Главная
АИ #10 (140)
Статьи журнала АИ #10 (140)
Подвижные игры с элементами спорта как форма организации двигательной деятельнос...

Подвижные игры с элементами спорта как форма организации двигательной деятельности с детьми 7-8 лет

Автор(-ы):

Захарова Дарья Олеговна

8 марта 2023

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

подвижная игра с элементами спорта
дети
подростки
спорт
здоровье
игра

Аннотация статьи

Статья посвящена актуальности организации двигательной деятельности детей 7-8 лет через такую форму, как подвижные игры с элементами спорта. Проведенное исследование позволяет утверждать, что необходимость поднятия уровня двигательной деятельности детей важно начинать именно с дошкольного и младшего школьного возраста и продолжать на протяжении всей жизни.

Текст статьи

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. Об этом свидетельствуют исследования, согласно которым большинство недугов взрослых – заложены в детском возрасте. И частой причиной этого является низкий уровень двигательной активности в большей степени в дошкольном возрасте и является первоочередной проблемой ухудшения состояния здоровья. Именно в этом возрасте закладываются базовые процессы физического, психического так и интеллектуального развития детей. Поэтому актуальность и практический аспект данной проблемы состоит в том, что поднятие уровня двигательной деятельности важно начинать именно с дошкольного и младшего школьного возраста и продолжать поддерживать его на протяжении всей жизни.

Обеспечение необходимого уровня двигательной активности в значительной степени оказывает благотворное влияние на весь организм и особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная деятельность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования ряда авторов: Мильнер Е.Г., Волковой Л.М., Еременко В.Н., в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека. Таким образом, движения являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его гармоничного развития личности [10, с. 185].

В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка: Адашкявичене Э.И., Стапаненковой Э.Я., Холодова Ж.К., Кармановой Л.В., Осокиной Т.И., подчеркивается, что подвижные игры доступны детям в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте и являются одним из ведущих средств и методов физического воспитания детей 7-8 лет [5, с. 231].

Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» существует такая форма двигательной деятельности, как «спортивный час». Проведено параллельное наблюдение и оценка двигательных навыков детей 7-8 лет и подростков 14-17 лет. Выявлено, что дети и подростки слабо развиты физически и не владеют навыками и правилами спортивных игр. Большинство подростков ссылаются на недостаток образовательного процесса в сфере физического развития в своих образовательных учреждениях. При проведении спортивных часов и отборочных соревнований, по таким видам спорта, как баскетбол, футбол, волейбол, пионербол, настольный теннис, инструкторы по физической культуре сталкиваются с тем, что лишь небольшой процент подростков имеет навыки и владеет правилами спортивных игр. В условиях смены, которая длится 21 день крайне сложно сформировать навыки спортивной игры, необходимые для успешной реализации себя в спорте. На спортивных часах большинство только знакомятся с правилами спортивных игр. Из-за отсутствия навыков и знаний - у подростков развивается неуверенность в себе и незаинтересованность в двигательной активности, двигательном развитии. Это связано с возрастными психологическими особенностями подростков [12].

Исходя из опытного наблюдения в своей работе мной были интегрированы элементы упражнений из различных видов спорта в организацию подвижных игр с детьми 7-8 лет, таких как: «Обведи точно», «Гол в ворота», «Подвижная цель», «Гонка мячей», «У кого больше мячей», «За мячом», «Мяч капитану». В общепринятой классификации подвижных игр для детей выделяют простые (подвижные игры с правилами) и сложные (упрощенные спортивные игры). К последним относятся городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и другие [4, с. 168].

Для таких игр характерна определенная специфика и точность техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря). Некоторые из них, например, городки по признаку преобладающего движения можно отнести к играм с метанием. Однако такие игры как баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис построены на многообразных двигательных действиях. В различных комбинациях здесь используются ходьба, бег, прыжки, метание. Эти действия требуют сохранения устойчивого положения в заданной позе после приседаний, поворотов, наклонов. При этом двигательные действия могут выполняться различными способами, в разных сочетаниях, с изменениями темпа и скорости.

Эти игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча, шайбы), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.

Проведя наблюдения, за самостоятельной двигательной деятельностью детей 7-8 лет в г. Зеленогоск, Красноярск, Железногорск, Санкт-Петербург на дворовых площадках, в условиях образовательных учреждений на занятиях физической культурой (детские сады, школы) – прослеживается, что у детей в подвижных играх с элементами спорта движения с мячом не координированные, однообразные и, как правило, они играют не командами, а по 2-3 человека. В данном игровом формате редко можно заметить включенность девочек.

При подборе подвижных игр с элементами спорта стоит обратить внимание на возраст, состояние здоровья, индивидуаль­ную склонность и интерес ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и по­лезные детям данной возрастной категории. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и спортивные игры, которые про­водятся по упрощенным правилам [5, с. 231].

Подвижные игры с элементами спорта по своему содержанию могут быть направлены на достижение как индивидуального, так и командного результата. Сложность при организации и проведении командных подвижных игр с элементами спорта состоит в том, что дети должны не только ориентироваться на систему требований, но и осуществлять командные взаимодействия. В них проявляется истинная произвольность поведения, которая заключается, прежде всего, в сдерживании желаний и подчинении своего поведения целям коллектива, так как в ходе игры ребенок вынужден понимать, что не он один хочет действовать с мячом, попадать им в ворота (корзину), его действия должны быть направлены на успех всей команды. Ради интересов команды ребенку часто приходиться отказываться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более благоприятные условия для успешного завершения игровой ситуации [13].

Подводя итоги интеграции элементов спорта в формат подвижных игр следует вывод, что привлечение детей к осознанной двигательной деятельности следует начинать в дошкольном и младшем школьном возрасте. Основным видом деятельности детей в данном возрасте является игра и только начинает развиваться учебная деятельность. Именно через подвижные игры с элементами спорта педагоги и учителя могут привлечь детей и дать им мотивацию к дальнейшим занятиям спортом. Всё закладывается с детства, поэтому так важно своевременно и грамотно выстроить работу по физическому воспитанию детей. Это позволит создать ситуацию успеха для них в подростковом возрасте, развить уверенность в себе, заинтересованность и включенность в физкультурно-спортивный процесс.

Перспектива исследовательской работы предполагает разработку и апробацию дополнительной общеобразовательной программы интегрированной в образовательную работу с детьми 7-8 лет по физическому развитию, содержанием которой будет углубленное ознакомление детей с историей, особенностями игровых видов спорта, правилами игр.

Список литературы

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: «Просвещение», 1992.
  2. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. – М.: «Аркти», 2004.
  3. Подвижные игры для дошкольников / Авт. – сост. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. –М.: АРКТИ, 2008.
  4. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  6. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. – М.: Литагент «Неоглори», 2006.
  7. Волкова Л.М. Влияние упражнений различной направленности на развитие физических качеств младших школьников. – Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2003.
  8. Савченков Ю.И., Шилов С.Н., Солдатова О.Г. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). – Издательство «Владос», 2018.
  9. Соломахин О.Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой учащихся начальных классов // Теория и практика физической культуры, 2010.
  10. Мильнер Е.Г. Формула жизни / Е.Г. Мильнер. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
  11. Еременко В.Н. Роль физической культуры в жизни человека / В.Н. Еременко, А.С. Медведева, А.А. Лебедева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – М, 2019.
  12. Матвеева М.А., Самойленко Е.В. К проблеме неуверенности в себе в юношеском возрасте. – Международный научно-исследовательский журнал: Издательство ООО «Логика+», 2015.
  13. Сабуркина О.А. Использование командных игр в физическом воспитании детей., Диссертация кандидата наук, 2020.

Поделиться

435

Захарова Д. О. Подвижные игры с элементами спорта как форма организации двигательной деятельности с детьми 7-8 лет // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 103-105. URL: https://apni.ru/article/5775-podvizhnie-igri-s-elementami-sporta

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля