Главная
АИ #9 (139)
Статьи журнала АИ #9 (139)
Отдельные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образов...

Отдельные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

здоровьесбережение
задачи
дошкольная образовательная организация
технологии
педагог

Аннотация статьи

В настоящем исследовании рассмотрены отдельные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях. Автором выделены виды здоровьесберегающих технологий. Отмечен комплекс задач, решение которых будет способствовать планированию системы здоровьесбережения.

Текст статьи

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных организациях имеют целью формирование здорового образа жизни у детей.

Представленная тема исследования является актуальной в настоящее время по нескольким причинам.

Во-первых, здоровье ребенка является важнейшим аспектом его развития. Дошкольный возраст – это период, когда формируются основы здорового образа жизни, привычки к здоровому питанию, регулярным физическим нагрузкам и уходу за собой. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях могут помочь детям усвоить эти привычки и научиться принимать ответственность за свое здоровье.

Во-вторых, существует ряд проблем, связанных со здоровьем детей в дошкольных учреждениях. Например, дети могут часто болеть из-за недостаточной гигиены, плохого питания и недостаточной физической активности. Здоровьесберегающие технологии могут помочь снизить риск заболевания и улучшить общее состояние здоровья детей.

В-третьих, здоровье детей в дошкольных учреждениях имеет важное социально-экономическое значение. Болезни и недуги у детей приводят к пропускам занятий, что в свою очередь влияет на успеваемость и социальную адаптацию ребенка в будущем. Внедрение здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях может помочь снизить эти риски.

Целью статьи является определение практических аспектов реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях.

Реализация здоровьесберегающих технологий может быть эффективной при соблюдении ряда аспектов:

  1. Разработка целевых программ и планов работы по здоровьесберегающим технологиям, включающих комплекс мероприятий для детей, родителей и педагогов.
  2. Обеспечение безопасности детей и организация пространства, учитывающие требования здоровьесберегающих технологий. Это включает обеспечение чистоты и гигиены в помещениях и на территории дошкольного учреждения, организацию здорового питания и обеспечение комфортных условий пребывания детей на улице [1, c. 207].

Внедрение здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях может иметь положительный эффект на здоровье детей и способствовать их развитию.

Одним из ключевых элементов здоровьесберегающих технологий является правильное питание. В дошкольных образовательных организациях необходимо предоставлять детям здоровую и питательную еду, включая фрукты, овощи, белковые продукты и злаки. Кроме того, следует обучать детей правильному питанию, включая привычки к здоровому завтраку, перекусам и умеренному употреблению сладкого и жирного.

Другим важным аспектом здоровьесберегающих технологий является физическая активность. В дошкольных образовательных организациях необходимо предоставлять детям возможность заниматься физическими упражнениями, играми на свежем воздухе и другими активностями, которые помогают поддерживать здоровье и физическую форму.

Также важным аспектом здоровьесберегающих технологий является создание условий для психологического благополучия детей. Это может включать в себя участие детей в творческих проектах, играх, музыкальных занятиях, чтении и других активностях, которые помогают развивать социальные и когнитивные навыки.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях необходимо проводить систематическую работу по разработке и внедрению соответствующих программ и методик. Важно также обеспечить достаточную поддержку со стороны родителей и общественности.

Наконец, важно помнить, что здоровьесберегающие технологии должны быть индивидуально адаптированы к потребностям и возможностям каждого ребенка, учитывая их возраст, физическое и психологическое состояние.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека только на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех заболеваний человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья ученика не менее, чем врач.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровья и педагогического процесса в детском саду [2, c. 76].

В этой связи можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация здоровьесберегающей среды);
  • физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейны) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализации этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы [3, c. 54];
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и положительного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог с помощью специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе;
  • технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни [4, c. 13].

Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:

  • поиск современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
  • выстраивание результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольной образовательной организации;
  • определение педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность исследуемой деятельности.

Следует отметить, что для лиц с ограниченными возможностями здоровья при реализации здоровьесберегающих технологий важную роль занимает артикуляционная гимнастика, предусматривающая выработку правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука – зрение, зрение – слух, рука – зрение – слух, слух – речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

Кроме того, важным аспектом в реализации здоровьесберегающих технологий является дыхательная гимнастика, представляющая собой совокупную систему специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и поднятия тонуса организма. В первую очередь, благодаря дыхательной гимнастике происходит насыщение кислородом кровеносной системы, посредством газообмена в легких, затем при помощи кровеносной системы происходит транспортировка кислорода к органам для поддержания стабильной работы. При помощи дыхательной гимнастики можно справиться с переутомлением, бессонницей, чрезмерной усталостью, восстановить сердечный ритм, при длительном и систематичном использовании дыхательной гимнастики происходит нормализация давления у гипертоников в связи с возвращением тонуса стенок сосудов.

Дыхательная гимнастика, как и любое другое физическое упражнение, имеет свою определенную амплитуду выполнения и характер действий. Гимнастику следует выполнять утром и вечером для получения наилучшего результата, также процедура выполняется преимущественно на пустой желудок, поскольку несет определенную, хоть и незначительную, нагрузку на брюшную полость человека, сокращая и увеличивая ее объем. Целью этого является реализация газообмена, при котором существует необходимость разрежать давление в легочном сегменте. Данные действия противопоказаны при грыже пищевода, поскольку на него оказывается давление. Как и при физических упражнениях, дыхание выполняется носом, а выдыхание в свою очередь ртом. Для эффективности протекания процесса газообмена рекомендуется, производить задержку дыхания в крайних фазах вдоха и выдоха, давая тем самым время для усвоения организмом кислорода и вывода углекислого газа [5, c. 104].

Таким образом, применение в работе дошкольной образовательной организации здоровьесберегающих технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые изменения в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации к ведению здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Бадичко Н.И. Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста / Н.И. Бадичко, О.Н. Долгова, Л.С. Селиверстова и др. // Молодой ученый. – 2019. – № 17 (255). – С. 206-208.
  2. Деркунская В.А. Концепция воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения: основные понятия / В.А. Деркунская // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: сб. науч. ст.: по материалам междунар. науч.-практ. конф. 10-11 декабря 2015 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 73-86.
  3. Науменко Ю.В. Современное содержание здоровьесберегающих технологий в подготовке педагога / Ю.В. Науменко, О.В. Науменко // Вестник Московского ун-та, Сер. 20. Педагогическое образование. – 2014. – № 1. – С. 52-56.
  4. Пономарева Л.И. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в условиях модернизации образования / Л.И. Пономарева // Вестник Шадринского педагогического института. – 2013. – № 3 (19). – С. 10-15.
  5. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2008. – 288 с.

Поделиться

420

Пятница Г. Р. Отдельные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных организациях // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.II.С. 88-91. URL: https://apni.ru/article/5758-otdelnie-aspekti-realizatsii-zdorovesberegayu

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа