Главная
АИ #10 (140)
Статьи журнала АИ #10 (140)
Опыт регулирования банковского сектора в России и за рубежом

Опыт регулирования банковского сектора в России и за рубежом

Автор(-ы):

Князева Юлия Юрьевна

5 марта 2023

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

регулирование банковского сектора
плоское банковское регулирование
дифференцированное банковское регулирование
норматив достаточности капитала
норматив ликвидности
норматив минимальных размеров риска
норматив обязательных резервов

Аннотация статьи

Статья посвящена описанию этапов становления системы регулирования банковского сектора в России, сравнительному анализу с системами регулирования других стран, выявлению характерных отличительных черт системы регулирования банковского сектора нашей страны. В данной статье раскрываются такие понятия как плоское и дифференцирование банковское регулирование, критерии дифференцированного регулирования, особенности российской практики пропорционального банковского регулирования.

Текст статьи

Банковская деятельность как основной элемент функционирования финансовой системы любого государства является объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государственно-властных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это объясняется теми характеристиками банков, которые объективно присущи им и определяют их положение в качестве ключевых элементов финансовой системы. В юридической науке выделяют три таких характеристики: высокий уровень финансовой взаимозависимости, базирование на легко изымаемых денежных средствах и недостаточная открытость.

Полномочия по регулированию банковской деятельности в большинстве стран принадлежат центральным банкам, которые, опираясь на национальное банковское законодательство, определяют его инструменты и порядок.

Чаще всего выделяют два типа банковского регулирования: плоское и дифференцированное [3]. Для плоского типа характерно единство экономических и правовых нормативов для всех кредитных организаций, что не зависит от размера, условий функционирования, расположения, размера активов и капитала. Дифференцированный тип в свою очередь отличается пропорциональностью подхода к регулированию банков в зависимости от определенных критериев и признаков.

Впервые трансформация банковской системы России происходила в период становления рыночных отношений, что было отражено в появлении двухуровнего типа банковского устройства. В качестве правовой основы для создания частных коммерческих банков был принят закон 1986 года «О кооперации», который в целом позволял создавать частные предприятия.

Так выделился полноценный второй уровень системы банков советского типа. Далее возникла необходимость в создании соответствующих экономических условий в РСФСР, а затем и в России, для обеспечения устойчивого функционирования банковской системы, которые удалось успешно реализовать принятием ряда экономических нормативов. Инструкция №1 1991 года «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» устанавливала несколько нормативов: норматив достаточности капитала; норматив ликвидности; норматив минимальных размеров риска; норматив обязательных резервов.

Считается, что регуляторная система Банка России по отношению к кредитным организациям началась с этого года и вышеуказанного правового акта. Чтобы более эффективно и точечно воздействовать на показатели функционирования банков, необходимо было распределить их в некоторую иерархию. Поэтому в Инструкции №1 выделили три вида банков по типу организационно-правовой формы. В основу классификации был заложен размер уставного капитала: 0,5 млн. рублей, 5 млн. рублей и 25 млн. рублей. Дифференцированное применение нормативов деятельности коммерческих банков исходили из данной градации. Как итог, начиная с 1990-х годов в России была создана основа для дальнейшего формирования дифференцированного регулирования деятельности банков, где критериями выступали минимальный размер уставного капитала и организационно-правовая форма, и у каждой группы банков существовала своя функциональная, территориальная, клиентская и операционная направленность.

Позднее, в 1997 году, данное направление развития банковского регулирования было расширено, и с принятием Инструкции Банка России № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» стали выделять две категории банков в зависимости от размера уставного капитала: до 5 миллионов евро и свыше 5 миллионов евро. К первой группе банков отнесли малые и средние банки и, чаще всего, регионального типа. Такие банки занимались обслуживанием хозяйствующих субъектов в пределах территории их расположения, поэтому их стали называть «региональные банки», несмотря на отсутствие законодательного закрепления такого статуса. Значения экономических нормативов для указанной категории банков применялись более низкие.

Противоположная картина наблюдалась у банков с величиной капитала свыше 5 млн.евро. Сюда относились более крупные банки федерального уровня, которые специализировались на обслуживании крупного бизнеса, в основном, промышленного. Такие банки имели представительство в иностранных государствах и осуществляли операции с инфраструктурными проектами национальной экономики и международного сотрудничества, поэтому и экономические нормативы для них были выше. Группировка нормативов в зависимости от категории банка обусловлена разным уровнем риска банковской деятельности не только для их клиентов, но и для экономики и банковской системы. Также крупные банки сильнее интегрированы в отдельные сектора национальной экономики, что означает зависимость макроэкономической стабильности от их устойчивости.

Как следствие, по отношению к банкам, величина капитала которых превышает 5 млн. евро, возникает необходимость применять высокие требования в виде нормативов достаточности капитала и ликвидности, а также допустимого размера рисков. Даже при наличии очевидных преимуществ дифференцированного подхода к регулированию деятельности банков, в нашей стране с 2004 года ее сменила плоская система.

Тогда же и вступила в силу Инструкция Банка России № 110-И «Об обязательных нормативов банков», в которой не было градации банков и пропорционального использования нормативов, то есть регулирование банковской системы становится однородным, несмотря на неоднородность самой системы. Также и в следующей редакции, Инструкции Банка России № 139-И «Об обязательных нормативов банков» от 2012 года, остается принятая концепция плоской системы банковского регулирования. До тех пор, пока в стране существовал дифференцированный подход к банковскому регулированию, в условиях пространственной экономической неравномерности регионов было возможным сохранять комфортную нормативную среду для развития региональных банков. Однако после перехода на плоскую систему появилась тенденция к сокращению количества банков в стране, которая наблюдается и по сей день.

Трудно сказать, насколько решающее воздействие на сокращение количества банков оказал уход Банка России от дифференцированного регулирования, но данные последних лет показывают отрицательный тренд. Банки регионального типа из-за недостаточных капитальных возможностей оказались не в состоянии выполнять растущие требования к объему собственного капитала, а следовательно, нормативу достаточности капитала. Данное явление стало основной причиной отзыва банковских лицензий.

Необходимо отметить, что при условии огромного разрыва между регионами России по финансовым и социально-экономическим показателям введение количественного норматива касающегося минимального размера уставного капитала сложно назвать рациональным решением. Провести докапитализацию до нужного значения данного норматива в ограниченных региональных условиях средним и малым кредитным организациям бывает практически невозможно, поэтому им приходится либо ликвидироваться, либо присоединяться к крупным банком федерального значения.

В большом количестве стран мира пропорциональное, или дифференцированное регулирования банковской деятельности стало постоянной практикой. В подходах к дифференцированному регулированию для каждой отдельной взятой страны существуют свои различия, и выражаются они в выборе критериев, которые закладывают основы такой дифференциации. Среди таких критериев выделяют: специализацию банка (функциональную, клиентскую, территориальную, отраслевую); финансовое состояние банка; качество риск-менеджмента банка; величину банка по объему активов и капитала; рейтинг банка по общей величине риска.

Ниже приведен обзор мирового опыта подходов к дифференцированному регулированию банковской деятельности, который позволил систематизировать их по основным ключевым критериям.

Таблица 1

Подходы зарубежных стран к дифференцированному регулированию банковской деятельности*

Страна

Критерии дифференциации

Типы банков

Регулятор

1.

США

Размер активов и собственного капитала, суммарная величина рисков

Национальные банки в федеральном подчинении, система банков штатов и локальные городские банки под надзором органов власти штатов (плюс множество специализированных банков и кредитно-финансовых организаций)

Федеральная резервная система, Комиссия по ценным бумагам и биржам, Управление по валютному контролю Министерства финансов, органы власти штатов

2.

Германия

Размер капитала и форма собственности

Государственные, частные и кооперативные, банки федеральных земель

Федеральная служба финансового надзора, также все банки входят в саморегулируемые организации

3.

Япония

Размер банка по активам и капиталу, территориальные границы деятельности

Крупные национальные банки, региональные банки, городские банки, также специализированные банки по функциональному назначению

Центральный банк Японии, Корпорация гарантии банковских вкладов, Министерство финансов

4.

Франция

Размер банка и уровень финансовой устойчивости

Крупные банки с представительством в других странах, специализированные банки, народные банки

Центральный банк Франции, ЕЦБ, Финансовый регулятор Франции

5.

Финляндия

5 групп банков исходя из качества внутреннего контроля рисков

Национальные и иностранные банки

Центральный банк Финляндии

6

Швейцария

5 категорий банков исходя из объема активов и активов под управлением

Глобально и национально значимые банки

Национальный орган регулирования и надзора над финансовым рынком

*Составлено по данным: [1].

Как видно, самым распространенным критерием дифференцированного регулирования выступает размер банка по его активам или капиталу. Второй по значимости критерий – величина рисков и качество управления ими в банке [2]. Наблюдаются отличия по концентрации регулятивных функций на уровне институтов надзора и контроля за деятельностью банков.

Для одних систем регулирования банковской деятельности основные регулирующие функции сосредоточены в руках центрального банка, при этом в других странах может работать смешанная система с разделением полномочий между органами, регулирующими финансовый рынок. Во всех подходах, представленных в таблице, присутствуют градация банков, закреплённая законодательством, которая формируется исходя из установленных критериев. Похожими чертами представленных выше подходов являются инструменты, применяемые к различным категориям кредитных организаций (речь идёт об экономических нормативах, определяющих требования к группам банков). В большинстве случаев уровень таких требований возрастает с ростом размера банка и сумм рисков. Ещё один похожий признак – это децентрализация регулирующих полномочий между органами исполнительной власти и центральными банками. Что позволяет совместно принимать решения, касающиеся направлений развития банковской системы через комплекс принимаемых мер и регуляторный механизм, а также разделить зоны ответственности между собой, соблюдая при этом баланс интересов каждой стороны. В нашей стране необходимость внедрения дифференцированного подхода к регулированию банковской деятельности обсуждается уже много лет.

Начало пропорциональному регулированию банковской деятельности было положено в 2015 году с принятием Указания Банка России от 13.04.2021 N 5778-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций». Банком России был утверждён перечень системно значимых кредитных организаций, на долю которых приходилось более 60% совокупных активов российского банковского сектора.

Организации, которые отвечали требованиям системной значимости, были выделены отдельным уровнем кредитных организаций банковской системы России, что говорила об их особом статусе. Так как данная группа банков оказывала значительное влияние на всю банковскую систему и на отрасли народного хозяйства, такая ситуация могла оказать негативное влияние на безопасность и стабильность всего банковского сектора. Чтобы повысить устойчивость банковской системы и возможность выполнения требований Базеля III, в зарубежной практике была выделена данная группа банков. К началу 2020 года их было 11. Дифференцированность регулирования системно значимых банков заключается в повышении норматива достаточности капитала (Н1) на: ‒ 0,35 с 2017 года; ‒ 0,65 с 2018 года; ‒ 1 единицу за системную значимость с 01.01.2020 года.

На втором этапе развития пропорционального регулирования банковской деятельности в нашей стране выделили две группы лицензий: базовую и универсальную. Резюмируя представленные данные по категоризации банков в целях их пропорционального регулирования, можно систематизировать критерии дифференциации.

Таблица 1

Параметры дифференцированного регулирования банковской деятельности в России*

Параметр

Системно значимые банки

Базовая

Универсальная

Минимальный размер уставного капитала, пассивов или активов

Объем привлеченных средств от нерезидентов выше 100 млрд. рублей

300 млн. руб.–7 млрд. рублей

1 млрд. руб.

Операционные ограничения на банковскую деятельность

Запрет на выполнение ряда банковских операций с нерезидентами.

Запрет на открытие корреспондентских счетов в иностранных банках.

Запрет на внешнее

фондирование

Территориальные ограничения деятельности

Открытие структурных подразделений в регионе, где расположен головной офис и в соседних регионах

Банковское регулирование и надзор

Повышенное требование к нормативам банковской деятельности (+1):

Н1 – 9%

Н1.1 – 7%

Н1.2 – 5,5%

Норматив структурной ликвидности Н28 – 100%

Упрощенное – отсутствие требований к выполнению нормативов:

-Н1.1

-Н2

-Н4

-Н7

-Н9.1

-Н10.1

Все нормативы и требования обязательны

Управление работой внутреннего контроля банка

Одно лицо может совмещать должности и функции руководителя отдела управления рисками и службы внутреннего контроля

*Составлено по данным: [1].

Российская практика пропорционального банковского регулирования значительно отличается от зарубежных подходов, представленных в первой таблице. В отечественной методике основное внимание уделяется размеру собственного капитала в абсолютном значении, даже несмотря на то, что Базельский комитет выделял относительные значения достаточности капитала как главный критерий контроля и надзора.

Ещё одно отличие заключается в том, что в мировом опыте уделяется внимание показателям риска и качеству контроля риск-менеджмента банка. В нашей стране этот аспект практически не учитывается. Что касается размера активов как дифференцирующего критерия, Банком России установлен минимальный удельный вес активов системно значимых банков в общем их объеме банковской системы не ниже 60%.

Особый интерес представляет выполнение обязательных нормативов деятельности банков, они выступают основным инструментом регулирования банковской деятельности, контроля и надзора. Понятно, что российский подход пропорциональному регулированию банковской деятельности будет корректироваться с учётом негативных аспектов международного опыта. Но не стоит забывать про отрицательные стороны существующей системы регулирования. Базовая лицензия рассматривается в качестве фактора снижения конкурентоспособности небольшого банка, так как ограничения, накладываемые на банк, оказывают отрицательное влияние на рентабельность активов, что, как следствие, сказывается на уровне конкуренции.

После реформы по выделению двух лицензий, небольшие банки, которые не имели возможности нарастить свой собственный капитал до 1 млрд. рублей перешли на базовую лицензию. Этот процесс продолжался до начала 2019 года. В последующий период наблюдается сокращение количества банков с базовой лицензией более интенсивно, если рассчитывать по темпу убыли, нежели банков с универсальной лицензией. Дифференцированное регулирования банковской деятельности создаёт справедливые условия функционирования кредитных организаций и этим обеспечивает высокую устойчивость банковской системы. Если механизм регулирования банковской системы не совершенен, а в стране существует множество условных групп и категорий кредитных организаций, то такая система не может эффективно выполнять свои экономические функции.

Для России характерно высокая степень пространственной экономической неравномерности, что является причиной существования множество барьеров обеспечение качественного развития банковской системы и обеспечение её устойчивости. Региональные банки, которые функционируют в слаборазвитых или депрессивных регионах, не обладают объективными возможностями для формирования большого объема собственного капитала для соответствия возрастающим требованиям регулятора к минимальному размеру капитала или нормативам ликвидности.

Проблема заключается не в том, что подобный банк неустойчив: в своем уровне финансовых возможностей и операционной деятельности он эффективен и надёжен для своего территориального образования и выполняет важные функции в региональном хозяйстве. Проблема заключается в том, что учтённые критерии дифференциации включают показатели банков, развивающихся в равных условиях, однако на практике условия развития таких банков в силу их пространственной экономической неравномерности совершенно разные. Основным дифференцирующим критерием регулирования должна выступать система показателей, которая будет включать в себя связь нормативов банков с регионом, где осуществляется деятельность этого банка.

Исходя из этого можно сделать вывод, что главное влияние на кредитную организацию оказывает среда, следовательно, от региона должны зависеть требования, формирующие пропорциональное регулирование банковской деятельности.

Список литературы

  1. Беспалов Д.В. Дифференцированное регулирование банковских систем в риск-ориентированной парадигме // «Журнал Russian Economic Bulletin» – Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 2018. С. 4-9.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37006489
  2. Ермоленко О.М. Теоретические подходы к определению сущности банковской системы и банковского надзора // Вестник Академии знаний №31 (2), 2019, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-opredeleniyu-suschnosti-bankovskoy-sistemy-i-bankovskogo-nadzora/viewer
  3. Таштамиров М.Р. К вопросу о подходах к разработке дифференцированной методики регулирования деятельности кредитных организаций в России // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова» – ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, 2020, URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43976029&pf=1

Поделиться

478

Князева Ю. Ю. Опыт регулирования банковского сектора в России и за рубежом // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 65-70. URL: https://apni.ru/article/5770-opit-regulirovaniya-bankovskogo-sektora-v-ros

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля