Главная
АИ #9 (139)
Статьи журнала АИ #9 (139)
Специфика работы с юными пианистами на примере фортепианного цикла В. Ходоша «У ...

Специфика работы с юными пианистами на примере фортепианного цикла В. Ходоша «У Лукоморья»

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

фортепианный цикл
В. Ходош
пьеса
художественный образ
фактура
динамический план
метро-ритм
характер
интонация
лад

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается фортепианный цикл В. Ходоша «У лукоморья». Сделан акцент на специфике работы с юными пианистами. Рассмотрены основные трудности, с которыми сталкивается юный музыкант в каждой пьесе: раскрытие художественного образа, а также ритмические, интонационные, динамические и фактурные особенности. Отмечена высокая художественная и методическая ценность пьес, предназначенных для учащихся детской музыкальной школы.

Текст статьи

Творческое наследие композитора, заслуженного деятеля искусств России, профессора кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Виталия Семёновича Ходоша (1945-2016) очень обширно – это оперы и оперетты, симфонические и камерно-инструментальные сочинения, хоровые и камерно-вокальные работы. Вот уже более полувека его произведения входят в репертуар российских и зарубежных концертных организаций, творческих коллективов, вызывают живой интерес у современных исполнителей и слушателей. При разнообразии жанров можно выделить ключевые стилеобразующие области творчества В. Ходоша: музыкальный театр, хоровая музыка и музыка для детей. Первая связана со зримостью образов, вторая – вокальной природой тем, а третья, словно объединяет обе названые ранее области, при этом определяет легкую «схватываемость» музыки слухом. В данной статье мы сосредоточим внимание, прежде всего, на детской фортепианной музыке композитора, ведь Виталий Ходош – талантливый мастер детской музыки, оставивший богатое наследие для начинающих пианистов. Произведения для детей составляют весомую часть его творческого наследия. Важность этой сферы творческих интересов композитора подтверждает и тот факт, что дипломной работой В.Ходоша стала опера «Золотой ключик», что наглядно показывает увлечённость созданием детской музыки, желанием приоткрыть завесу в таинственный и прекрасный мир детства. Его наследие отличается разнообразием жанров и всегда удаётся создать яркие в художественном плане образы. Прежде всего, это оперы, адресованные исполнителям-детям – «Курочка Ряба», «Репка», «Грибной переполох»; хоровые произведения, среди которых, особой популярностью пользуются хоры на тексты английских народных песен в переводе С. Маршака; песни на стихи Агнии Барто, а также вокальные циклы «Чудо-чудеса» на стихи Н. Костарева и «Вредные советы» на стихи Г. Остера. Обширный репертуар детской музыки дополняют многочисленные пьесы для скрипки, фортепиано, в числе которых особое место занимает сюита «Красная шапочка» и фортепианный цикл «У Лукоморья». Рассмотрим цикл фортепианных пьес «У Лукоморья» более подробно, ведь он имеет большое методическое значение, предназначен для юных пианистов и направлен на освоение широкой палитры технических и художественных возможностей юных исполнителей, помогает развить важные технические навыки и образное мышление юных музыкантов.

Создание цикла фортепианных пьес "У Лукоморья" было приурочено к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина и стало ещё одной яркой страницей отечественной пушкинианы. Он включает в себя двадцать характерных музыкальных зарисовок для фортепиано, каждая из которых связана с определённым сюжетом из произведений А.С. Пушкина. Все пьесы предназначены для младших классов детских музыкальных школ и студий. Цикл был издан в Ростове-на-Дону в 1999 году, что ещё раз подчёркивает его значимость.

На первой же странице, на титульном листе, как на пороге, юных музыкантов встречают стихи, приглашающее совершить увлекательное сказочное музыкальное путешествие:

«… Прими собранье пёстрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, лёгких вдохновений,

Незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.»

«У Лукоморья» продолжает традицию детских фортепианных циклов Р. Шумана и П.И. Чайковского и достижений детской музыки XX века в целом. В каждой из пьес ощутима тонкая стилевая связь с отдельными пьесами из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.С. Баха (полифонические эпизоды в пьесе «Осень», прелюдийная фактура «Лебедя»), либо ярким в образном плане «Альбом для юношества» и «Детскими сценами» Р. Шумана, ведь В. Ходош также стремится к ритмическому разнообразию в своих пьесах № 13 «Царь Дадон» и №12 «Птичка». Композитор предваряет каждую пьесу стихами А.С. Пушкина, несомненно продолжая традицию программных пьес «Детского альбома» П. Чайковского. Жизнерадостность и юмор, классическая ясность и простота стиля В. Ходоша, театральная зримость – все эти черты художественной индивидуальности композитора оказываются особенно важными в его музыкальном разговоре с детьми. Виталий Ходош сумел создать свой неповторимый стиль, продолжая отечественную музыкальную традицию пьес для детей Н. Мясковского и А. Гречанинова («Бусинки»), Д. Кабалевского («Фортепианная музыка для детей и юношества»). Будучи знатоком детской музыки, в своём творчестве В. Ходош опирался и на достижения зарубежных мастеров. Отметим ритмическую чёткость, опору на равномерную метрическую пульсацию, яркую танцевальность, энергичность, что на новом историческом витке продолжает традицию «Музыки для детей» К. Орфа с особым вниманием к разнообразным ритмическим группам и их комбинациям. В. Ходош, как и известный венгерский композитор Б.Барток, автор «Микрокосмоса», создавал пьесы, прежде всего, выполняющие дидактические и ряд методических задач. Основополагающим стал принцип от простого – к сложному. Этим последовательный подход В. Ходоша отличается от подхода К. Дебюсси («Детский уголок») и М. Равеля («Моя Матушка-Гусыня»), где акцент сделан на отражении в музыке программного содержания. Смелый охват разных регистров фортепиано, использование выразительных штрихов, разнообразие фактурных решений и образов роднит цикл В. Ходоша с лучшими достижениями отечественной детской музыки, сочинениями С.Прокофьева и ярким в образном плане циклом «Танцы кукол» Д. Шостаковича.

Безусловно, цикл В. Ходоша занимает в этом ряду свое достойное место. Методическая ценность состоит в обогащении репертуара современных юных пианистов. Композитор предлагает план целостного развития музыкального мышления юного музыканта и планомерное, системное и последовательное развитие пианистических навыков.

Цикл «У Лукоморья» является ярким примером современной детской программной музыки. В качестве эпиграфов взяты строки из следующих сочинений А.С.Пушкина: "Сказки о Медведихе", "Сказки о царе Салтане", романа "Евгений Онегин", "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях", "Золотой петушок", поэмы "Руслан и Людмила", поэмы "Цыгане". Музыкальность поэзии А.С. Пушкина, её популярность и узнаваемость сказочных героев пьес настраивает начинающего пианиста на определенный характер, активизирует его образное мышление и воображение. Неслучайно цикл столь прочно вошел в педагогический репертуар многих учебных заведений.

С одной стороны, автор раскрывает себя в этом цикле, подобно ребенку, легко и свободно, со свойственной ему открытостью и «свежестью» восприятия мира погружается в мир детских образов. С другой стороны, эта душевная открытость сочетается с железной методически выверенной логикой реализации технических задач. Каждая пьеса развивает и расширяет слуховой горизонт музыканта. Как отметил музыковед А.М. Цукер, такова особенность личности композитора, «Ходош, фактически, остается в присущей ему образно-стилевой сфере, ему нет необходимости менять почерк, идти по пути искусственного упрощения. Напротив, он скорее склонен расширять эмоциональный диапазон и словарь детской музыки. В итоге же рождаются произведения, близкие детскому восприятию, мироощущению и одновременно вызывающие живой отклик у взрослых слушателей». Индивидуальные самобытные черты стиля композитора, такие как классическая ясность и четкость формы, яркая театральность и рельефность образов, игривость и мягкая ирония, сочетаются, как мы уже говорили, с важнейшими исполнительскими задачами. Так, первые пьесы направлены на начальную организацию моторики, а каждая из последующих постепенно вводит ребёнка в мир новых музыкальных образов, воплощаемых незнакомыми для юного музыканта приемами игры на инструменте. Остановимся кратко на каждой из пьес.

Цикл открывает пьеса "Ёж" с шуточным эпиграфом, который точно увлечёт и вызовет живой интерес юных музыкантов:

«Все-то, ёж, он ёжится,

Всё-то он щетинится.»

Эту пьесу вполне можно исполнять детям на начальном этапе обучения игре на фортепиано, когда пройден этап подготовки к игре, пальцы научились «получать приказы» и юный музыкант освоил нотную грамоту. Благодаря пьесе «Ёж» слух ребёнка привыкнет и к хроматическим полутонам, и к тритонам, и эмоциональным всплескам щетинистого ёжика, ведь пьеса завершается стремительным усилением динамики от пиано к форте. В первых шести тактах можно использовать один третий палец обеих рук. Фактура довольно проста, но вместе с этим юному пианисту есть над чем поработать – он учится играть non legato и legato, выстраивать динамический план пьесы, связывать колкое звучание тритона с характером главного героя. Часто перед педагогом стоит задача освободить руку учащегося, поэтому данная пьеса как раз помогает почувствовать эту свободу кисти, при этом учит играть «полным звуком». Через 8 тактов сильная доля переходит из левой в правую руку, что заставляет сознание юного пианиста переключить внимание и перестроиться. Это будет способствовать развитию гибкости мышления, умению юного музыканта переключаться с одного технического приёма на другой. Пьеса стала словно отражением в зеркале знаменитой весёлой и довольно лаконичного «Ёжика» Д. Кабалевского, где, как известно, показан образ ворчливого, недовольного ёжика, который словно движется по кругу. Если миниатюру рассмотреть в контексте сюжета "Сказки о Медведихе" А.С. Пушкина, то образ приобретает более глубокий смысл. Музыка словно погружает в переживания ёжика об убитой Медведихе и юному пианисту необходимо пробудить в себе сочувствие к медведице и её трём медвежатам. Пьеса безусловно направлена на развитие эмоциональности, живого отклика на исполняемую музыку, а стихи способствуют вовлечению в сюжет.

Следующая пьеса – "Белка". Естественно, эпиграфом стали знаменитые строки А.С. Пушкина:

«…Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт».

Здесь важно, чтобы юный пианист представил себе образ "танцующей" сказочной белочки, которая кружится в вальсе. Стоит и новая ритмическая задача – нужно будет переключиться на новый, трёхдольный метр, ощутить новую долевую пульсацию. Созданию образа лёгкого вальсового кружения способствует не только размер и подчёркивание сильной доли такта в левой руке, но и штрих staccatto. Скачки на терцию и кварту, ходы по трезвучиям наглядно иллюстрируют воздушные прыжки белочки, она словно "летает" и обилие четвертных пауз усиливают парящий эффект, создавая сказочную прозрачность фактуры. Музыкант должен научиться слушать паузы, равномерное вальсовое движение и при этом не ускорять. В среднем разделе появляется эпизод, где штрих меняется на legato, что ставит дополнительные исполнительские задачи. Правая рука теперь как бы "поёт", а левая продолжает играть staccatto. Эта пьеса полезна для начального этапа изучения штрихов, стимулирует умственную активность юного пианиста, заставляет внимательно следить за меняющимися штрихами и характером. Одновременно вырабатываются навыки гибкой кисти при staccato и умение сочетать разные штрихи: играть в одной руке – staccatto, а в другой – legato.

Третья пьеса цикла – "Первый снег" создаёт образ тихо падающих снежинок. Состояние детского восторга от первого снега "рисует" фактура пьесы, а также указание самого автора: "тихо и радостно".

«…весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звёздами падая на брег.»

 Задача перед педагогом состоит в том, чтобы ребёнок научился играть полным звуком со свободной кистью, а также двумя руками одновременно штрих legato. Стихотворение взято композитором из четвёртой главы "Евгения Онегина". Это фрагменты лирического авторского отступления, воспевающего зимние забавы. При исполнении важно подчеркнуть весёлый характер пьесы, сохраняя неторопливость движения. «Белая тональность» – До мажор служит символом белых снежинок, в которые должны превратиться клавиши фортепиано.

Четвертая пьеса цикла – "Охота". Она написана в тональности Ми мажор, ведь для детской руки эта гамма очень удобна и сразу приучает не бояться чёрных клавиш. Заметим, что композитор впервые обращается к тональности с четырьмя знаками (до этого фигурировали тональности с одним знаком). Этюд Ф. Листа №5 по капрису Паганини также написан в Ми мажоре. В некоторых позднейших изданиях он назван "Охота", хотя сам композитор такого названия ему не давал. Ремарка В. Ходоша «решительно» сразу настраивает на то, что нужно сохранять бодрость и активность, ведь эпиграфом стали знаменитые строки поэта:

«Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять».

Конечно, это ещё совсем «детская охота», но здесь юный музыкант впервые встречается с пунктирным ритмом, появляются и группы активных шестнадцатых, которых не было в предыдущих пьесах. Благодаря ряду технических задач пьеса сохраняет близость жанру этюда. Как правило, здесь у детей возникают проблемы со счётом и точностью исполнения пунктирного ритма. Для точности важно научить слышать пульсацию шестнадцатых внутри четвертной длительности и внутри восьмой с точкой, чтобы следующая вслед за ней шестнадцатая прозвучала точно в своё время. Звукоподражание тембрам флейты и валторны – охотничьего рога дополняет образ богатырей охотников, а появившиеся яркие акценты на сильных долях воспринимаются как выстрелы ружья. До этого акцент встретился всего один раз в конце пьесы «Ёж». У опытного слушателя сразу возникнет в сознании ассоциация с главной темой "Картинок с выставки" М.П. Мусоргского. Данная зарисовка направлена на решение важной методической задачи – научить "петь" на инструменте, сохранив характер. Для этого необходимо попросить ученика пропеть верхний голос, определить долю, на которую необходимо делать опору для достижения более яркого, уверенного образа и смыслового акцента. На протяжении всей пьесы, за исключением последних трёх тактов, юный пианист активно играет двумя руками, пауз практически нет. Постепенно усиливающаяся динамика создаёт кинематографический эффект, словно браться богатыри приближаются и затем, раздаются звонкие выстрелы-акценты».

В пьесе №5 "Встреча" композитор создал целую торжественную сцену:

«Под столицей, близ ворот

С шумом встретил их народ, -

Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей»

На создание пьесы Виталия Семеновича вдохновила сказка о золотом петушке. В музыке царит торжественное настроение и при этом, ощутим переполох и шум, чему способствую бойкие пассажи шестнадцатых в левой руке на фоне не менее активного движения восьмыми в правой. В конце впервые композитор ставит ритенуто, тем самым детализируя сюжет программной пьесы, словно колесница замедлила ход и постепенно остановилась:

Поэма "Руслан и Людмила" стала источником вдохновения для следующей программной зарисовки – это сказочное «Шествие», которое постепенно нагнетает страх и пугает Людмилу – главную героиню. Здесь большая часть работы должна отводиться именно образному содержанию. Ребёнок должен суметь воссоздать картину сказочного шествия в замке Черномора. Перед тем как разучивать пьесу можно познакомить юного музыканта со знаменитым маршем Черномора М.И. Глинки, чтобы обогатить музыкальную фантазию, дополнив её рядом новых ярких образов из оркестровой музыки. Тогда при разучивании можно будет применять аналогии со звучанием инструментов симфонического оркестра. Например, сказать, что вступающий активный бас – это словно низкие деревянные духовые инструменты, а мелодия у струнных звучит полнозвучно и ярко.

В "Зимнем вальсе" чувствуется влияние тем «Детского альбома» П.И. Чайковского, что ощутимо в фактурном решении пьесы и строении мелодической линии, где композитор отдаёт предпочтение движению по звукам трезвучия, кружению секунд и стремительным пассажным всплескам. Этот вальс очень живой, с элементами шутки. Поскольку пьеса довольно развёрнута по масштабам, пианисту нужно выстроить динамический план вальса, с красивыми активными взлётами и постепенным диминуэндо.

«Кораблик» – на первый взгляд, довольно простая пьеса, но на начальном этапе обучения возникает ряд сложностей. Необходимо развить умение играть на staccatto интервалы и аккорды двумя руками в быстром темпе (ремарка «скоро»), быстро переключаться со staccatto на legato, с восьмых на группы шестнадцатых, ловко осуществлять скачки. Эта пьеса, безусловно, предполагает, что у ребёнка уже есть определённые хорошие навыки игры на инструменте. Ближе к концу этой стремительной пьесы композитор вводит в фактуру педальный средний голос – целую ноту «си». Слигованная «си», воспринимается детским сознанием как надутый парус и служит отражением эпиграфа «Он бежит себе в волнах на раздутых парусах».

Как представляется, основная техническая трудность лирической пьесы «Осень» заключается в умении играть разными штрихами одной рукой. Конечно, это не столь печальная пьеса, как знаменитый "Октябрь" П.И. Чайковского, но композитор указывает на то, что она должна быть исполнена медленно и грустно. Художественный образ осени находит воплощение в кружении шестнадцатых, печальных хроматических ходах верхнего голоса, напоминающих маленькие прозрачные капли дождя.

"Золотой петушок" – одна из любимых пьес детей, которую они всегда исполняют с большим удовольствием. Это сочинение соответствует по уровню сложности программе первого и второго класса музыкальной школы. В начале и в конце пьесы – звукоподражание крику петуха. Музыкальное «Кири-ку-ку!» представляет собой квартовый восходящий ход, где каждая нота подчёркнута акцентом. Дети легко распознают этот образ и с радостью воплощают за инструментом. Важно чтобы после вступления юный пианист переключился на новый образ, связанный с быстрым, отчётливым движением восьмыми. Остинатное, механистичное движение восьмыми в партии левой руки дополняется выразительными повторяющимися фразами в правой. Важно обратить внимание не только на приём остинато, но и на волнообразную динамику. Композитор лаконичными средствами создаёт карету, в которой едет царь Дадон, поднимаясь (крещендо) и спускаясь (диминуэндо) по холмистой дороге.

"Вечерняя звезда" – относится к тем лирическим пьесам, которые можно давать на начальном этапе обучения. Здесь ребёнок учится играть последовательно пять нот подряд. При этом педагог должен помочь раскрыть новое художественное содержание. Именно эта пьеса направлена на развитие умения постепенно, от piano к forte выстраивать динамический план. Форте становится образом яркой вспышки вечерней звезды, а пиано – серебристым лучом, который освящает дремлющие равнины. Пьеса активизирует фантазию учащегося и учит грамотно и постепенно наращивать звучность и также постепенно затихать, истаивать, как свет вечерней звезды.

К подвижной "Птичке" (№12) композитор взял в качестве эпиграфа стихи из юношеской поэмы А.С. Пушкина "Цыгане". Строчки о пташке – это характерное лирическое отступление. Образ лёгкой и беззаботной птички созвучен «Жаворонку» П.И. Чайковского. Пианисту необходимо передать взволнованность и трепет, сохранить точность и лёгкость.

"Царь Дадон" – юмористическая пьеса, работая над которой, стоит задача сохранить артикуляционную четкость и точность. Ломаные октавы, пунктирный ритм, акценты – все эти средства создают характер царя Дадона, что «соседям то и дело наносил обиды смело». Для развития тембрового слуха и более чуткого реагирования учащимся на изменение регистра звучания фортепиано рекомендую "оркестровать" фактуру. Для этого необходимо предварительно познакомить пианиста с инструментами симфонического оркестра и затем дать возможность самому «выбрать» музыкальные инструменты, подходящие по духу к характеру сказочного персонажа. В конце – забавная деталь, ведь пьеса завершается sub f, с форшлагом на тонике, что ещё раз подчёркивает комичность персонажа и требует сохранять театральность до конца.

В. Ходош предлагает исполнять "Сад Черномора" медленно, с чувством, ведь стоит задача научиться играть певучим, сочным звуком. Благодаря медленному темпу юному пианисту удастся справиться с новыми ритмическими трудностями – синкопами в левой руке. Следует обратить внимание учащегося на полифоничность фактуры, научить видеть разные мелодические лини, голоса, где каждый в своём ритме. Повышенная четвёртая ступень создаёт тритоновое интонационное напряжение и придаёт волшебный колорит музыке пьесы. Сложность для ученика состоит в том, что короткие мотивы (четвертная с точной и две шестнадцатых) нужно исполнять логично, выстраивая фразу, предложение и при этом, сохранить плавное ровное и спокойное движение в партии левой руки. Состояние таинственности и загадочности царит на протяжении всей пьесы и подчёркнуто стихами:

«…Сквозь вечну зелень здесь и там

Мелькают светлые беседки;

Повсюду роз живые ветки

Цветут и дышат по тропам».

"Шмель" (№15) – это виртуозная пьеса цикла, сохраняющая стремительное темповое движение знаменитого «Шмеля» Н.А. Римского-Корсакова. В фактурном «скрипичном» на вид решении В. Ходош предлагает в данной миниатюре юному музыканту использовать обе руки, но выстроить ровную мелодическую линию, близкую скрипичной. Ребёнок должен добиваться точности звучания, чтобы ноты «не вываливались» из быстрых пассажей.

"Добрая сказка" (№16) – ставит новую исполнительскую задачу. Здесь необходимо переключаться с двудольного метра на трёхдольный. Это создаёт речевую свободу, необходимую для создания образа задумчивого, мудрого старца, сказителя Баяна, начинающего новую сказку. Фактурное решение правой руки, с покачивающимися терциями, рисует средствами фортепиано образ старинных гуслей, которые сопровождают рассказ. В партии левой руки расположилась спокойная, задумчивая тема близкая по духу русским протяжным песням. Насколько глубоко удастся проникнуть в образное содержание пьесы зависит от широты кругозора педагога, его мастерства. В качестве помощника выступают строки пушкинской поэмы Руслан и Людмила:

«Дела давно минувших дней

Преданье старины глубокой»

С этих строк начинается знаменитая песня Баяна оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Необходимо послушать песнь для того, чтобы у юного музыканта был определённый слуховой багаж, опыт для создания сказочного образа.

Следующая пьеса – "Зимняя дорога" (№17) направлена на развитие лёгкого кистевого стаккато и умения выстраивать логично звенья секвенции. У опытного слушателя сразу в памяти выстраивается целый ряд пьес, связанных зимней темой – это «Зимнее утро» П.И. Чайковского, романс Алябьева "Зимняя дорога" и многое другое. Повторение ритмического рисунка в правой руке рисует образ звонкого зимнего колокольчика, что монотонно звенит, создавая движение. В партии левой руки сосредоточена основная тема. Её природа вокальна, напевна, выразительна. Задача ученика – суметь выстроить баланс левой и правой рук, а также добиться чтобы мелодия "пела" на фоне нарастающего «перезвона колокольчиков».

"Шамаханская царица" (№18) – это ещё одна юмористическая зарисовка В. Ходоша. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха» эпиграфа находит музыкальное воплощение в бойких шестнадцатых из затакта с яркими акцентами на слабых долях такта. Игривость, кокетливость восточной красотки в музыке подчёркивается увеличенными секундами. Смена размера и ритмическое разнообразие привносят танцевальность. Эти ритмические смены должны быть исполнены естественно, без напряжения, чтобы не потерять "гибкость" фраз и получилось создать образ капризной красавицы, смеющейся над царём Дадоном. В данной скерцозной пьесе есть целый ряд ритмических сложностей – это пассажи тридцатьвторыми и триоли шестнадцатыми, поэтому её уровень сложности соответствует четвёртому классу детской музыкальной школы.

Ярким контрастом предыдущей пьесе стала "Царевна Лебедь" (19). Здесь также необходимо с учеником предварительно послушать знаменитого «Лебедя» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, ведь тогда легче будет юному пианисту осмыслить широкие, напевные мелодические фразы из которых соткана пьеса. Юные пианистки часто стремятся перевоплотиться в главную героиню, сказочную царевну. Для облегчения фразировки стоит попросить пропеть верхний голос и найти опорные в смысловом плане звуки, к которым устремлено движение. Сложность состоит в том, что это мелодия широкого дыхания, и его должно хватить на целую фразу. Очень ярко выражена фразировка, поэтому пьеса является отличным примером для развития у учащихся умения «дышать», выстраивать фразу. Яркая смена тональностей, выразительное арпеджированное движение в партии левой руки стимулирует развитие гармонического слуха, подталкивает искать новые лирические краски в исходной и новой тональностях. Здесь можно познакомить учащихся с ролью педали и активно использовать её в пьесе.

Если «Шамаханская царица» и «Лебедь» – это явно пьесы для девочек, то "Богатырский марш" (№20), завершающий цикл – одна из любимых пьес мальчишек. Благодаря тому, что первое предложение написано в унисон с широким размахом через две октавы, создаётся образ могучих богатырей, выходящих из морской пучины. Здесь важно играть свободным весом руки, чтобы звук становится объёмным, полным. Смена размера и длительностей в эпизоде дают музыкальной мысли новый импульс и несколько вуалируют её «квадратность». Заключительная пьеса цикла написана в форме рондо и вобрала практически все штрихи, которые встречались ранее, дабы была возможность закрепить навык.

В заключение отметим, что для начинающего пианиста очень важно исполнять художественные и, одновременно, доступные для его возрастного восприятия произведения. Не следует на раннем этапе обучения давать сложные в техническом отношении пьесы, ведь руки юного пианиста, его аппарат не готов к сложным техническим задачам. Уровень исполнительского мастерства юного пианиста во многом зависит от широты кругозора педагога, его умения ставить необходимые исполнительские задачи, сохранять баланс технического (объяснения как сыграть) и художественного (что воплотить в звуках). Высокий художественный уровень фортепианного цикла В.С. Ходоша предлагает поэтапное решение исполнительских задач, даёт возможность работать с начинающими исполнителями последовательно, сохраняя минимальный «шаг программы». Юный музыкант справляется с поставленными задачами и в то же время, учится ответственно относится к каждой композиторской ремарке, внимательно реагировать на каждый нюанс и штрих. Специфика цикла заключается в том, что погружение в мир сказочных образов А.С.Пушкина стало важной основой для реализации многих исполнительских задач. А.Артоболевская справедливо подчёркивала, что «начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков — это та особая стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это „учить музыке…Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца». Именно такая задача стоит перед педагогом, берущим на себя ответственность ввести ребёнка в прекрасный мир музыки. Пьесы № 1, 2, 4, 20 учат вслушиваться в равномерное ритмическое движение, паузы, знакомят с разными ритмическими длительностями и размерами, учат чувствовать соотношение длительностей, а также знакомят с разными музыкальными темпами и регистрами фортепиано. Целый мир затактов открывают пьесы №12. 13, 18, где юный музыкант учится искусству смысловых ударений, построению логичных музыкальных фраз. Пьесы № 3, 6.7 призваны помочь в освоении отрывистого штриха стаккато, с протяжным легато помогут познакомиться №9, 11, 19, а с яркими аккордовыми созвучиями – №16 цикла. Л.Баренбойм утверждал, что педагогу необходимо стремиться развить в ребёнке музыканта-художника, способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней. Цикл В. Ходоша «У лукоморья» дарит такую возможность и стал важной страницей современной фортепианной литературы, наряду с детской музыкой Г. Свиридова и А. Хачатуряна, циклом С. Майкапара «Бирюльки», «Альбомом для детей и юношества» С.Слонимского, а также «Тетрадью для юношества» Р. Щедрина и циклом «Музыкальных игрушек» С. Губайдулиной.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1961 г.
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Москва. Советский композитор, 1987 г.
  3. Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. Издательство “Советский композитор” Москва, 1990 г.
  4. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Классика – XXI, Москва, 2007 г.
  5. Мстиславская Е.В. Нотная грамота в играх, задачах и картинках. Учебное пособие для студентов и учащихся начальной школы. Издательство Саратовского университета 2002 г.
  6. Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Москва, 2003 г.
  7. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002 г.
  8. Теплов. Б.Н. Психология музыкальных способностей. М., Ленинград, Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1947 г.
  9. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Москва. “Советский композитор”, 1984 г.
  10. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград. “Музыка”, 1985 г.

Поделиться

1206

Бобрышева Н. В. Специфика работы с юными пианистами на примере фортепианного цикла В. Ходоша «У Лукоморья» // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.II.С. 30-37. URL: https://apni.ru/article/5759-spetsifika-raboti-s-yunimi-pianistami-na-prim

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января