Главная
АИ #10 (140)
Статьи журнала АИ #10 (140)
Детско-родительские отношения как фактор формирования самооценки у подростков

Детско-родительские отношения как фактор формирования самооценки у подростков

Рубрика

Психология

Ключевые слова

детско-родительские отношения
самооценка
родительские установки
подростки

Аннотация статьи

Самооценка в подростковом возрасте характеризуется рядом аспектов: непостоянством и несбалансированностью, присутствием отрицательной самооценки. Такая самооценка возникает как защитный элемент в подростковой психике. Родительское отношение к детям является многоплановым образованием, в составе которого выделяются следующие компоненты: интегральное эмоциональное принятие или отвержение ребенка; межличностная дистанция в общении с ребенком; форма и направление контроля над поведением ребенка. Родительские установки способны как завышать, так и занижать самооценку подростка. При этом родители по-разному могут интерпретировать образ подростка, который обуславливает природу их взаимодействия, помогает взрослому понять и проанализировать детские эмоции и чувства в разных жизненных обстоятельствах, распознать реакции подростка на поведение родителей, а все это позволяет сформировать благоприятный способ коммуникации с детьми и формировать адекватную самооценку подростка.

Текст статьи

Анализ научной литературы позволяет сформулировать обобщающее определение самооценки как сложносоставной системы, обуславливающей самоосознание человеком его самого, учитывающей оценивание индивидом себя в общем, отображающей самоотношение человека: насколько он принимает или не принимает себя, уважает или не уважает себя в целом, а также включает отдельные аспекты личности, отражающие его выборочные оценки конкретных поступков, качеств, сторон, успешного достижения каких-либо целей. Самооценка в подростковом возрасте характеризуется рядом аспектов: непостоянством и несбалансированностью, присутствием отрицательной самооценки. Такая самооценка возникает как защитный элемент в подростковой психике.

По мнению автора, детско-родительские отношения следует характеризовать как один из важнейших факторов формирования самооценки у подростков. Семья – это самое первое пространство, в котором ребенок проходит социализацию: в отношениях с членами семьи и родителями у ребенка формируются основные личностные черты. По мнению А.Я. Варги, можно описать тип отношения родителей к своим детям как единство трех компонентов: «стиль общения (отношений), эмоциональное отношение к детям, детские когнитивные функции» [3, с. 86].

Детско-родительские отношения формируются в семье, в основной своей части посредством отношений между взрослыми членами семьи в качестве примера для ребенка.

Большое значение имеют в жизни человека его установки – данное понятие определено российским ученым Д.Н. Узнадзе, который определил их как подвижное внутреннее состояние решительности в отношении конкретного активного поведения, определяемое установленными в социуме принципами и правилами, шаблонными решениями поведенческих реакций, стандартными фразами, реальными действиями и др. [8]. Автор отмечал, что установки выступают главным направляющим механизмом человеческого поведения, которое имеет определенную направленность и выборочные активные шаги.

Как отмечают А.Г. Асмолова и В.А. Ядова, у каждого человека установки развиваются в связи с его поведением, а также «определяются его личностными характеристиками, ценностными ориентирами и стремлениями в жизни. Каждая установка – это четкий механизм, объединяющий свойства личности и ее поведенческий компонент» [1, с. 25].

Разные школы психологии, действующие сегодня, по-своему описывают отношения родителей к своим детям, используя для их трактовки различные определения, в связи с этим на данный момент не признано единообразного термина, полноценно и конкретно описывающего отношения детей и родителей, при этом принимая во внимание их взаимное влияние друг на друга. Но почти в каждой из них наблюдается дуалистичность, отражающая поляризацию отношения с родительской стороны.

В процессе исследования детско-родительских отношений можно встретить различные понятия, употребляемые специалистами: А.Я. Варга использует «родительское отношение»; А.С. Спиваковская – «родительская позиция»; А.В. Петровский – «родительские установки и представления»; в работах Э.Г. Эйдемиллер и А.И. Захарова говорится о стилях воспитания, используемого родителями.

С точки зрения Р.В. Овчаровой, поведение взрослых в отношении со своими детьми обусловлено их родительской позицией, которая рождается и развивается за счет их личных родительских установок, представлений, предположений, намерений, стремлений [4].

Поддерживая мнение А.В. Петровского, специалисты (А.Б. Орлов, А.А. Бодалев, В.В. Столин), говорят о первостепенном значении родительских установок, определяя их как стереотипное восприятие детей, устойчивые методы реакции на них, личное отношение, основанное на эмоциях и чувствах [5; 6; 7]. В общем, родительские установки интерпретируются именно так в большей части психологических концепций.

Зачастую в работах российских и зарубежных специалистов можно встретить применение термина «родительские представления», охватывающего различные составляющие: восприятие ребенка, понимания о детском развитии, нормах воспитания, установки, владение знаниями о психологии воспитания детей, ценности, представления об общении).

В данном контексте установки родителей выступают базовой компонентой для ранжирования детских особенностей поведения и личностного развития. Они охватывают оценку детского развития, социализации и адаптации ребенка, его познавательной деятельности, самооценку при реализации разных действий и задач, методы учреждения в семье дисциплины, цели саморазвития детей.

Многие специалисты (А.Я. Варга, Д. Боулби, О.Коннер и т.д.) в отношении содержания родительских установок подчеркивают существование 2-х характерных им основных составляющих: инструментальный элемент (контролирование и требования) и эмоциональный (эмоции и чувства). Подавляющее большинство отмечает ведущую роль эмоционального компонента. Обусловлено это тем, что именно он в отношениях детей и родителей по большей части определяет нормальное детское психическое развитие, в том числе становление у ребенка его самооценки и эмоционально-волевой сферы.

Отношение родителей выражается посредством общения, различных коммуникационных методов, воспитательного процесса. Последний являет собой взаимодействие двух сторон – родителя (воспитателя) и ребенка (воспитуемого) в рамках коммуникации, при этом оно трансформирует субъективные параметры этих сторон (действия, поведение, отношение), т.к. данный процесс является двусторонним, с взаимным воздействием.

Контролирующий тип воспитательного процесса характеризуется большим количеством ограничений для ребенка, в том числе, в подростковом возрасте, со стороны родителей, которые подросток должен соблюдать, что чаще приводит к заниженной самооценке. Если же речь идет о требованиях, то их дети воспринимают как рациональное замечание, имеющее свои доводы, обоснования – они являются постоянными и определёнными.

Воспитание в демократическом стиле характеризуется тем, что дети принимают непосредственное участие в семейной жизни (важные вопросы и проблемы). Они являются полноценными членами семьи, в которой всегда могут получить от родителей поддержку и понимание, готовность выслушать их и веру в их способности. Данный тип воспитательного процесса считается наиболее приемлемым, позитивно влияющим на личностное развитие детей, что соответственно, создает предпосылки для адекватной самооценки.

Разграничение стилей воспитания родителями стало предметом исследований Д. Боумринд (Baumrind, 1977), которая способствовала созданию более четкой их классификации. Специалист определила те качества детей, что находятся в зависимости от контролирующей деятельности родителей, разделив детей на незрелых, избегающих и компетентных. А также выделила характеристики поведенческих изменений взрослых, которые воздействуют на эти качества (требования родителей, стимулирующих взросление; контролирование; методы коммуникации с ребенком; поддержка в эмоциональном плане). Руководствуясь практическими исследованиями, Д. Боумринд определила несколько типов детских качеств с учетом типа воспитательного поведения родителей [2].

Выступая субъектом действия в рамках отношений «родители+дети», подросток с высокой самооценкой определяет для себя тактику поведения в разных случаях, жизненных ситуациях, условиях взаимодействия, принимая на себя активную позицию действий.

Инициативные, нацеленные и сознательные действия ребенка помогают ему включаться в семейный мир, единое семейное пространство, становясь его активным участником.

В данном случае активность является детской способностью, становится настоящим субъектом действий и отношений с родителями, устанавливать лично для себя долю вовлеченности в отношения с родителями, то есть оказывать на них свое влияние, и влияние на межличностные отношения самих родителей, согласно обстоятельствам выбирать поведенческую тактику.

Активность со временем становится более «подкованной» интеллектуально, т.е. ребенок действует все более сознательно, размышляя и планируя действия. Характерные отличия в детской активности оставляют свой след на отношения ребенка со своими родителями.

Как отмечает в своей исследовательской работе В.В. Халикова, в отношениях детей и родителей действия обеих сторон направлены друг на друга, оказывая взаимное влияние [9]. В этом смысле не только действия ребенка выступают реакцией на родительские действия, но и взаимно – поведение родителей являет собой ответ на детское поведение. Такое взаимное «кольцевое» движение инициирует процессы детского развития, за счет которых формируются особенности и качества личности, субъектные свойства маленького человека.

Таким образом, родительское отношение к детям является многоплановым образованием, в составе которого выделяются следующие компоненты: интегральное эмоциональное принятие или отвержение ребенка; межличностная дистанция в общении с ребенком; форма и направление контроля над поведением ребенка.

Родительские установки способны как завышать, так и занижать самооценку подростка. При этом родители по-разному могут интерпретировать образ подростка, который обуславливает природу их взаимодействия, помогает взрослому понять и проанализировать детские эмоции и чувства в разных жизненных обстоятельствах, распознать реакции подростка на поведение родителей, а все это позволяет сформировать благоприятный способ коммуникации с детьми и формировать адекватную самооценку подростка.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2020. 480 с.
  2. Баумринд Д. Практическая психология. - М., 1995. – 411 с.
  3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Н.-Новгород: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости», 2012. – 300 с.
  4. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2018. 496 с.
  5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2020. 272 с
  6. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 2018. 216 с.
  7. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 2019. 208 с.
  8. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки (к 50-летию публикации) // Психологически исследования. М. 2016. С. 81-102.
  9. Халикова В.В. Отличие позиций в детско-родительских отношениях у детей с выраженной и невыраженной субъектностью // Перспективы науки и образования 2019. №7-2. С.15-18.

Поделиться

988

Турмышева В. Е. Детско-родительские отношения как фактор формирования самооценки у подростков // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 89-92. URL: https://apni.ru/article/5768-detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-for

Похожие статьи

Актуальные исследования

#43 (225)

Прием материалов

19 октября - 25 октября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

30 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 ноября