Автор(-ы):
Винник Евгений Александрович
1 марта 2023
Научный руководитель
Диденко Галина Александровна
Секция
Информационные технологии
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Введение. Изначально Интернет развивался бесконтрольно и со временем превратился в массу информации, которая не всегда была безопасной. Это, а также тот факт, что возраст, в котором люди начинают пользоваться Интернетом, становится все более молодым, привело к проблемам безопасности и контроля доступа к Интернет-ресурсам, которые продолжаются и по сей день. Основной целью данного исследования является выявление специализированного программного обеспечения для фильтрации контента, отвечающего всем требованиям Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Для достижения цели были изучены способы подключения к сети Интернет, способы организации системы контентной фильтрации, способы ограничения доступа к информационным ресурсам сети Интернет, раскрыты функции программного обеспечения системы контентной фильтрации, рекомендованного Минобрнауки РФ, функции программного обеспечения для системы контентной фильтрации, рекомендуемой авторами, а также проведен сравнительный анализ всех перечисленных видов программного обеспечения. Для этого были рассмотрены способы подключения к сети Интернет, построения системы контентной фильтрации и ограничения доступа к информационным ресурсам сети Интернет, функции программного обеспечения системы контентной фильтрации, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации, авторские Раскрыты функции программного обеспечения системы контентной фильтрации, проведен сравнительный анализ этих программ. Также были раскрыты функции программного обеспечения системы контентной фильтрации, рекомендованного авторами, и проведен сравнительный анализ этих программ.
При подключении к Интернету учащиеся могут столкнуться с угрозами, о которых они могут не знать, такими как
Изложение основного материала статьи
Угрозу заражения вредоносными программами можно решить, установив на компьютер антивирусную программу, которая содержит модуль, постоянно контролирующий работу компьютера. Угрозу контактов с незнакомыми людьми или нежелательных покупок можно предотвратить, обсудив эту тему с учениками. Но как можно решить проблему угрозы доступа к нежелательному контенту?
Для борьбы с нежелательным контентом применяются как организационные меры (например, назначение ответственных лиц, режим доступа в компьютерные классы, доведение до сведения учащихся кодексов поведения в Интернете, ответственность за незаконные действия), так и технические меры (фильтрация трафика, мониторинг поведения студентов).
Рассмотрим варианты фильтрации контента.
В образовательных учреждениях на компьютерах, имеющих доступ к сети Интернет, должна быть установлена система контентной фильтрации. Назначение системы контентной фильтрации:
Назовем способы организации контентной фильтрации
образовательным учреждением:
Первый способ трудоемок и усложняет процесс администрирования программы контент-фильтрации, так как контролировать список доступа к ресурсам необходимо на каждом персональном компьютере. В большинстве случаев такую фильтрацию может отключить пользователь, владеющий минимальными навыками работы с компьютером, самостоятельно.
Второй способ требует от системного администратора более высокого уровня квалификации, так как он подразумевает администрирование школьного сервера. Но при таком способе организации контроля доступа к ресурсам сети Интернет ни один компьютер не может миновать программу-фильтр, установленную на сервере. Также контролировать список доступных или запрещенных ресурсов нужно в единственном числе. Такой способ позволяет обеспечить доступ в сеть Интернет всех сотрудников и учащихся образовательного учреждения через один общий канал.
Следует отметить, что фильтрация Интернет-ресурсов на локальном уровне должна дополнять, но не подменять систему фильтрации на уровне провайдера. Для обеспечения фильтрации на локальном уровне образовательное учреждение имеет право самостоятельно выбрать систему контентной фильтрации.
Существует довольно много различных способов ограничения доступа учащихся к информационным интернет-ресурсам, содержимое которых несовместимо с целями образовательного процесса. Если использовать в комплексе несколько наиболее доступных способов, то это позволит обеспечить максимально возможную защиту от нежелательного интернет-контента.
Было время, когда все школы были подключены к сети Интернет через провайдера РТКОММ, который и занимался фильтрацией контента. Однако со временем канала со 128 кбит/с многим стало мало и некоторые решили сменить способ подключения и также провайдера. Но тут появляется проблема контентной фильтрации.
Системы, фильтрующие контент, используют следующие технологии:
Ни одна из обозначенных технологий не является универсальной – каждый подход имеет строго ограниченную область применения. Основная проблема – в правильности выдаваемых результатов.
Лучшие в мире системы контентной фильтрации используют URL-фильтрацию, основанную на анализе и категоризации интернет-ресурсов. Такой механизм признан наиболее эффективным методом фильтрации контента.
Основные проблемы, с которыми сталкивается большинство систем контентной фильтрации:
а) запрос опасного интернет-ресурса без контент-фильтра
б) запрос опасного интернет-ресурса через контент-фильтр
в) запрос полезного интернет-ресурса через контент-фильтр
Рис. Движение запросов интернет-ресурса
Таким образом, организация контентной фильтрации – не право, а обязанность общеобразовательного учреждения. Ее наличие и эффективность регулярно проверяют специалисты управления образования и представители прокуратуры.
Способы ограничения доступа к информационным ресурсам сети Интернет:
Таблица
Примеры специализированных программных обеспечений для контентной фильтрации
№ |
Наименование ПО |
Фильтрация по ключевым словам |
Динамическая фильтрация |
URL фильтрация |
Техническая поддержка |
Стоимость |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Контент фильтр для образовательных учреждений skydns.ru |
есть |
есть |
есть |
есть |
от 450 руб. в год за 1 ПК! |
2 |
Комплект интернет-шлюз Ideco ICS + контент-фильтр SkyDNS |
есть |
есть |
есть |
есть |
15 000тыс. на 100 пользователей |
Выводы
Таким образом, организация сетевой безопасности и контентной фильтрации потребует от образовательных учреждений значительных временных и материальных затрат и принятия не простых управленческих решений. При этом наличие системы фильтрации не исключает необходимости обучения детей мерам безопасности и определенным правилам поведения в сети Интернет, но ограждает от часто навязываемого искаженного представления об окружающем мире. Одним из средств решения данной проблемы может стать просвещение общественности, участников образовательного процесса и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь педагогов, в сфере безопасного поведения человека – специалиста и школьника в мире компьютерных технологий и Интернета.
Решающим фактором безопасного поведения ребенка в Интернете является внимание со стороны родителей к проблеме взаимодействия ребенка с компьютерным миром вообще и сетью Интернет, в частности. Педагогам необходимо обратить внимание родителей на эту специфическую проблему киберопасности, подчеркнуть важность участия родителей в безопасной коммуникации ребенка в Сети и организовать периодические встречи, посвященные теме взаимодействия ребенка с сетью Интернет.
Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие программные фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но можно формировать у учащихся навык безопасного поведения в Интернете.
Самое главное – приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями Сети.
Для того чтобы реализовать новый подход в образовании, преподавателю необходимо не только подобрать новые методы обучения, научиться сотрудничать, но и уметь работать с технологической информацией, с информационными компьютерными сетями, знать и иметь в руках нормативную документацию, регламентирующей доступ к ресурсам сети Интернет в общеобразовательном учреждении.
Список литературы
Поделиться
Винник Е. А. Безопасная локальная сеть интернет в образовательных организациях // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.I.С. 59-64. URL: https://apni.ru/article/5755-bezopasnaya-lokalnaya-set-internet-v-obrazova