Влияние современных средств связи на грамотность современной молодёжи

В статье проводится анализ уровня снижения грамотности у молодёжи под влиянием средств современной связи. В качестве ключевого доказательства повышения безграмотности молодёжи автор приводит примеры из материалов статей, затрагивающих эту тему. Также, аргумент из произведений советского писателя и других.

Аннотация статьи
молодёжь
онлайн-переписка
социальные сети
мессенджер
современные средства связи
безграмотность
грамотность
Ключевые слова

Интернет сегодня является самым популярным средством общения для молодежи. Полноценное общение в обществе поколения z не представляется возможным без знания их языка – сленга. Культура речи неразрывно связана с окружающей нас действительностью. Благодаря речи можно определить наше окружение, образ жизни и ценности. С увеличением темпа жизни увеличивается и словарный запас, ведь каждое новое слово (понятие) сопровождается своим значением.

Можно ли найти оправдание ошибкам, которые допускает современная молодёжь, общаясь между собой с помощью современных видов связи? Сможет ли литературный русский язык противостоять жаргонному языку? Предлагаю обратиться к статье «АиФ-Самара», №22, 2006 г.

АНАЛИЗ СТАТЬИ «АИФ-САМАРА», №22, 2006 ГОД.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЧАТ – ПРАВИЛА МОЛЧАТ!»

АРГУМЕНТ ПЕРВЫЙ

Писатель анализирует причины падения грамотности даже у «будущей интеллектуальной элиты». Одну из них он видит в использовании электронных средств коммуникации, которые позволяют сделать переписку очень быстрой, если не соблюдать привычные правила, а переходить на «так называемый стиль купированных СМС-сообщений». В этом случае ошибки неизбежны, а употребление «словесных абракадабр», возникающих в подобных случаях, воспринимается как нечто привычное и естественное [1].

АРГУМЕНТ ВТОРОЙ

Также автор отмечает, что «безграмотные словесные формы и откровенные ошибки» уродуют русский язык, а сленговое общение может проникнуть в семьи, которые молодёжь создаст в будущем. Следовательно, нужно очень осторожно относиться к жаргонному языку, чтобы он в дальнейшем не вытеснил литературный русский язык [1].

Эти два примера, взаимодополняя друг друга, помогают понять, что не следует пренебрегать правилами родного языка, иначе это может привести к его обеднению и искажению.

Действительно, автор с помощью ярких примеров доказывает, что привычка «неформалить» языком порождает такие негативные последствия, как безграмотность, использование нецензурных слов, подмену эмоций примитивными картинками в виде смайликов в погоне за быстротой общения.

Я полностью согласна с мнением автора и также считаю, что небрежное отношение к языку не может быть оправдано экономией времени, а жаргонный язык может нанести существенный вред литературному языку.

ЯКОВЛЕВ КОНСТАНТИН ФЁДОРОВИЧ (14.10.1924 – 3.05.1978) – советский военный инженер, писатель и журналист, член союза писателей СССР.

КНИГА «КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК», 1976 ГОД

Эта книга – страстные заметки ярославского писателя Константина Федоровича Яковлева о русском языке, его бедах. Первый раздел книги посвящён наиболее характерным языковым ошибкам молодых литераторов, второй – иностранным словам в русском языке. Автор ведёт разговор с привлечением богатого историко-литературного материала, сопоставляет мысли современных писателей о языке, спорит, показывает, что значит владеть культурой родного языка.

В связи с этим мне вспоминается книга К.Ф. Яковлева «Как мы портим русский язык». Давая советы молодым литераторам, этот человек отмечает, что великие писатели и поэты всегда старались найти простые, ёмкие и выразительные слова. Тем самым они оттачивали своё литературное мастерство. Именно так и должны поступать не только те, кто пишет книги, но и те, кто хочет прослыть грамотным, образованным человеком.

Проблема культуры речи при письме и чтении в произведениях затрагивается и следующими писателями: Л. Б. Гераскина, Д. И. Фонвизин, А. И. Солженицын.

ЛИЯ БОРИСОВНА ГЕРАСКИНА (1910-2010 гг.)

Л. Б. Гераскина в повести под названием «В стране невыученных уроков» поднимает проблему неграмотности. Двоечник Виктор Перестукин попал в такое место, где ему потребовались знания из школьной программы для того, чтобы пройти испытания. Одним из них было известное предложение: «Казнить нельзя помиловать», где нужно было поставить запятую. От её местоположения зависела судьба мальчика. Он решил эту задачу и остался жив, осознав, насколько важна грамотность.

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (1745-1792 гг.)

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» присутствует героиня барыня-крепостница Простакова. Она не обучена грамоте, поэтому, обвиняя Софью в том, что её письмо амурное, не может проверить правильность этого утверждения. Сын Простаковой Митрофанушка такой же безграмотный. Мать наняла ему учителей, но только лишь для престижа. На самом деле его образованием и воспитанием мало занимаются. К тому же, от этого нет никакого толку. Мальчик всё время валяет дурака. Именно поэтому невежественные герои в финале лишаются своего привилегированного положения

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН (1918-2008 гг.)

Произведение А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» наполнено тюремным жаргоном. Это связано с тем, что люди находятся в своём особенном, отделённом от остального общества, мире. Вместо «доносить» говорят «стучать», вместо «начальник оперативно-режимной связи» – «кум». Заключённых тоже называют жаргонным языком – по номеру, а не имени и фамилии. Таким образом, показывается атмосфера, царившая в тюрьме: бесправие заключённых и неуважение к ним. Ведь отношение к речи – отражение отношения к себе. Заключенные в основе своей – сломленные и опустившиеся люди, которые не находят причин уважать себя и окружение. Поэтому любому человеку, отдающему себе должное, нельзя засорять свою речь, иначе общество будет относиться к нему так, будто он сам себе не нужен, а ему и подавно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что поднимаемая Пивоваровым проблема является актуальной и важной для всего общества. Именно уровень культуры речи определял и будет определять интеллектуальное развитие, моральный облик человека и общества.

Текст статьи
  1. По статье «АиФ-Самара», №22, 2006 г., «Чат – правила молчат!» – http://banakhevich.ucoz.ru/publ/egeh_2019_po_russkomu_jazyku/zadanie_26/variant_49_po_state_aif/246-1-0-1130
  2. Яковлев Константин Фёдорович. Как мы портим русский язык», 1976, (электронная версия) – https://libking.ru/books/sci-/sci-philology/476285-konstantin-yakovlev-kak-my-portim-russkiy-yazyk.html
Список литературы