Главная
АИ #10 (140)
Статьи журнала АИ #10 (140)
Формирование дизайнерской компетентности у обучающихся на уроках технологии

Формирование дизайнерской компетентности у обучающихся на уроках технологии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

компетентностный подход
компетенция
компетентность
структура дизайнерской компетентности

Аннотация статьи

В статье говорится о формировании дизайнерской компетентности обучающихся на уроках технологии. Определены понятия «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность», «дизайн». На формирование дизайнерской компетентности прямое влияние имеет специфика творческой работы, определяемая художественно-эстетической, конструктивно-технологической видами деятельности.

Текст статьи

Современный этап развития социально-экономических отношений в нашей стране, отложил свой отпечаток на систему современного образования. Перед нами встает задача в обучении и воспитании творческой и активной личности, умеющей адаптироваться и развиваться в быстро меняющемся современном мире. Выпускники школы должны быть конкурентоспособными, креативными. Это приводит к возрождению идей ранней профессиональной ориентации, в русле компетентностного подхода, обозначенного в программных документах федеральных государственных образовательных стандартов.

Актуальность постановки проблемы формирования дизайнерских компетенций, обучающихся на уроках технологии в школе конкретизируется тем, что российское школьное образование, определяя профильное обучение одним из приоритетных направлений модернизации современного образования, предусматривает необходимость формирования ключевых компетенций, а также уточнения целеполагания, обновления содержания, организации образовательного процесса в школе.

Известно, что среди обучающихся все большую популярность приобретают художественно-дизайнерские и технические виды деятельности, неотъемлемой частью которых является творческий труд. Занятия художественного конструирования, проектной деятельности формируют дизайнерское мышление учащихся, вооружают их техническими и эстетическими знаниями, развивают дизайнерские, конструкторские и технологические компетенции. Это ведет к психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии.

Понятие «дизайн» включает различные виды проектной деятельности (идею или замысел, чертеж или рисунок, практическую часть проекта). Выполненный проект в предметной среде обязательно должен учитывать функциональность и эстетику [1].

Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи [2].

Идей профориентации и трудового воспитания школьника должно происходить в русле компетентностного подхода. В основе данного подхода закладываются компетенции учащихся, которые должны быть сформированы по ходу реализации образовательного процесса, на каждом этапе, в течение сего периода обучения. Эти компетенции служат ориентирами для составления образовательных программ и планирования учебно-воспитательной процесса.

Компетентностный подход – это совокупность принципов и закономерностей постановки целевого назначения, задач, отбора содержания образования, организации образовательной деятельности и подведения итогов ее реализации [8].

На сегодняшний день, на рынке труда востребованы не столько знания, сколько способности выполнять определенные виды деятельности, т. е. использование знаний в деятельности, то главная идея компетентностного подхода – подготовить выпускника выполнять профессиональные функции. Мобильность выпускника становится одной из ведущих составляющих компетентности. Вся система образования постепенно переориентируется со знаниево-ориентированной на деятельностно-ориентированную парадигму, а желаемые качества выпускника стали представлять в виде компетенций.

Ожегов С.И. даёт следующее понятие: «компетенция» -и, ж. (книжн.).

  1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
  2. Круг чьих-н. полномочий, прав» [9].

Наибольшее распространение в педагогике получило определение академика А.В. Хуторского, который так определяет термины:

  1. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к обязательной подготовке ученика).
  2. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [10].

На формирование дизайнерской компетентности прямое влияние имеет специфика творческой работы, определяемая художественно-эстетической, конструктивно-технологической видами деятельности.

Структура дизайнерской компетентности школьников включает следующие виды деятельности:

  • научно-исследовательские;
  • художественные;
  • проектные;
  • информационно-технологические.

Основу дизайнерской компетенций обучающихся, составляют компоненты личных качеств, сформированные у него на этапе обучения в школе на уроках технологии.

Характеристика компонентов:

  • Личностно-мотивационный – личные мотивы, цели, потребности, ценностные установки обучающихся.
  • Креативно-деятельностный – способность генерировать большое количество идей, обладание пространственным и образным мышлением, способность критически мыслить.
  • Рефлексивный – умение контролировать результаты своей деятельности и личностных достижений.

Логическое дизайнерское мышление школьника на уроках технологии может сформироваться в процессе создания алгоритмов проектирования и изготовления объекта с учетом использования современных материалов и технологий.

Для формирования дизайнерской компетентности необходимо формировать дизайнерское мышление, через целенаправленное ведение деятельности обучающихся. Основное внимание обращать на изучение, приемов и средств, правил композиции, основ формообразования, макетирования и комплексного проектирования, цветоведения и моделирования. Упражнения с двух и трехмерным пространством закрепляют знания о композиции, развивают ощущение ритма, движения и пространства.

В заключение отметим, что с учетом основных правил дизайна разрабатывается содержание курса Технологии, его задача сводится к вооружению обучающихся в школе специальными зна­ниями из области дизайна для формирования у них ди­зайнерских компетенций. Что бы школьники в будущем стали профессионалами в своем деле, могли занять свое место в жизни, могли эффективно работать в команде, найти себя и приносить пользу обществу.

Список литературы

  1. Лазарева Т.Ф. Дизайн в технологическом образовании школьников НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия. – 2009.
  2. Арсентьева Е.М. О понятии профессиональной компетентности будущего педагога профессионального обучения (дизайн) // Современная высшая школа. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3.
  3. Тимошенко Г.Р. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа, а области образовательного искусства. Программа по учебному предмету: Основы дизайна. Детская художественная школа «Художка»: Петрозаводск, 2020.
  4. Еременко Т.А. формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дизайна средствами самостоятельной работы. 13.00.08. Автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. пед. наук, 2008 г.
  5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.
  6. Соловьева А.В. Формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров в негосударственных вузах. 13.00.08. Автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. пед.наук, 2010.
  7. Ткаченко, Е. В. Дизайн-образование в России / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 1. – С. 156-164.
  8. Интернет ресурс – URL: https://spravochnick.ru/ Афонина НН статья Компетентностный подход в обучении Автор 24 / (дата обращения: 11.01.2023).
  9. Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва : Мир И образование, 2015. – 1375 с.
  10. Интернет ресурс – http://khutorskoy.ru/books / Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Книги и статьи – компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования.

Поделиться

1019

Боярова С. В. Формирование дизайнерской компетентности у обучающихся на уроках технологии // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/5778-formirovanie-dizajnerskoj-kompetentnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря