Главная
АИ #10 (140)
Статьи журнала АИ #10 (140)
Соуправление как средство развития организаторских навыков у подростков среднего...

Соуправление как средство развития организаторских навыков у подростков среднего школьного возраста

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

соуправление
подростки
личность
потенциал
временный детский коллектив

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросу организации такой формы работы с подростками, как соуправление в условиях временного детского объединения ВДЦ «Орлёнок». Изучение соуправления подростков как инструмента формирования его личности, развития творческих, интеллектуальных способностей и лидерского потенциала. В статье раскрывается значимость совместной работы педагога и подростка как средство развития организаторских способностей.

Текст статьи

Основным направлением работы каждого педагога в ВДЦ «Орлёнок» является не просто работа с детьми, а раскрытие его потенциала, реализации сильных качеств личности подростка, его талантов В условиях временного детского коллектива у педагога на это есть 21 день смены. Одним из инструментов является организация органов соуправления/самоуправления – это форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Соуправление детей и взрослых и собственно детское самоуправление – близкие по духу, но все-таки разные вещи. Если в первом случае дети и взрослые являются равноправными партнерами в общей деятельности, то во втором случае у взрослых есть только право помочь детям, у детей же есть право, как запросить помощь взрослых, так и обойтись без нее. Вмешательство взрослых в самоуправляемую деятельность детей возможно только в том случае, если эта деятельность начинает угрожать безопасности детей (их жизни, физическому или психологическому здоровью).

Организация соуправления является одним из направлений воспитательной и образовательной работы в ВДЦ «Орлёнок». Такая форма организации деятельности подростков способствует формированию личности, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению проявлять и совершенствовать себя в интересах общества. Участвуя в организации соуправления подростки включаются в различную деятельность, деловое общение со взрослым на равных, высказывание своей точки зрения и своего мнения. Также, соуправление позволяет ребенку попробовать себя в новой, сначала непривычной роли организатора и приобрести организаторский опыт. В рамках соуправления подростки получают возможность влиять на процесс организации как отрядных дел, так и событий, мероприятий лагеря, а также при поддержке и сотрудничестве со взрослыми реализовывать эти мероприятия. У подростка появляется ответственность за свои действия и решения. Значимым становится развитие навыка формулировать и решать не только собственные проблемы, но и проблемы отряда, лагеря. Так же соуправление учит к проявлению активной позиции. Подросток может предложить идею или задумку коллективу и реализовать ее.

Педагогический коллектив «Орлёнка», включаясь в обеспечение данной потребности, оказывает влияние на развитие у ребенка способности к обладанию открытым, нестандартным сознанием, умением рефлексировать себя и других, оказывать влияние на себя и других, приобрести комплекс разнообразных знаний и навыков организационной работы, расширить возможности интеллектуальной и творческой деятельности, следовательно, развивать лидерскую позицию и раскрывать свой потенциал. Социальная активность детей, непрерывное стимулирование лидеров, которые в ближайшем будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономических, политических, культурных и спортивных вновь стали объективной потребностью нашего общества.

ВДЦ «Орлёнок» за годы своего существования накопил богатый опыт по работе с органами соуправления. В каждой педагогической программе отдельного лагеря присутствует аспект включения детей в соуправление жизнедеятельностью в условиях временного детского коллектива, но понимание активной позиции, лидерства, детского соуправления/самоуправления временных детских объединений за последние время изменилось.

В рамках реализации программ физкультурно-спортивной направленности работает «совет физоргов» – это одно из направлений работы органов соуправления, который координирует оздоровительную деятельность, организует физкультурно-спортивные мероприятия, УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика) и т.д.

Целью Совета является создание условий для получения новых знаний о технологиях организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, актуализировать знания подростков о здоровом образе жизни, как одного из условий социальной успешности.

Совет создаётся и действует на уровне детского лагеря, осуществляет работу по следующим направлениям:

  • теоретические основы об организации и качественном проведении спортивно-массовых мероприятий и дел физкультурно-оздоровительной направленности;
  • практический опыт в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий и дел физкультурно-оздоровительной направленности;
  • работа с информацией (ознакомление с планом на предстоящий день, составление краткой характеристики своих соотрядников, работа со стендом и т.д.).

Совет физоргов состоит из 16 часов (14 занятий), которые включают в себя:

  • вводный блок, где дети знакомятся с содержанием деятельности работы совета, знакомятся с образом Физорга;
  • подготовительный блок: на занятиях идет разговор о значимости физической культуры, форм ее организации: УГГ (утренней гигиенической зарядки), где дети высказывают свою точку зрения и обсуждают вместе с педагогом (инструктором по ФК), учатся разрабатывать свою зарядку, но перед этим знакомятся с ее разнообразием (УГГ в парах, танцевальная, игровая, с предметом); ставят задачи на смену, а также проводят опрос в отрядах; спортивный час, как форма физкультурно-спортивного занятия по видам спорта и спортивно-массовые мероприятия (соревнования, спортивные праздники, турниры и т.д.);
  • основной блок включает разработку содержания и критериев «Конкурсной зарядки», положений спортивно-массовых мероприятий и т.д.;
  • в практическом блоке дети готовятся провести свое первое мероприятие: УГГ или спортивно-массовое мероприятие, например, «Орлятский норматив» (адаптирован в соответствии с ВФСК ГТО), на данном этапе идет знакомство с нормативами, распределение судейских и организационных обязанностей. Еще один пример практической деятельности физоргов – организация мероприятия «Веселые старты», проходит знакомство с правилами организации эстафет; формирование команд, критерии оценок, определение судейской бригады; в организации Спартакиады физорги осваивают обучение основам судейства, работа над программой соревнований д/л по избранным видам спорта: разработка положения, правила судейской жестикуляции, подсчёт очков, определение победителей по круговой и олимпийской системе соревнований;
  • итоговый блок работы Совета: анализ деятельности Совета в целом и каждого участника отдельно.

Также, в течение смены физорги работают со своими отрядными уголками и со стендом лагеря, где появляется информация о пользе ЗОЖ, правильного питания, двигательной активности, расписание утренних пробежек и т.д.)

Временные детские объединения, структура органов соуправления зависят от направления деятельности, особенностей каждого конкретного лагеря. В зависимости от этого формируются детские структурные объединения, постоянно действующие в течение смены, активизирующие деятельность каждого участника смены. Программы объединений формируются педагогами с учетом возрастных, индивидуальных особенностей участников и строятся следующим образом:

1 этап – заезд, оргпериод

Знакомство с программой смены. Формирование детских структурных объединений. Выбор, направления деятельности объединений. Самоопределение участников смены относительно программы смены. Игровая диагностика возможностей участников смены. Формирование мотивации включения в поисковую деятельность по решению проблем временных детских объединений.

2 этап – основной период

Проведение дел, мероприятий, соревнований, конкурсов, состязаний. Практическая деятельность участников смены по решению выдвинутых проблем. Самореализация и оценка творческого потенциала участников смены. Реализация моделей органов соуправления, предложенных педагогом или выработанных участниками. Отбор разнообразных детских идей и предложений по организации деятельности органов соуправления. Сравнительная диагностика изменений, произошедших с участниками смены.

3 этап – итоговый период

Итоговая диагностика. Подведение итогов работы объединений, смены. Разработка индивидуальных программ последействия, самоопределение участников к дальнейшей деятельности. Вручение удостоверений об освоении программы.

Выводы

1. Соуправление позволяет за небольшой временной промежуток раскрыть в ребенке лидерскую позицию, сформировать организаторские навыки, актуализировать знания в области физической культуры и спорта.

2. Работа органов соуправлений является универсальной и может иметь любую направленность деятельности: физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую, экологическую, военно-патриотическую.

3. Данная форма работы применима как во временном детском коллективе, так и в постоянном, например школьном классе.

Список литературы

  1. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах // Москва: ВЛАДОС, 2002. – С. 25.
  2. Степанов Е.Н. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы // Псков: ИПКРО, 2006. – С. 5.

Поделиться

966

Выборнова Е. Д. Соуправление как средство развития организаторских навыков у подростков среднего школьного возраста // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 97-99. URL: https://apni.ru/article/5776-soupravlenie-kak-sredstvo-razvitiy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января