Главная
Конференции
Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты
Влияние современных средств связи на грамотность современной молодёжи

Влияние современных средств связи на грамотность современной молодёжи

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

молодёжь
грамотность
безграмотность
современные средства связи
мессенджер
социальные сети
онлайн-переписка

Аннотация статьи

В статье проводится анализ уровня снижения грамотности у молодёжи под влиянием средств современной связи. В качестве ключевого доказательства повышения безграмотности молодёжи автор приводит примеры из материалов статей, затрагивающих эту тему. Также, аргумент из произведений советского писателя и других.

Текст статьи

Интернет сегодня является самым популярным средством общения для молодежи. Полноценное общение в обществе поколения z не представляется возможным без знания их языка – сленга. Культура речи неразрывно связана с окружающей нас действительностью. Благодаря речи можно определить наше окружение, образ жизни и ценности. С увеличением темпа жизни увеличивается и словарный запас, ведь каждое новое слово (понятие) сопровождается своим значением.

Можно ли найти оправдание ошибкам, которые допускает современная молодёжь, общаясь между собой с помощью современных видов связи? Сможет ли литературный русский язык противостоять жаргонному языку? Предлагаю обратиться к статье «АиФ-Самара», №22, 2006 г.

АНАЛИЗ СТАТЬИ «АИФ-САМАРА», №22, 2006 ГОД.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЧАТ – ПРАВИЛА МОЛЧАТ!»

АРГУМЕНТ ПЕРВЫЙ

Писатель анализирует причины падения грамотности даже у «будущей интеллектуальной элиты». Одну из них он видит в использовании электронных средств коммуникации, которые позволяют сделать переписку очень быстрой, если не соблюдать привычные правила, а переходить на «так называемый стиль купированных СМС-сообщений». В этом случае ошибки неизбежны, а употребление «словесных абракадабр», возникающих в подобных случаях, воспринимается как нечто привычное и естественное [1].

АРГУМЕНТ ВТОРОЙ

Также автор отмечает, что «безграмотные словесные формы и откровенные ошибки» уродуют русский язык, а сленговое общение может проникнуть в семьи, которые молодёжь создаст в будущем. Следовательно, нужно очень осторожно относиться к жаргонному языку, чтобы он в дальнейшем не вытеснил литературный русский язык [1].

Эти два примера, взаимодополняя друг друга, помогают понять, что не следует пренебрегать правилами родного языка, иначе это может привести к его обеднению и искажению.

Действительно, автор с помощью ярких примеров доказывает, что привычка «неформалить» языком порождает такие негативные последствия, как безграмотность, использование нецензурных слов, подмену эмоций примитивными картинками в виде смайликов в погоне за быстротой общения.

Я полностью согласна с мнением автора и также считаю, что небрежное отношение к языку не может быть оправдано экономией времени, а жаргонный язык может нанести существенный вред литературному языку.

ЯКОВЛЕВ КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ (14.10.1924 – 3.05.1978) – советский военный инженер, писатель и журналист, член союза писателей СССР.

КНИГА «КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК», 1976 ГОД

Эта книга – страстные заметки ярославского писателя Константина Федоровича Яковлева о русском языке, его бедах. Первый раздел книги посвящён наиболее характерным языковым ошибкам молодых литераторов, второй – иностранным словам в русском языке. Автор ведёт разговор с привлечением богатого историко-литературного материала, сопоставляет мысли современных писателей о языке, спорит, показывает, что значит владеть культурой родного языка.

В связи с этим мне вспоминается книга К.Ф. Яковлева «Как мы портим русский язык». Давая советы молодым литераторам, этот человек отмечает, что великие писатели и поэты всегда старались найти простые, ёмкие и выразительные слова. Тем самым они оттачивали своё литературное мастерство. Именно так и должны поступать не только те, кто пишет книги, но и те, кто хочет прослыть грамотным, образованным человеком.

Проблема культуры речи при письме и чтении в произведениях затрагивается и следующими писателями: Л. Б. Гераскина, Д. И. Фонвизин, А. И. Солженицын.

ЛИЯ БОРИСОВНА ГЕРАСКИНА (1910-2010 гг.)

Л. Б. Гераскина в повести под названием «В стране невыученных уроков» поднимает проблему неграмотности. Двоечник Виктор Перестукин попал в такое место, где ему потребовались знания из школьной программы для того, чтобы пройти испытания. Одним из них было известное предложение: «Казнить нельзя помиловать», где нужно было поставить запятую. От её местоположения зависела судьба мальчика. Он решил эту задачу и остался жив, осознав, насколько важна грамотность.

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (1745-1792 гг.)

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» присутствует героиня барыня-крепостница Простакова. Она не обучена грамоте, поэтому, обвиняя Софью в том, что её письмо амурное, не может проверить правильность этого утверждения. Сын Простаковой Митрофанушка такой же безграмотный. Мать наняла ему учителей, но только лишь для престижа. На самом деле его образованием и воспитанием мало занимаются. К тому же, от этого нет никакого толку. Мальчик всё время валяет дурака. Именно поэтому невежественные герои в финале лишаются своего привилегированного положения

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН (1918-2008 гг.)

Произведение А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» наполнено тюремным жаргоном. Это связано с тем, что люди находятся в своём особенном, отделённом от остального общества, мире. Вместо «доносить» говорят «стучать», вместо «начальник оперативно-режимной связи» – «кум». Заключённых тоже называют жаргонным языком – по номеру, а не имени и фамилии. Таким образом, показывается атмосфера, царившая в тюрьме: бесправие заключённых и неуважение к ним. Ведь отношение к речи – отражение отношения к себе. Заключенные в основе своей – сломленные и опустившиеся люди, которые не находят причин уважать себя и окружение. Поэтому любому человеку, отдающему себе должное, нельзя засорять свою речь, иначе общество будет относиться к нему так, будто он сам себе не нужен, а ему и подавно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что поднимаемая Пивоваровым проблема является актуальной и важной для всего общества. Именно уровень культуры речи определял и будет определять интеллектуальное развитие, моральный облик человека и общества.

Список литературы

  1. По статье «АиФ-Самара», №22, 2006 г., «Чат – правила молчат!» – http://banakhevich.ucoz.ru/publ/egeh_2019_po_russkomu_jazyku/zadanie_26/variant_49_po_state_aif/246-1-0-1130
  2. Яковлев Константин Фёдорович. Как мы портим русский язык», 1976, (электронная версия) – https://libking.ru/books/sci-/sci-philology/476285-konstantin-yakovlev-kak-my-portim-russkiy-yazyk.html

Поделиться

983

Снопок М. А., Попова Н. Р. Влияние современных средств связи на грамотность современной молодёжи // Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 24-27. URL: https://apni.ru/article/5773-vliyanie-sovremennikh-sredstv-svyazi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января