Фёдор Алексеевич
Фёдор Алексеевич Басманов (1550-1571гг.) впервые упомянут в 1562 году в разрядных книгах (книги записи официальных распоряжений в Русском государстве [1]). В истории известен, как опричник, приближённое доверенное лицо Ивана Грозного и его фаворит, боярин, сын Алексея Даниловича Басманова, боярина и воеводы, одного из предводителей опричнины.
Дата рождения точная так и не установлена, приблизительно установлен год – 1550.
Отец юноши, Алексей Данилович, был прославлен, как мужественный воевода. Так, например, в 1564 году организовал оборону Рязани, благодаря чему крымцы, несмотря на ветхие, слабые укрепления города, не смогли захватить город. Организовав преследование врагов, Алексей Данилович пленил мурзу Мамая и ещё пятьсот татар, разбив один из отрядов хана.
Будучи предводителем опричников, от имени царя совершал многочисленные злодеяния, в том числе изгнание из храма митрополита Филиппа, о лишении сана которого в 1568 году объявил сам Фёдор Басманов, младший сын Алексея.
В то же время Басманов Старший был известен в кругах как личный собутыльник царя, любитель грязных и грубых шуток и маскарадов. И именно Басманов Старший советовал Ивану Грозному казнить всех немилосердно за малейшее подозрение в измене.
В 1566-1567гг. Алексеем Даниловичем была возведена Никитская церковь в его вотчине в селе Елизарово.
Зимой предположительно в 1570 году был обвинён в подготовке передачи Пскова и Новгорода польскому королю Сигизмунду Августу. Бытуют мнения, что смерть Басманова было делом Малюты Скуратова [2] и Василия Грязного [3].
Князь Андрей Курбский писал, что Алексей был убит своим сыном Фёдором: «Фёдор Басманов, своей рукой зарезал отца своего Алексея, преславного льстеца, а на деле маньяка (безумца) и погубителя как самого себя, так и Святорусской земли» – Андрей Курбский. «История о великом князе Московском»
Фёдор Алексеевич также был прекрасным воеводой, полководцем, как его отец. В 1564 году вместе с отцом участвовал в отражении наступления татар на Рязань, о чём были отправлены донесения царю, а Басмановы были награждены наградными «золотыми»[4]. После Басманов младший, в 1566 году, получает чин кравчего. Теперь Фёдор был ответственен за комнатных (стольников) и за подачу, качество еды и напитков, подаваемых за приёмом пищи царя и придворных. Через три года Фёдор Алексеевич командовал опричными войсками на юге.
Как ранее упоминалось в статье, когда Алексей Данилович впал в опалу, по сообщениям князя Андрея Курбского Фёдор отца убил.
Как считает М. Геллер, своего отца Фёдор Басманов убил, чтобы доказать любовь к царю. В рассказе Н. М. Карамзина отец и сын были брошены в темницу вместе, и царь заявил, что помилует того из них, кто сумеет убить другого. Фёдор убил отца, но Иван Грозный сказал: «отца своего предал, предашь и царя!» и приказал его казнить [1].
Фёдор – любовник
Семья Басмановых не была обделена вниманием Великого князя московского. Фёдор быстро смог завоевать доверие государя и стать приближённым. У Ивана Грозного Фёдор был любимчиком, и ему много сходило с рук.
Из-за дружбы Басманова Младшего и государя, в кругах начали зарождаться слухи о том, что Фёдор является не только любимцем, но и любовником царя, о чём сообщали и князь Курбский и служившие тогда в Москве иностранцы.
Действительно, на Фёдора Алексеевича был обвален шквал клеветы. Да, как и отец, Фёдор любил развлечения и маскарады, пользовался любовью царя, но это не значит, что у государя и Басманова была интимная связь. Однако иностранцы говорят об обратном.
Интимный характер отношений Ивана Грозного с Фёдором Басмановым отмечали в своих записках иностранцы, посещавшие в то время Московское царство. Немецкий наёмник Генрих Штаден, служивший в России в 1564-1576 годах опричником, в своих «Записках о Московии» отмечал: «Алексей [Басманов] и его сын [Фёдор], с которым великий князь предавался разврату (pflegte Unzucht mitzutreiben), были убиты» [1].
Курбский, враждуя с Иваном Грозным, Басманова называл прямо – «царёв любовник», – намекая, что таким «способом» Басмановы и добивались своего высокого положения при дворе.
Семейная жизнь фаворита
Фёдор Алексеевич Басманов был женат на племяннице покойной Анастасии Романовны – княжне Варваре Сицкой. В браке родилось двое сыновей – Иван (в источниках – сподвижник Годунова, а затем Лжедмитрий I) и Пётр, на которых и прервался род Басмановых-Плещеевых. Имение передалось дочери Ивана, Фетунье, позже вышедшей замуж за кравчего стола Василия Сулешова.
В Родословном сборнике русских дворянских фамилий В. В. Руммель указывает, что Фёдор Алексеевич был женат на Соломониде Григорьевне Желябужской, в иночестве София, игуменья Вознесенского монастыря в Кремле (до 1613), умерла (1623/25). Вторым браком замужем за боярином и князем Василием Юрьевичем Голицыным († 1584) [1].
Падение Басмановых
Изучив более детально историю «любимчиков» царя, можно сделать вывод, что ни у одного из них судьба не сложилась благополучно, и Фёдор Басманов не стал исключением.
По данным источников Фёдор вместе с другими руководителями опричнины, включая Алексея Даниловича, были обвинены в государственной измене.
С 1571 года имя Фёдора Басманова нигде не упоминалось, и в боярских списках он числился выбывшим. Существуют две версии смерти Фёдора: опричник был казнён или сослан на Белоозеро, где умер в одной из монастырских тюрем.
Позже род Басмановых-Плещеевых упоминается в «Синодике опальных» Ивана Грозного.