожден и получил статус историко-краеведческого. С 2011 года проектная и исследовательская деятельность стала ведущей.

В настоящее время фонды школьного музея составляют подлинные экспонаты, фотографии, награды ветеранов, личные вещи участников Великой Отечественной войны, денежные знаки различных лет, предметы быта жителей села.

Фонды музея:

Количество экспонатов – 235

Из них подлинных – 85:

  • подлинники-медали;
  • наградные листы участников Великой Отечественной войны;
  • книги (церковно-славянская азбука, первое наставление детям 1914 г.;
  • русский язык 1918 г.);
  • предметы быта жителей села разных лет (прялка, самовар, серп, утюг и др).

Школьный музей – одно из действенных средств расширения кругозора и специальных знаний обучающихся, воспитания у школьников любви к родному краю. Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями.

«Долг ныне живущих поколений перед Богом и перед Родиной – вспомнить доброе былое, связать расторгнутое, восстановить уничтоженное, обрести подлинную историю своей семьи, своей малой родины, своего национального «Я», – сказал писатель Юрий Сбитнев.

Возможно ли это в современных условиях? Нужно ли это современному обществу? Действительно ли школе нужен музей? Можно ли школьный музейный маркетинг рассматривать как эффективную интерактивную технологию деятельностного обучения, способствующую формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, совершенствованию образовательного процесса средствами дополнительного образования?

В последнее время изменились условия деятельности школьных музеев, расширились их контакты, механизмы взаимодействия с другими учреждениями. В музейном деле появились новые понятия.

Музейный маркетинг (от англ. marketing – акт покупки и продажи на рынке) позволяет определять и удовлетворять интересы потребителей музейных услуг, а также формировать их [1, с.113].

Школьный музейный маркетинг – комплекс мероприятий, направленных на поиск эффективных способов взаимодействия со своей аудиторией, создание таких условий, которые побуждали бы посетителей вернуться снова в музей; это эффективная интерактивная технология деятельностного обучения, позволяющая реализовать миссию музея, активизировать историко-краеведческую деятельность обучающихся, привлечь детей к поисково-исследовательской работе, создать оптимальные условия для учителей и обучающихся в использовании материалов краеведения, сохранить социально-культурную значимость средствами музейной деятельности.

Среди стандартных методов школьного музейного маркетинга в образовательном пространстве историко-краеведческого музея проводятся тематические экскурсии: «Они сражались за Родину», «Фронтовые будни», «Афганские рубежи», «А.П. Чехов. Мелихово», «Фриц Платтен – основатель коммуны», «Из истории села», «Из истории дворянской усадьбы», «Школа – вчера и сегодня».

Созданы ученические лекторские группы по темам:

  1. «Лопасня изначальная», «Мое родное село», «Мелихово».
  2. «Дети военной поры», «Фриц Платтен», «Коммуна «Солидарность», «История совхоза».
  3. «Великая Отечественная война», «Афганистан», «Чечня».
  4. «Дворянская усадьба», «Пушкинское гнездо».
  5. «Русская старина», «Памятные места».
  6. «Советская эпоха».

Постоянно действуют передвижные стенды – выставки:

  • Города-герои.
  • История села Васькино.
  • Дорога к храму.
  • Стенды, посвященные основным сражениям Великой Отечественной войны и др.

Актив музея под руководством наставников в процессе поисково-исследовательской деятельности ведет поиск и сбор вещественных и документальных предметов, относящихся к землякам – участникам СВО. Активно идет работа по составлению летописи и хронологии событий. Открыта новая экспозиция, посвященная выпускникам школы – участникам специальной военной операции, проявившим отвагу, мужество и героизм. Определены основные формы сотрудничества с учителями школы, с родителями, жителями поселка. Организованы музейные уроки и уроки мужества «Есть такая профессия – Родину защищать».

С целью формирования патриотического мировоззрения у обучающихся школы путем создания воспитательной среды по изучению истории жизни выдающихся и героических выпускников нашей гимназии идет реализация проекта «Парта Героя». Используются современные подходы и цифровые инструменты для создания нового контента.

В музее для аудитории разных возрастов проводятся интересные воркшопы и мастер-классы, которые, как коллективные методы обучения, способствуют активному участию в них детей, а также побуждают участников вернуться вновь в музей за новыми эмоциями. Руководители школьного музея совместно с членом общественной палаты г.о. Чехов Климанцевой О.В. и волонтерами Чеховского клуба волонтеров организуют и проводят музейные акции, встречи с уникальными людьми, часы общения, конкурсы.

На основе архивных материалов и экспозиций школьного историко-краеведческого музея членами музейного актива созданы и проводятся музейные игры и квесты: «Маршрут Победы», «Краеведческий дайвинг. Васькино», «История по крупицам: от старины до современности». В последнее время школьный музей стал площадкой для любознательных посетителей-киноманов: проводится видеосалон «Судьба поселка в лицах», «Дети и война», «Юные герои».

Конечно же, традиционные методы взаимодействия с посетителями – краеведческая библиопанорама «Люблю тебя, мое Васькино», цикл краеведческих бесед «Всему начало здесь, в Лопасненском крае», историко-литературная экспедиция «Письма с фронта», фотовыставки «Родного села черты», «По родному краю с фотоаппаратом», час краеведения «Пешком в историю (о памятнике А.П. Чехова в п. Васькино), литературно-музыкальные композиции, ежегодные научно-практические конференции школьников, участие в научно-практических семинарах руководителей, публикации активистов и наставников – остаются актуальными и востребованными. В последнее время популярность приобретают цифровые методы взаимодействия музея в онлайн-среде.

На сайте МБОУ гимназии №2 создан раздел «Музей». Этот цифровой маркетинговый инструмент позволил активистам музея познакомиться с кандидатом исторических наук из Швейцарии, преподавателем Базельского университета Реа Рибен, которая пишет докторскую диссертацию о Фрице Платтене. Проект нашего ученика и виртуальная экскурсия по музею помогли историку узнать неизвестные факты из жизни швейцарского коммуниста – основателя коммуны на Васькинской земле, а нам открыть новые страницы его биографии.

Популяризация нашего школьного историко-краеведческого музея путем участия во Всероссийских конкурсах музеев образовательных организаций, научно-исследовательских и творческих работ обучающихся позволила привлечь внимание работников Архивного управления г. Москвы. Проведенный с активистами школьных музеев МБОУ «Нерастанновской СОШ» и МБОУ «Крюковской СОШ» г.о. Чехов видео-телемост, посвященный 80-летию прорыва блокады Ленинграда, завершился проникновенным прочтением стихов о тяжелых вехах истории, Ленинградской трагедии. Данный инновационный метод предоставляет возможность потреблять музейный контент вне зависимости от территориального нахождения. Общение в интерактивном формате видео-телемоста с учащимися МБОУ «СОШ №27 г. Мариуполь» позволило расширить нашу музейную аудиторию, найти друзей и определить темы для дальнейшего сотрудничества.

Мессенджер Telegram, социальная сеть «ВКонтакте», чат «Школьный музей МБОУ гимназии №2 (здание 2)» на образовательной платформе «Сферум» – современные цифровые методы взаимодействия с аудиторий, которые открывают безграничные возможности для представления нашего музея.

Школьный историко-краеведческий музей, открытый в 1982 году в маленькой сельской школе (01.09.2022г. МБОУ «Васькинская ООШ» была присоединена к МБОУ гимназии №2 путем создания образовательного комплекса), в настоящее время активно сотрудничает с МБОУ «Музей Памяти Лопасненского края», с Государственным литературно-мемориальным музеем-заповедником А.П. Чехова «Мелихово», храмом Рождества Пресвятой Богородицы п. Васькино, присоединился к долгосрочной Программе развития деятельности школьных музеев «Школьный Музей Победы», зарегистрирован на портале школьных музеев Российской Федерации, имеет свидетельство ФЦДЮТИК.

Благодаря школьному музейному маркетингу как эффективной интерактивной технологии деятельностного обучения гимназия имеет значимые достижения в сфере музейной деятельности:

1. Конкурс музеев образовательных организаций «Мой музей»:

  • муниципальный уровень (2017-2018 уч.г. – 2 победителя, 2018-2019 уч.г. – 2 победителя, 2020-2021 уч.г. – 5 победителей, 2021-2022 уч.г. – 4 победителя);
  • региональный уровень (2017-2018 уч.г. – 2 призера);
  • региональный уровень (номинация для руководителей школьных музеев, 2020-2021 уч.г. – 2 дипломанта).

2. Московский областной конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» – региональный уровень (2018-2019 уч.г. – 2 победителя, 2021-2022 уч.г. – 1 победитель).

3. Московский областной конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»:

  • муниципальный уровень (2020-2021 уч.г. – 1 победитель, 2021-2022 уч.г. – 1 победитель);
  • региональный уровень (2021-2022 уч.г. – 1 победитель);
  • федеральный уровень (2021-2022 уч.г. – 1 участник).

4. VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Старт в науке» – международный уровень (2019-2020 уч.г. – 4 победителя, 2020-2021 уч.г. – 2 победителя).

5. Всероссийский конкурс музеев образовательных организаций« Культурный маршрут» – федеральный уровень (2021-2022 – 4 участника).

6. Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» – федеральный уровень (2020-2021 уч.г. – 1 победитель, 2021-2022 уч.г. – 1 победитель).

7. XLVII Всероссийский конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ обучающихся «Обретенное поколение» – федеральный уровень (2020-2021 уч.г. – 2 призера).

8. Всероссийский конкурс патриотических практик «Просто любить Россию», номинация «Конкурс музейных инициатив» – федеральный уровень (2017-2018 уч.г. – 2 призера).

9. Межрегиональный конкурс учебных проектов по географии, краеведению, экономике и финансовой грамотности «Чеховский Меридиан» (краеведение)  (2021-2022 уч.г. – 1 победитель, 4 призера).

10. Муниципальный конкурс медиатворчества для детей и юношества, посвящённого 74 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в рамках проекта «Современная Россия глазами детей», на базе детского центра развития медиатехнологий, экранного творчества и анимации «Ветер перемен» г. Чехов-3 Московской области, при поддержке Управления Образования городского округа Чехов «Наследники Победы»  (2018-2019 уч.г. – 2 призера).

11. Всероссийская конференция «Мой вклад в величие России» – федеральный уровень (2020-2021 уч.г. – 2 призера).

12. Всероссийская конференция «Мы гордость Родины» – федеральный уровень (2020-2021 уч.г. – 2 призера).

13. Зональные образовательные чтения школьников и студентов «А.М. Прокин и его мир» – региональный уровень (2017-2018 уч.г. – 2 призера, 2018-2019 уч.г. – 1 призер, 2019-2020 уч. – 2 победителя, 2021-2022 уч.г. – 1 призер).

14. Муниципальная научно-практическая конференция обучающихся – (2017-2018 уч.г. – 2 призера, 2021-2022 уч. – 3 призера).

Список литературы

  1. Музеи. Маркетинг. Менеджмент : Практ. пособие / [Редкол.: С. Кози, С. Фокс (брит. сторона); В. Дукельский, Н. Никишин (рос. сторона)]. – Москва : Прогресс-Традиция, 2001. – 222 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 5-89826-078-1Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века. Сост. и научн. Редактор Н.А. Никишин. М.: Прогресс-Традиция, 1999.
  2. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. – Москва : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2021. – 35 с.
  3. Цифровой маркетинг и «нарративный музей» // Музей в цифровую эпоху: перезагрузка. URL: http://mmbook-hse.ru/books/27/sections/204/
  4. Шекова Е. Л. Особенности маркетинга в сфере культуры (на примере музеев) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2016. № 2. – С. 71-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-marketinga-v-sfere-kultury-na-primere-muzeev

Поделиться

801

Косинова Т. В. Интерактивная технология деятельностного обучения в условиях реализации ФГОС: школьный музейный маркетинг // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.II.С. 77-80. URL: https://apni.ru/article/5750-interaktivnaya-tekhnologiya-deyatelnostnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января