Отдельные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях

В настоящем исследовании рассмотрены отдельные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях. Автором выделены виды здоровьесберегающих технологий. Отмечен комплекс задач, решение которых будет способствовать планированию системы здоровьесбережения.

Аннотация статьи
дошкольная образовательная организация
здоровьесбережение
педагог
задачи
технологии
Ключевые слова

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных организациях имеют целью формирование здорового образа жизни у детей.

Представленная тема исследования является актуальной в настоящее время по нескольким причинам.

Во-первых, здоровье ребенка является важнейшим аспектом его развития. Дошкольный возраст – это период, когда формируются основы здорового образа жизни, привычки к здоровому питанию, регулярным физическим нагрузкам и уходу за собой. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях могут помочь детям усвоить эти привычки и научиться принимать ответственность за свое здоровье.

Во-вторых, существует ряд проблем, связанных со здоровьем детей в дошкольных учреждениях. Например, дети могут часто болеть из-за недостаточной гигиены, плохого питания и недостаточной физической активности. Здоровьесберегающие технологии могут помочь снизить риск заболевания и улучшить общее состояние здоровья детей.

В-третьих, здоровье детей в дошкольных учреждениях имеет важное социально-экономическое значение. Болезни и недуги у детей приводят к пропускам занятий, что в свою очередь влияет на успеваемость и социальную адаптацию ребенка в будущем. Внедрение здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях может помочь снизить эти риски.

Целью статьи является определение практических аспектов реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях.

Реализация здоровьесберегающих технологий может быть эффективной при соблюдении ряда аспектов:

  1. Разработка целевых программ и планов работы по здоровьесберегающим технологиям, включающих комплекс мероприятий для детей, родителей и педагогов.
  2. Обеспечение безопасности детей и организация пространства, учитывающие требования здоровьесберегающих технологий. Это включает обеспечение чистоты и гигиены в помещениях и на территории дошкольного учреждения, организацию здорового питания и обеспечение комфортных условий пребывания детей на улице [1, c. 207].

Внедрение здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях может иметь положительный эффект на здоровье детей и способствовать их развитию.

Одним из ключевых элементов здоровьесберегающих технологий является правильное питание. В дошкольных образовательных организациях необходимо предоставлять детям здоровую и питательную еду, включая фрукты, овощи, белковые продукты и злаки. Кроме того, следует обучать детей правильному питанию, включая привычки к здоровому завтраку, перекусам и умеренному употреблению сладкого и жирного.

Другим важным аспектом здоровьесберегающих технологий является физическая активность. В дошкольных образовательных организациях необходимо предоставлять детям возможность заниматься физическими упражнениями, играми на свежем воздухе и другими активностями, которые помогают поддерживать здоровье и физическую форму.

Также важным аспектом здоровьесберегающих технологий является создание условий для психологического благополучия детей. Это может включать в себя участие детей в творческих проектах, играх, музыкальных занятиях, чтении и других активностях, которые помогают развивать социальные и когнитивные навыки.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях необходимо проводить систематическую работу по разработке и внедрению соответствующих программ и методик. Важно также обеспечить достаточную поддержку со стороны родителей и общественности.

Наконец, важно помнить, что здоровьесберегающие технологии должны быть индивидуально адаптированы к потребностям и возможностям каждого ребенка, учитывая их возраст, физическое и психологическое состояние.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека только на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех заболеваний человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья ученика не менее, чем врач.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровья и педагогического процесса в детском саду [2, c. 76].

В этой связи можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация здоровьесберегающей среды);
  • физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейны) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализации этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы [3, c. 54];
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и положительного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог с помощью специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе;
  • технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни [4, c. 13].

Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:

  • поиск современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
  • выстраивание результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольной образовательной организации;
  • определение педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность исследуемой деятельности.

Следует отметить, что для лиц с ограниченными возможностями здоровья при реализации здоровьесберегающих технологий важную роль занимает артикуляционная гимнастика, предусматривающая выработку правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука – зрение, зрение – слух, рука – зрение – слух, слух – речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

Кроме того, важным аспектом в реализации здоровьесберегающих технологий является дыхательная гимнастика, представляющая собой совокупную систему специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и поднятия тонуса организма. В первую очередь, благодаря дыхательной гимнастике происходит насыщение кислородом кровеносной системы, посредством газообмена в легких, затем при помощи кровеносной системы происходит транспортировка кислорода к органам для поддержания стабильной работы. При помощи дыхательной гимнастики можно справиться с переутомлением, бессонницей, чрезмерной усталостью, восстановить сердечный ритм, при длительном и систематичном использовании дыхательной гимнастики происходит нормализация давления у гипертоников в связи с возвращением тонуса стенок сосудов.

Дыхательная гимнастика, как и любое другое физическое упражнение, имеет свою определенную амплитуду выполнения и характер действий. Гимнастику следует выполнять утром и вечером для получения наилучшего результата, также процедура выполняется преимущественно на пустой желудок, поскольку несет определенную, хоть и незначительную, нагрузку на брюшную полость человека, сокращая и увеличивая ее объем. Целью этого является реализация газообмена, при котором существует необходимость разрежать давление в легочном сегменте. Данные действия противопоказаны при грыже пищевода, поскольку на него оказывается давление. Как и при физических упражнениях, дыхание выполняется носом, а выдыхание в свою очередь ртом. Для эффективности протекания процесса газообмена рекомендуется, производить задержку дыхания в крайних фазах вдоха и выдоха, давая тем самым время для усвоения организмом кислорода и вывода углекислого газа [5, c. 104].

Таким образом, применение в работе дошкольной образовательной организации здоровьесберегающих технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые изменения в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации к ведению здорового образа жизни.

Текст статьи
  1. Бадичко Н.И. Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста / Н.И. Бадичко, О.Н. Долгова, Л.С. Селиверстова и др. // Молодой ученый. – 2019. – № 17 (255). – С. 206-208.
  2. Деркунская В.А. Концепция воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения: основные понятия / В.А. Деркунская // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: сб. науч. ст.: по материалам междунар. науч.-практ. конф. 10-11 декабря 2015 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 73-86.
  3. Науменко Ю.В. Современное содержание здоровьесберегающих технологий в подготовке педагога / Ю.В. Науменко, О.В. Науменко // Вестник Московского ун-та, Сер. 20. Педагогическое образование. – 2014. – № 1. – С. 52-56.
  4. Пономарева Л.И. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования / Л.И. Пономарева // Вестник Шадринского педагогического института. – 2013. – № 3 (19). – С. 10-15.
  5. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2008. – 288 с.
Список литературы