Современный этап развития социально-экономических отношений в нашей стране, отложил свой отпечаток на систему современного образования. Перед нами встает задача в обучении и воспитании творческой и активной личности, умеющей адаптироваться и развиваться в быстро меняющемся современном мире. Выпускники школы должны быть конкурентоспособными, креативными. Это приводит к возрождению идей ранней профессиональной ориентации, в русле компетентностного подхода, обозначенного в программных документах федеральных государственных образовательных стандартов.
Актуальность постановки проблемы формирования дизайнерских компетенций, обучающихся на уроках технологии в школе конкретизируется тем, что российское школьное образование, определяя профильное обучение одним из приоритетных направлений модернизации современного образования, предусматривает необходимость формирования ключевых компетенций, а также уточнения целеполагания, обновления содержания, организации образовательного процесса в школе.
Известно, что среди обучающихся все большую популярность приобретают художественно-дизайнерские и технические виды деятельности, неотъемлемой частью которых является творческий труд. Занятия художественного конструирования, проектной деятельности формируют дизайнерское мышление учащихся, вооружают их техническими и эстетическими знаниями, развивают дизайнерские, конструкторские и технологические компетенции. Это ведет к психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии.
Понятие «дизайн» включает различные виды проектной деятельности (идею или замысел, чертеж или рисунок, практическую часть проекта). Выполненный проект в предметной среде обязательно должен учитывать функциональность и эстетику [1].
Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи [2].
Идей профориентации и трудового воспитания школьника должно происходить в русле компетентностного подхода. В основе данного подхода закладываются компетенции учащихся, которые должны быть сформированы по ходу реализации образовательного процесса, на каждом этапе, в течение сего периода обучения. Эти компетенции служат ориентирами для составления образовательных программ и планирования учебно-воспитательной процесса.
Компетентностный подход – это совокупность принципов и закономерностей постановки целевого назначения, задач, отбора содержания образования, организации образовательной деятельности и подведения итогов ее реализации [8].
На сегодняшний день, на рынке труда востребованы не столько знания, сколько способности выполнять определенные виды деятельности, т. е. использование знаний в деятельности, то главная идея компетентностного подхода – подготовить выпускника выполнять профессиональные функции. Мобильность выпускника становится одной из ведущих составляющих компетентности. Вся система образования постепенно переориентируется со знаниево-ориентированной на деятельностно-ориентированную парадигму, а желаемые качества выпускника стали представлять в виде компетенций.
Ожегов С.И. даёт следующее понятие: «компетенция» -и, ж. (книжн.).
- Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
- Круг чьих-н. полномочий, прав» [9].
Наибольшее распространение в педагогике получило определение академика А.В. Хуторского, который так определяет термины:
- Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к обязательной подготовке ученика).
- Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [10].
На формирование дизайнерской компетентности прямое влияние имеет специфика творческой работы, определяемая художественно-эстетической, конструктивно-технологической видами деятельности.
Структура дизайнерской компетентности школьников включает следующие виды деятельности:
- научно-исследовательские;
- художественные;
- проектные;
- информационно-технологические.
Основу дизайнерской компетенций обучающихся, составляют компоненты личных качеств, сформированные у него на этапе обучения в школе на уроках технологии.
Характеристика компонентов:
- Личностно-мотивационный – личные мотивы, цели, потребности, ценностные установки обучающихся.
- Креативно-деятельностный – способность генерировать большое количество идей, обладание пространственным и образным мышлением, способность критически мыслить.
- Рефлексивный – умение контролировать результаты своей деятельности и личностных достижений.
Логическое дизайнерское мышление школьника на уроках технологии может сформироваться в процессе создания алгоритмов проектирования и изготовления объекта с учетом использования современных материалов и технологий.
Для формирования дизайнерской компетентности необходимо формировать дизайнерское мышление, через целенаправленное ведение деятельности обучающихся. Основное внимание обращать на изучение, приемов и средств, правил композиции, основ формообразования, макетирования и комплексного проектирования, цветоведения и моделирования. Упражнения с двух и трехмерным пространством закрепляют знания о композиции, развивают ощущение ритма, движения и пространства.
В заключение отметим, что с учетом основных правил дизайна разрабатывается содержание курса Технологии, его задача сводится к вооружению обучающихся в школе специальными знаниями из области дизайна для формирования у них дизайнерских компетенций. Что бы школьники в будущем стали профессионалами в своем деле, могли занять свое место в жизни, могли эффективно работать в команде, найти себя и приносить пользу обществу.