В Российской Федерации такая отрасль как управленческий учет появилась не так давно. М.А. Вахрушина считает, что время становления управленческого учета в России – это начало 1990-х годов. Перед этим периодом было развитие производственного учета, который стал основным в образовании нового направления. Российская экономическая литература в середине 90-х пополнилась переводными изданиями К. Друри «Управленческий и производственный учет», Ч.Т. Хорнгрена и Дж. Фостера «Бухгалтерский учет: управленческий аспект». В 1995 г. Министерством образования России была введена дисциплина «Бухгалтерский управленческий учет» в государственный образовательный стандарт. Решение об образовании нового направления в учете было принято после острых дискуссий. Некоторые авторы считали надуманным понятие управленческого учета и отказывались его использовать, думая, что предприятие таким образом ведет двойную бухгалтерию. К примеру, М.Ю. Медведев предполагал, что управленческий учет не отличается от производственного учета, изменили только название и ввели в современную терминологию, поэтому нет поводов для того, чтобы выделить его как самостоятельный вид учета. Л.Н. Юдина считает, что «разрушая единую систему бухгалтерского учета под таким благим предлогом, как обособление управленческого учета, есть опасность закрепления современной практики бухгалтерского учета, оправдания присущих ей пороков» [6, с. 13]. В современной литературе практически нет мнений, полностью отрицающих понятие «управленческий учет». Самым распространенным мнением является, то что управленческий учет – это составная часть бухгалтерского учета, включающего в себя помимо этого, финансовую и налоговую составляющие. Но кроме этого, образовалась позиция, которая определяет управленческий учет как сложившееся самостоятельное научное и практическое направление. Многие авторы перешли от узкого определения управленческого учета как составной части бухгалтерского, к широкому определению – как отдельной учетной науки, которая объединяет в себе как финансовый и налоговый учет, так и учет для менеджеров. Данное понятие применено в статье В.Э. Керимова и В.В. Сорокиной, они считают, что управленческий учет – это объединение информационных потоков бухгалтерского, налогового, оперативного и статистического учета [3, с. 13].
В западных странах management accounting (управленческий учет) представляет собой цепочку нескольких понятий: бюджетирование – учет – контроль. Управленческий учет в свою очередь разграничивает такие понятия как: 1) долгосрочное стратегическое планирование; 2) разработка программ развития; 3) бюджетирование. Под долгосрочным стратегическим планированием подразумевается составление стратегических планов, в которых перечисляются стратегические цели и общие стратегии для их достижения. Программа развития – комплекс мероприятий по реализации стратегических целей. Он может предусматривать расширение объема производства путем модернизации, привлечения инвестиций и др. Бюджет отражает планируемые мероприятия с акцентом на финансовые показатели. Иными словами, бюджет представляет собой конкретное финансовое воплощение, как стратегического плана, так и программы развития.
Основным в управленческом учете, является понятие бюджетирование. В настоящее время нет единого понятия, о том, что такое бюджетирование, По мнению Г. Я. Остаева, бюджетирование – это финансовое планирование, охватывающее все стороны деятельности организации, позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы на предстоящий период [4, с. 2]. Евстигнеева О.А. считает, что бюджетирование представляет собой инструмент разработки финансовых планов предприятия [1, с. 1]. В статье Сорокиной В.В. отмечается, что бюджетирование является системой управления текущей и долгосрочной эффективностью работы организации и в современных условиях является важной частью управления [5, с. 3].
По моему мнению, под бюджетированием можно понимать особый вид процесса принятия решений, в котором формируются цели компании на ближайшую перспективу, рассчитываются ресурсы, создается программа развития, происходит анализ информации о производственной и финансовой деятельности предприятия в предыдущих периодах.
Практика использования современных методов бюджетирования в управленческом учете, выделяет следующее: скользящее (индикативное) бюджетирование; бюджетирование с нуля; улучшенное бюджетирование (Better budgeting); продвинутое бюджетирование (Advanced budgeting); стратегически ориентированное бюджетирование; безбюджетный управленческий учет (Beyond Budgeting). Последняя из концепций наиболее креативна и является самой современной. Безбюджетное управление, или управление без бюджета – качественно иное представление о системе управления организацией. При этом отсутствует необходимость формировать и использовать систему бюджетов компании. Этот подход является инструментом управленческого учета (контроллинга), и его формирование связано с большими затратами на планирование. В исследовательском центре Hackett Benchmarking пришли к выводу: крупные холдинги США в среднем тратят более 25 000 человеко-дней на прогнозирование и измерение эффективности для того, чтобы получить 1 млрд долл. США выручки. Такой уровень затрат оправдан исключительно в случае сохранения конкурентных преимуществ организации. Данные расчеты будут показательны и для российских компаний.
Безбюджетное управление, подразумевает основные этапы – стратегическое и оперативное планирование, но при этом исключает бюджетирование, которое является составной частью функционального планирования и контроля, являющейся второй производной оперативного планирования. Сокращение бюджетирования устраняет только часть задач в сфере планирования, связанных с расчетом показателей затрат и финансовых результатов (системы бюджетов) на базе основных целевых планов. Основными аргументами в пользу безбюджетного управленческого учета можно выделить: с помощью данного метода можно сократить денежные и временные затраты квалифицированных сотрудников на планирование в оперативном контуре управления; из-за изменения конъюнктуры необходимо постоянно корректировать составленные бюджеты и согласовать изменения.
Однако многие компании не замечают преимуществ безбюджетного планирования, и поэтому не отказываются от традиционного бюджетного подхода. Для решения задач традиционного бюджетирования, постановка бюджетного процесса должна быть основана на ряде требований, способных оказывать влияние на изменение существующего порядка к лучшему.
Для усовершенствования процесса бюджетирования нужно решить ряд задач:
- Упростить модель бюджетирования, т.к. сейчас на многих предприятиях бюджетирование является сложной и занимает много времени для разработки и взаимоувязки показателей на разных уровнях управления.
- Использовать актуальную информацию для составления бюджетов.
- Учитывать мнение сотрудников всех уровней при составлении отчетности.
- Помимо бюджетирования нужно вводить показатели, в которых будет показана информация о качестве предоставляемой продукции и услуг.
- Разработать методики составления бюджетов следующих периодов, т.к. сейчас бюджеты составляются в основном на основе предыдущих показателей, что вызывает рост затрат, который ничем не обоснован.
Нужно исключить дублирование информации и показателей с помощью обеспечения интегрированного подхода к бюджетированию на основе организации процесса на единой информационной и методологической основе. Что касается использования принципов встречного планирования, то их целесообразно будет применять для организации участия всех руководителей центров ответственности в процессе составления бюджетов. Для отдельных бюджетов возможно применение такого метода, как бюджетирование с нуля, чтобы снизить негативное влияние инкрементного подхода.
Одним из важнейших требований в постановке бюджетного процесса, по моему мнению, должна быть реализация цели бюджетирования – организация управления, учитывающая упущенные возможности. Осуществление контроля за выполнением плановых показателей должно выполняться не с целью регистрации фактов отклонений, а в целях определения реальных причин невыполнения и неиспользованных потенциальных возможностей.
Таким образом, усовершенствование инструментария управленческого учета в части бюджетирования даст возможность для создания надежной системы информации для реализации целей экономического субъекта.