Главная
АИ #9 (139)
Статьи журнала АИ #9 (139)
Филигрань: понятие и основные виды

Филигрань: понятие и основные виды

Автор(-ы):

Куторкина Ксения Михайловна

Яшина Алиса Валерьевна

4 марта 2023

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

филигрань
скань
виды филиграни
технология изготовления

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению видов филиграни и основных понятий. Рассмотрены ювелирные украшения, выполненные в стиле филигрань.

Текст статьи

Цель работы – познакомиться с понятием филигрань, изучить виды филиграни и их отличительные признаки, выполняя экспериментальную часть.

Филигрань – символ красоты и мастерства. Филигрань изготавливается только вручную, поэтому каждое изделие исключительно и неповторимо. Хитро переплетенные нити из драгоценных металлов обретают форму в руках мастера. На Руси это искусство называют сканью – со старославянского «скручено, свито вместе». Филигрань и скань – синонимы, просто первый термин имеет латинские корни (filum и granum, нить и зерно, поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков), второй же восходит к древнерусскому языку [1].

Филигрань может быть:

  • Напайной (элементы узора накладываются на гладкое полотно из золота, серебра или меди);
  • Объемной (состоит из частей, смонтированных в единую композицию);
  • Ажурной (металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево);
  • Просечной (выпильной) (создается посредством удаления фона);
  • Рельефной (узор напаивают на чеканный рельеф) [2].

История филиграни

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении – это тонкость и плоскостность, Дагестана – обилие зерни и полусфер, Костромы – сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия и др. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканый [2].

Попали на Русскую землю проволочные кружева торговыми путями с Востока. А придумали эту тонкую работу в Египте. Жители Средиземноморья – греки, финикийцы и даже индийцы – не преминули перенять опыт Страны фараонов. Так начиная с VI–IV веков до нашей эры филигрань и стала основой ювелирного мастерства.

В IX веке техника скани прижилась в Киевской Руси. Мастера к ремеслу подошли творчески. Помимо маленьких шариков, «вплетали» в металлические узоры дерево, драгоценные камни и эмаль. В то время скань была мало кому по карману, и ювелиры работали по заказу знати и церкви. Один из ярких примеров ювелирного мастерства – шапка Мономаха, сплошь увитая скаными узорами [3].

Интересные факты об истории филиграни.

Едва не погубило русскую скань татаро-монгольское нашествие. И дело даже не в том, что захватчики выгребали все самое ценное из княжеских сундуков. Велась настоящая охота за самыми искусными ремесленниками. Мастеров первыми угоняли в Орду – в рабство. Однако не все крупные города были разграблены. Новгородские земли и хозяйство не затронули вторжения благодаря тому, что они выплачивали дань. Удалось сохранить и мастеров, и их уникальные работы [3].

Спустя столетия ювелиры покрывали сканью не только украшения. Пользовались спросом сухарницы, шкатулки и даже дамские сумочки. Но самый ходовой товар – пуговицы ажурного плетения. Делали их ремесленники-ювелиры – пуговичники. Носили такие пуговицы в дореволюционной России повсеместно и дворяне, и даже зажиточные крестьяне. Правда, стоимость тех пуговок в два раза превышала стоимость самой одежды.

Самый известный клад со сканью был обнаружен в Старорязанском городище в 1822 году. Местные крестьяне, строившие дорогу, нашли кожаную суму, полную сокровищ. Исследователи сделали вывод, что клад представляет собой предметы мужского и женского убранства великокняжеского достоинства. Скань эта была настолько уникальна, что по императорскому указу стала экспонатом Эрмитажа.

Во время революции скань оказалась на грани исчезновения. Но уже в 30-е годы ХХ века ювелиры вновь плетут драгоценные узоры. Скань стала визитной карточкой всего русского ювелирного искусства и получила мировое признание. Работы мастеров из России покорили сначала Европу, а потом и Америку. Ювелиры из села Красное Костромской области получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже [3].

Технология изготовления филиграни.

Чтобы получилось кружево (скань), нужно:

  • выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
  • разложить их на бумаге с рисунком;
  • подогнать и приклеить их на место;
  • в случае же ажурной скани, просто скрепить между собой;
  • заключительный этап – серебрение изделия анодным серебром и состаривание методом оксидирования.

Интересно, что плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке. Также интересно, что при правильном подходе из одного грамма золота можно вытянуть 2500 метров.

Процесс изготовления филиграни содержит следующие этапы:

В начале на бумаге изображается орнамент. Сверху кладется тончайшая папиросная бумага, сквозь которую просвечивается набросок. Вслед за тем проволока пропускается сквозь фильеры до подходящего диаметра. Фильеры – это такой инструмент ювелира, который имеет отверстия различного диаметра. Сквозь фильеры сначала протягивается самый большой брусок металла и со временем, доходя до наименьшего диаметра отверстия, достигается необходимый диаметр проволоки. Затем проволока ссучивается, то есть, из двух проволок делается крученый жгут. Крученая проволока вальцуется и пропускается сквозь вальцы, чтобы жгутик стал плоским. Есть изделия, изготовленные из круглой крученой проволоки, есть из плоской не крученой. В современной филиграни нет строгих правил изготовления украшений или других изделий. Но так завелось, что традиционная русская филигрань – это изделие из плоской крученой проволоки. Проволока отжигается, чтобы стала мягкой и после этого из неё делают такие элементы филиграни, как завитки, спирали, розетка, стенёк и т.д. Главным условием в технике филигрань является то, что в изделиях соприкосновений проволоки изнутри ажура должно быть как можно большее. Все это для того, чтобы ажурное изделие было долговечным. После этого элементы филиграни приклеиваются к папиросной бумаге и наступает процесс пайки. При пайке папиросная бумага сгорает, а припой, растекаясь по изделию, соединяя элементы филиграни. Припой готовится заранее, и специальным методом: его пилят напильником и полученная стружка является припоем. Обычно, в качестве используют легкоплавкие серебряные сплавы, пример, серебро с медью. Для большей текучести в припой прибавляют флюс, например, бура. Когда завершилась пайка, от всех от всех окислов и остатков флюса изделие отбеливают в растворе лимонной или соляной кислоты. И в конце всех процедур, изделие промывают в проточной воде с мылом и полируют на полировочном круге с войлоком [4, 5].

Изделия из филиграни

Прежде всего – ювелирные украшения, воздушные и восхитительные. Кроме того – различные поделки, шкатулки, интерьерные безделушки. Некоторые дизайнеры используют элементы скани в отделке коллекций одежды.

Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики. Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно. Можно встретить украшения из золота, серебра, латуни, мельхиора, меди. В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности. Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.

Вычурные сканые изделия – украшения не на каждый день. Зачастую они дополняют заранее созданные образы, используются в качестве привлекающих внимание аксессуаров. Ношение подобных изделий требует продуманного сочетания с материей, цветом волос, единения со стилем одежды. Светлые серебряные украшения подчёркивают смуглый оттенок кожи, яркие ткани. Тёмные, чернёные изделия раскрываются на контрасте со светлой одеждой [1].

Виды филиграни

Ажурная филигрань – это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Ажурная филигрань создается по рисунку, который выполняется заранее на бумаге. Причем делается он в натуральную величину, что впоследствии сильно упрощает работу ювелира.

Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется напайной. Напайную филигрань, как и ажурную, начинают изготавливать с фона, который выполняется на бумаге и приклеивается на плоский шаблон. Но в этом случае на бумаге вычерчивается не узор, а только необходимый контур, в пределах которого и будет впоследствии набираться узор.

Объемная филигрань – это плоская скань, свернутая или сформированная в объемное тело или цельную композицию. В технике объемной филиграни выполняется большое количество различной ювелирной продукции: шкатулки, ларчики, конфетницы, которые конструируются из параллелепипедов, кубов и пирамид; чаши, стаканы, кубки – из конусов, цилиндров и полусфер; подвески, кулоны, серьги, броши – из сфер, усеченных конусов и цилиндров; браслеты, колье, гривны и перстни – из групп серповидных, конических и петлеобразных объемных сегментов. Объемная филигрань выполняется, как правило, двумя стандартными способами: либо в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры, либо по листовому шаблону, который имеет форму необходимой фигуры.

Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это – просечная или выпильная филигрань.

Когда сканный узор напаивается на специально подготовленный чеканный рельеф, то это – рельефная филигрань.

Экспериментальная часть

Рис. 1. Образец 1

На рисунке 1 представлены сережки, выполненные в стиле филигрань со вставками из камней. Узоры, похожие на кружева, сделаны из скрученной металлической проволоки, такие тонкие «веточки» нельзя вырезать (как это делается в выпельной филиграни), вероятнее всего они спаяны между собой. Нужно отметить, что рисунок просматривается насквозь. Из всех приведенных описаний, можно сделать вывод, что на 1 образце представлена ажурная филигрань.

Рис. 2. Образец 2

На рисунке 2 представлены сережки, выполненные в стиле филигрань с зернью. Как и на первом образце, здесь присутствуют узоры, похожие на кружева, сделаны из скрученной металлической проволоки, но можно заметить, что порвех напаян второй слой узоров, повторяющий первый. Также поверх напаяны и маленькие металлические шарики. Стоит отметить, что фон для напайного узора просматривается насквозь. Из приведенных выше описаний, можно сделать вывод, что на фотографии изображена филигрань, напаянная на ажурный фон.

https://sun9-28.userapi.com/impg/2-Ar5z8EmPd6V9dIdIUNAnflRWGiXdkBJzInlA/BFgsbpCXlqc.jpg?size=898x1599&quality=95&sign=a64eca1c37dc3a446704f2afa048e26d&type=album

Рис. 3. Образец 3

https://sun9-86.userapi.com/impg/2dffXDW6aduG0rSfVMx1u34ybX7gAILyBoiZew/TxtSJCGZgoU.jpg?size=898x1599&quality=95&sign=7cd60b2b01643199ad6785e896236b91&type=album

Рис. 4. Образец 3

Как и в первом образце, на рисунке3 и на рисунке4 представлены сережки, выполненные в стиле филигрань со вставками из камней. На первый взгляд может показаться, что узоры спаяны между собой и выполнены из скрученной металлической проволоки и это ажурная филигрань. Но если посмотреть на сережки с обратной стороны, то можно заметить, что узор плоский с одной стороны, это приводит к выводу, что после пайки фон удалили, то есть узор «вырезали», и это говорит о том, что на фотографии изображена выпильная филигрань.

Рис. 5. Образец 4

На рисунке5 представлен комплект из сережек и кольца, выполненный в стиле филигрань. Можно наблюдать фрагмент интересного ажурного узора, выполненного из тонкой скрученной металлической проволоки. Но украшают этот узор маленькие металлические шарики, напаянные прямо на него. Также композицию дополняют широкие «ветки» узора, которые также напаяны поверх фона. Стоит отметить, что фон просматривается насквозь. Из всего вышесказанного следует, что на фотографии изображена филигрань, напаянная на ажурный фон.

Вывод

Филигрань – это удивительное искусство, и можно почувствовать себя мастером этого искусства, изучая его. В данной работе были рассмотрены основные сведения о филиграни и подробно описаны ее виды. Также удалось посмотреть на примеры филиграни и самостоятельно описать их и определить их вид.

Список литературы

  1. Кустова М.Г. Филигрань. БКГИЗ, рукопись.
  2. Статья «Скань-филигрань – редкая техника тончайших узоров» Asta - Фирменный Стиль и Творчество, журнал «Ярмарка мастеров».
  3. Жилина Н.В. Зернь и скань древней Руси. 2010.
  4. Бычкова А. А., Глазко А. И. Художественные изделия, изготовленные методом филигрань // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.I. С. 140-143.
  5. Марченков В.И. Ювелирное дело. – М., 1992.

Поделиться

1564

Куторкина К. М., Яшина А. В. Филигрань: понятие и основные виды // Актуальные исследования. 2023. №9 (139). Ч.II.С. 38-42. URL: https://apni.ru/article/5765-filigran-ponyatie-i-osnovnie-vidi

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня