Интернет сегодня является самым популярным средством общения для молодежи. Полноценное общение в обществе поколения z не представляется возможным без знания их языка – сленга. Культура речи неразрывно связана с окружающей нас действительностью. Благодаря речи можно определить наше окружение, образ жизни и ценности. С увеличением темпа жизни увеличивается и словарный запас, ведь каждое новое слово (понятие) сопровождается своим значением.
Можно ли найти оправдание ошибкам, которые допускает современная молодёжь, общаясь между собой с помощью современных видов связи? Сможет ли литературный русский язык противостоять жаргонному языку? Предлагаю обратиться к статье «АиФ-Самара», №22, 2006 г.
АНАЛИЗ СТАТЬИ «АИФ-САМАРА», №22, 2006 ГОД.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЧАТ – ПРАВИЛА МОЛЧАТ!»
АРГУМЕНТ ПЕРВЫЙ
Писатель анализирует причины падения грамотности даже у «будущей интеллектуальной элиты». Одну из них он видит в использовании электронных средств коммуникации, которые позволяют сделать переписку очень быстрой, если не соблюдать привычные правила, а переходить на «так называемый стиль купированных СМС-сообщений». В этом случае ошибки неизбежны, а употребление «словесных абракадабр», возникающих в подобных случаях, воспринимается как нечто привычное и естественное [1].
АРГУМЕНТ ВТОРОЙ
Также автор отмечает, что «безграмотные словесные формы и откровенные ошибки» уродуют русский язык, а сленговое общение может проникнуть в семьи, которые молодёжь создаст в будущем. Следовательно, нужно очень осторожно относиться к жаргонному языку, чтобы он в дальнейшем не вытеснил литературный русский язык [1].
Эти два примера, взаимодополняя друг друга, помогают понять, что не следует пренебрегать правилами родного языка, иначе это может привести к его обеднению и искажению.
Действительно, автор с помощью ярких примеров доказывает, что привычка «неформалить» языком порождает такие негативные последствия, как безграмотность, использование нецензурных слов, подмену эмоций примитивными картинками в виде смайликов в погоне за быстротой общения.
Я полностью согласна с мнением автора и также считаю, что небрежное отношение к языку не может быть оправдано экономией времени, а жаргонный язык может нанести существенный вред литературному языку.
ЯКОВЛЕВ КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ (14.10.1924 – 3.05.1978) – советский военный инженер, писатель и журналист, член союза писателей СССР.
КНИГА «КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК», 1976 ГОД
Эта книга – страстные заметки ярославского писателя Константина Федоровича Яковлева о русском языке, его бедах. Первый раздел книги посвящён наиболее характерным языковым ошибкам молодых литераторов, второй – иностранным словам в русском языке. Автор ведёт разговор с привлечением богатого историко-литературного материала, сопоставляет мысли современных писателей о языке, спорит, показывает, что значит владеть культурой родного языка.
В связи с этим мне вспоминается книга К.Ф. Яковлева «Как мы портим русский язык». Давая советы молодым литераторам, этот человек отмечает, что великие писатели и поэты всегда старались найти простые, ёмкие и выразительные слова. Тем самым они оттачивали своё литературное мастерство. Именно так и должны поступать не только те, кто пишет книги, но и те, кто хочет прослыть грамотным, образованным человеком.
Проблема культуры речи при письме и чтении в произведениях затрагивается и следующими писателями: Л. Б. Гераскина, Д. И. Фонвизин, А. И. Солженицын.
ЛИЯ БОРИСОВНА ГЕРАСКИНА (1910-2010 гг.)
Л. Б. Гераскина в повести под названием «В стране невыученных уроков» поднимает проблему неграмотности. Двоечник Виктор Перестукин попал в такое место, где ему потребовались знания из школьной программы для того, чтобы пройти испытания. Одним из них было известное предложение: «Казнить нельзя помиловать», где нужно было поставить запятую. От её местоположения зависела судьба мальчика. Он решил эту задачу и остался жив, осознав, насколько важна грамотность.
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (1745-1792 гг.)
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» присутствует героиня барыня-крепостница Простакова. Она не обучена грамоте, поэтому, обвиняя Софью в том, что её письмо амурное, не может проверить правильность этого утверждения. Сын Простаковой Митрофанушка такой же безграмотный. Мать наняла ему учителей, но только лишь для престижа. На самом деле его образованием и воспитанием мало занимаются. К тому же, от этого нет никакого толку. Мальчик всё время валяет дурака. Именно поэтому невежественные герои в финале лишаются своего привилегированного положения
АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН (1918-2008 гг.)
Произведение А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» наполнено тюремным жаргоном. Это связано с тем, что люди находятся в своём особенном, отделённом от остального общества, мире. Вместо «доносить» говорят «стучать», вместо «начальник оперативно-режимной связи» – «кум». Заключённых тоже называют жаргонным языком – по номеру, а не имени и фамилии. Таким образом, показывается атмосфера, царившая в тюрьме: бесправие заключённых и неуважение к ним. Ведь отношение к речи – отражение отношения к себе. Заключенные в основе своей – сломленные и опустившиеся люди, которые не находят причин уважать себя и окружение. Поэтому любому человеку, отдающему себе должное, нельзя засорять свою речь, иначе общество будет относиться к нему так, будто он сам себе не нужен, а ему и подавно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что поднимаемая Пивоваровым проблема является актуальной и важной для всего общества. Именно уровень культуры речи определял и будет определять интеллектуальное развитие, моральный облик человека и общества.