Автор(-ы):
Лунева Елена Николаевна
1 марта 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Статья посвящена проблеме формирования и развития функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения физики. Приведены примеры использования качественных задач для более глубокого усвоения материала, повышения интереса к изучению предмета.
Текст статьи
В настоящее время происходят кардинальные изменения в обществе. Обществу нужна принципиально новая система образования, где образование рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности посредством обучения и воспитания, а преподаватель организует познавательную деятельность обучающихся.
Сейчас на повестке дня очень актуальны такие вызовы времени как развивающее образование. Опираясь на обновленный ФГОС, который вступил в действие в сентябре 2022 года, готовить обучающихся необходимо не только к итоговой аттестации, но и к жизни [2].
В настоящее время существует очень много проблем, которые мы поднимаем все чаще и чаще. Например, школьники не всегда понимают тот текст, который представлен на страницах учебника в виде заданий, задач, практических работ. Трудности у школьников возникают и с построением рассуждений, они не умеют анализировать и указывать причинно-следственные связи, аргументировать тот или иной факт, излагать и отстаивать свою точку зрения. Нам необходимо перестроить свою работу, пересмотреть свои планы и задания и обратить внимание на указанные проблемы. Необходимо учесть, что в последнее время у школьников низкая мотивация к процессу обучения, им трудно понять зачем им нужны те или иные знания. Так, например в некоторых учебниках представлены большие тексты, когда школьники начинают читать текст он теряет для них смысл.
Современные обучающиеся, выросшие в мире компьютеров, мобильных телефонов, видеоигр привыкли получать информацию быстро, предпочитают «играть», а не работать серьезно. Они лучше справляются с совместными проектами, чем с индивидуальными заданиями.
Основная доля педагогов – люди старшего поколения, чувствуют себя в цифровом мире неуютно. Они предпочитают учиться медленно, поэтапно, серьезно. И таким же образом предпочитают учить, что совсем не соответствует истине. Преподавателям необходимо пересмотреть методы преподавания и содержание образования.
Одним из эффективных средств, способствующих положительной мотивации обучающихся, является проблемное обучение. Процесс обучения должен быть построен так, чтобы ребенок усваивал не только знания, но и умение их применять на практике.
Раскрывая психическую природу процесса мышления, известный психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Начальным элементом процесса мышления, как правило, является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда возникает потребность что-то понять. Мышление, как правило, начинается с проблемы или вопроса, с удивления или противоречия. Процесс мышления всегда направлен на решение какой-нибудь задачи» [1].
В декабре 2019 года была одобрена «Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы» в которой выделяются два основных направления:
Речь идет о мотивации обучающихся к более глубокому изучению физики и дальнейшему обучению в профильных классах, о формировании естественнонаучной грамотности как основной практико-ориентированной цели обучения.
В стандарте 2021 года тоже сказано, что особое внимание необходимо обратить на практико-ориентированные задания с уклоном на жизненный опыт. Чаще всего обучающиеся не могут понять смысла изучения физики, так как их работа сводится к заучиванию формул и определений, решению типовых задач, не имеющих никакого отношения к жизни. Доминирует теоретическая составляющая и сведена к минимуму экспериментальная деятельность обучающихся. Поэтому, особое внимание при преподавании физики должно уделяться формированию умений постановки задач исследования, выдвижению научных гипотез и проверке предположений, составлению плана исследования.
При изучении физики должна быть непрерывная связь с другими предметами естественно-научного цикла: химия, биология, география, астрономия.
Согласно концепции, ключевым моментом обучения являются:
Особенно важным является использование качественных задач в процессе преподавания физики. Качественные задачи вызывают у обучающихся как правило больший интерес чем количественные. Тульчинский М. Е. писал: " Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике" [4]. Отличительная особенность качественных задач в том, что, анализируя их условия учащиеся обращают особое внимание на физическую сущность рассматриваемых явлений. Решаются они, как правило, устно, путём логических умозаключений.
Решение качественных задач включает 3 этапа:
При анализе содержания задачи используют общие закономерности, выясняют, как конкретно объясняется явление, описанное в задаче. Ответ к задаче получают как завершение проведенного анализа.
В качественной задаче вопрос ставится так, что ответа на него в готовом виде в учебнике нет! Учащиеся должны сами найти ответ или решение, синтезируя данные условия задачи и моделируя физические явления.
Такие задачи обязательно вызовут у обучающихся вопрос-обсуждение, школьники будут выдвигать гипотезы, а кто-то обязательно попробует найти ответ в учебнике. Решение качественных задач вызывает необходимость анализировать и синтезировать явления, т. е. логически мыслить, приучает учащихся к точной, лаконичной, литературно и технически грамотной речи.
В зависимости от уровня подготовленности обучающихся задачи могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от степени сложности.
Например, при изучении в 8 классе темы «Тепловые явления», обучающимся можно предложить задания 4 уровней сложности – таблица.
Таблица
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
Что быстрее испарится: пролитая на пол вода или такое же количество воды в стакане? |
Сравните быстроту испарения воды, пролитой на пол, и такого же количества воды в стакане. |
В стакан налита вода. В какую емкость следует перелить воду, чтобы ускорить испарение? |
На чаши весов поставили 2 разных сосуда с одинаковым количеством воды одной температуры. Весы уравновешены. Почему через некоторое время равновесие весов нарушилось? |
В два одинаковых стакана налита вода до одного уровня, но разной температуры. В каком стакане быстрее испарится жидкость? |
В два одинаковых стакана налита вода равной массы. Известно, что из одного стакана жидкость испарилась быстрее. Почему? |
В два одинаковых стакана налита вода равной массы. Известно, что из одного стакана жидкость испарилась быстрее. Известно, что один сосуд стоит на столе. Где может находиться другой? |
В два одинаковых стакана налита одинаковая жидкость одинаковой массы. Опыт показал, что масса одной жидкости меняется, а другой практически нет. Опишите условия проведения эксперимента. |
Как правило задачи первого уровня уже содержат подсказку для ответа в тексте. Вопросы второго уровня предлагают провести сравнение, обучающиеся сам выбирают варианты ответа. Вопросы третьего уровня требуют анализа ситуации, обучающийся может ввести дополнительные условия и объекты. Вопросы четвертого уровня требуют тщательного анализа самого текста задания и привлечения значительного теоретического материала.
Качественные задачи с производственным содержанием знакомят учащихся с техникой, расширяют их кругозор, являются одним из средств подготовки учащихся к практической деятельности. Решение качественных задач по физике является одним из важных приемов политехнического обучения. Использование качественных задач способствует более глубокому пониманию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает формализм в знаниях учащихся.
Для повышения мотивации необходимо придавать изложению содержания задачи внешне интересную форму, сообщать практическую и жизненную привлекательность рассчитываемому явлению, учитывать увлечения и потребности современных школьников. В поисках такого рода заданий надо обращаться к кругу явлений повседневной жизни, к области техники, к природе, к страницам художественной литературы, к фильмам, - словом, ко всему, что, находясь за пределами учебника, всегда привлекает внимание учащихся.
Например:
Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях. Её можно определить как повседневную «мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития естественнонаучной грамотности, это основной из видов функциональной грамотности который формируется у обучающихся при изучении предмета физика.
Список литературы
Поделиться
Лунева Е. Н. Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках физики // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.II.С. 81-84. URL: https://apni.ru/article/5756-formirovanie-i-razvitie-funktsionalnoj-gramot