Исследование правовой природы исполнительного производства представляет научный интерес в силу того обстоятельства, что данная отрасль права, несмотря на достаточный исторический путь развития, является относительно молодой и находится в периоде своего становления.
Говоря об отрасли права необходимо определиться с пониманием этого юридически значимого определения. В общем понимании отрасль права представляет собой совокупность норм права и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений. Исходя их представленного понимания, будем рассматривать правовую природу как вопрос об отраслевой принадлежности норм, которыми эти отношения регламентируются с целью определить, какие нормы «ответственны» за регулирование данной группы общественных отношений.
Отрасль права представляет собой это совокупность правовых норм, которые регулируют целую сферу однородных, близких по своему характеру общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Один из критериев разделения системы на отрасли – это отличия одних социальных отношений от других по содержанию, целям, задачам. В основе отрасли права находится правовая норма, остальные элементы создаются на её базе. Поэтому, в конечном счёте, отрасль права определяется обычно как система однородных норм.
Поскольку исполнительное производство является отраслью, в которой субъекты права вступают в правоотношения с государством посредством взаимодействия с государственными органами, то её относят к категории публичного права. А, поскольку, исполнительное право регулирует правоотношения в их динамике, можно говорить о его является процессуальной направленности, так как, процессуальная деятельность между участниками правоотношений направлена на реализацию юридических связей.
Вступлением судебного решения в законную силу и передачей его в органы принудительного исполнения, процессуальные отношения участников судебного процесса трансформируются посредством возбуждения исполнительного производства в процессуальные отношения нового качества, в исполнительные.
Исполнительные процессуальные отношения представляют собой особый тип правовых отношений, возникающих по вопросам принудительного исполнения принятого судом решения, а также иных внесудебных актов [7].
В правовой науке определено, что отрасль права можно выделить по двум признакам – предмету и методу регулирования, и, для каждой отрасли существует свой предмет, или то, что регулируем, и свой метод, как регулируем.
В общепринятом понимании, предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.
Правовое регулирование, как вид социального регулирования, призвано обеспечивать законность и правопорядок в обществе. При этом предполагается создание системы материальных и процессуальных норм, рассчитанных на правомерное (позитивное) поведение участников правоотношений, предусматривающих реакцию общества на нарушение установленных предписаний и также направленных на защиту сложившихся в нем отношений [4].
Отношения, входящие в предмет правового регулирования, должны поддаваться правовому регулированию и соответствовать следующим критериям, представленным на рисунке 1.
Рис. 1. Критерии отношений, входящих в предмет правового регулирования
Объективная необходимость правового регулирования предполагает наличие такого критерия, как социальная значимость отношений и невозможность их урегулирования при помощи других социальных норм. Значимость общественных отношений будет отражаться в целях осуществляемого регулирования, которые будут определять характер используемых средств.
Общепризнанным является то, что предмет правового регулирования служит критерием деления права на отрасли. Предмет правового регулирования представляет собой сферу, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Он является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя.
Соответственно, прослеживается взаимосвязь категории предмета правового регулирования и правотворчества. Здесь мы затрагиваем вопрос о предпроектном этапе правотворчества, когда на основании анализа формирующихся отношений выявляется потребность в их регулировании, так как в противном случае состояние «неурегулированности» приводит к беспорядку, невозможности разрешить возникающие конфликты юридическими способами. Также осуществляемое саморегулирование может не соответствовать интересам общества и государства [8].
Еще одна точка зрения на предмет правового регулирования исполнительного производства заключается в принудительно-исполнительной природе деятельности судебного пристава-исполнителя и проявляющейся в особой процессуальной форме.
Общепризнанное понимание метода правового регулирования в теории права заключается в совокупности приемов, средств и способов, используемых государством при правовом регулировании общественных отношений, составляющих предмет соответствующей отрасли права, представленный на рисунке 2.
Тем самым, метод правового регулирования регулирует общественные отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права и выражается в реализации определенных признаков.
Общепринятое понимание предмета исполнительного права заключается в основных постулатах:
- исполнительное право определяется совокупностью отношений, исходящих из законного и обоснованного решения суда;
- вступившее в законную силу решение суда приобретает для субъектов исполнительного производства свойство общеобязательности и исполнимости [2].
Рис. 2. Признаки метода правового регулирования
Не в противоречии с вышепредставленным пониманием исполнительного права выступает точка зрения, заключающаяся во мнении, что общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства, определяют действия его субъектов [3].
Исследуя предмет и метод правового регулирования, выделим особенности исполнительных процессуальных отношений:
- процессуальная природа отношений;
- правовая форма реализации;
- двухсубъектный состав;
- в качестве обязательного субъекта выступает судебный пристав-исполнитель;
- последовательность возникновения между субъектами правоотношений.
В юридической литературе исполнительное производство трактуется как:
- процесс обеспечения реальной защиты нарушенных или оспоренных материальных прав или охраняемых законом интересов субъектов [5];
- деятельность уполномоченных на то органов по принудительному исполнению судебных и иных актов [6];
- как требующую целостного правового регулирования специальную деятельность, направленную на обеспечение принудительного исполнения актов [1];
- как деятельность субъектов исполнительного производства, складывающуюся в процессе реализации судебных документов, посредством государственного принуждения.
Анализ представленных выше исследований О. В. Исаенковой, И. М. Вставской, С. А. Савченко, Ю. А. Свирина, И. Б. Морозова и А. М. Треушникова и иных определений и норм действующего законодательства позволяет выявить существенные признаки исполнительного производства:
- процессуальность, проявляющуюся в наделении деятельности определенными процессуальными характеристиками;
- субъектность, проявляющуюся в обозначении специального субъекта со стороны государства – судебного пристава-исполнителя;
- регламентируемость правовыми актами, направленными на реализацию вида деятельности;
- императивный характер в отношении субъекта исполнительного производства – должника.