Взаимосвязь экономической безопасности России и процесса контроля таможенной стоимости

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

экономическая безопасность
контроль таможенной стоимости
таможенно-тарифное регулирование
таможенная стоимость товара

Аннотация статьи

Современный период развития экономики России и ее экономическая безопасность во многом зависит от взаимосвязи с другими экономиками стран-партнеров. Данная связь характеризуется в основном товарооборотом между странами, и таможенные органы стоят в этом процессе на передовых рубежах. Рассмотрим взаимосвязь экономической безопасности России и контроля таможенной стоимости и проведем анализ проблем данного процесса.

Текст статьи

Таможенные органы Российской Федерации (РФ), как один из ключевых элементов системы обеспечения экономической безопасности РФ, имеют дело с внешней экономической средой, с динамично развивающимися внешними факторами, которые оказывают воздействие как на отечественных экономических агентов на мировом рынке (внешних рынках), так и на состояние национальной экономики [1, с. 18]. Учитывая возрастающую турбулентность процессов, происходящих в мировой экономике, значительную долю хаоса в международных экономических процессах, появление новых центров экономической силы (причем не только государственных) диктует необходимость перманентного совершенствования таможенной деятельности в аспекте обеспечения экономической безопасности.

Меры по обеспечению экономической безопасности, направленные на противодействие вызовам и угрозам, на защиту экономических интересов РФ, также реализуются в различных сферах общественных отношений. Наиболее подверженными внутренним и внешним угрозам сферами экономической деятельности являются финансовая, минерально-сырьевая, энергетическая, промышленная, продовольственная, информационная, экологическая [4, c. 169].

Проанализировав экономическую безопасность, можно сделать вывод, что в ее понятие входят такие элементы, как:

– системность таможенного национального и межгосударственного таможенного регулирования в условиях существования ЕАЭС и единой таможенной территории;

− защита национальных экономических интересов России в условиях существования ЕАЭС и единой таможенной территории;

− комплексный подход к администрированию доходов от внешнеэкономической деятельности;

− прозрачность механизма исчисления и уплаты таможенных платежей;

− прозрачность, простота и адекватность использования мер нетарифного регулирования.

В современных экономических условиях перед государством в лице таможенных органов, с одной стороны, и участниками ВЭД, с другой, стоят две разные задачи: первые, защищая государственные интересы, должны осуществлять таможенно-тарифное регулирование путём установления реальной таможенной стоимости ввозимых на российскую территорию товаров, вторые стремятся минимизировать свою расходную часть в виде таможенных платежей, которые рассчитываются на основе таможенной стоимости.

Существует 6 способов исчисления таможенной стоимости товаров, которые применяются последовательно: по стоимости сделок с ввозимыми товарами, с идентичными товарами, с однородными товарами, методы вычитания (сложения), резервный метод. Каждому способу отведены определенные статьи ТК ЕАЭС с пояснениями. Однако на территории Российской Федерации также действует Федеральный закон «О таможенном тарифе» в редакции от 28 декабря 2016 года, в котором встречаются значительные противоречия в сфере определения рассматриваемой величины. Закон устанавливает, что декларант обязан использовать первый метод с указанием достоверных сведений только в отношении тех условий, которые могут влиять на величину таможенной стоимости.

Однако в большинстве случаев контролирующая таможня при выпуске товаров часто прибегает к такому понятию, как «корректировка таможенной стоимости (КТС)», и пересчитывает цену, заявленную декларантом. В свою очередь, декларант вправе согласиться на условную или конечную корректировку и доплатить пошлину [5, с. 385].

В таком случае для таможенного органа не имеет значения цена, указанная в инвойсе, так как используются данные таможенной статистики, которая, по современному законодательству, является закрытой, внутренней информацией ФТС (Федеральной таможенной службы). Соответственно, если декларант собирается уплатить платежи от реальной цены за приобретённые товары, то он должен сначала подтвердить стоимость этих товаров.

В нашей стране для этого потребуется предоставить прайс-лист иностранного продавца, заверенного в Торгово-промышленной палате страны отправления, сертификат происхождения товара и ряд других документов. В данном случае декларант столкнётся с рядом проблем, например, в торгующей стране государственный орган, ответственный за подтверждение прайс-листа рассматривает такие заявки в период, который превышает российские сроки предоставления данного документа.

Возникает закономерный вопрос: если инвойс является коммерческим документом, который продавец предоставляет покупателю с указанием цены и количества товара, то почему этот документ не является подтверждением стоимости? Конечно, существует «серая» схема торговли по договорённости между продавцом и покупателем при искусственном занижении стоимости товаров с целью уплаты меньшего объема платежей, но при этом в РФ осуществляется валютный контроль, который не позволит в будущем покупателю передать продавцу большую сумму, чем была заявлена в инвойсе. Такая проблема сильно тревожит тех участников ВЭД, которые имеют дело, например, со скоропортящимися товарами [3, с. 188].

Препятствием к эффективному таможенному контролю является также применение Системы управления рисками (СУР) при контроле таможенной стоимости. Это автоматизированная система, которая часто случайным образом в принудительном порядке указывает неадекватные меры контроля таможенной стоимости (например, при отклонении на 2% от среднестатистических показателей), при этом не учитывая особенности и условия поставки, при которых такое отклонение вполне реально и возможно. Тем самым, надолго затягивается процесс проверки декларанта и производителя, товар при этом находится на складе временного хранения, что для покупателя является новой статьёй расходов.

Итак, таможенная стоимость товара – это стоимость, указываемая в декларации на товары, исходя их которой рассчитываются все пошлины и НДС, подлежащие уплате в государственный бюджет, для выпуска товара с таможни в свободное обращение. Таким образом, при импорте товара из-за границы, участники ВЭД сталкиваются с тщательной проверкой таможенными органами всех предъявляемых документов на товар. Более того, таможенный специалист при анализе получаемой информации основывается на данных СУР, и зачастую выявляет стоимость товара, отличающуюся от заявленной импортёром. Это за собой влечёт корректировки, по которым размер налогов и пошлин пересчитывается, опираясь на новые данные. Часто новая сумма превышает изначальную в несколько раз. При этом усреднённые цены, имеющиеся в базе СУР, не могут учитывать нюансы каждой конкретной закупки. Например, приобретение товара в несезон по специальным ценам, получение скидок за объём, наличие партнёрских договорённостей с поставщиком, например, Китая и прочее. Поэтому любое отличие закупочной цены товара от указанной в официальном прайсе продавца повлечёт за собой корректировки и пересчёт суммы таможенных платежей [2, с. 146].

Считаем, что целесообразно усилить ответственность таможенных органов за незаконное применение резервного метода при определении таможенной стоимости товаров, корректировку таможенной стоимости без веских на то причин и т. д. путем наказания (материального или дисциплинарного) сотрудника таможенного органа, допустившего указанное нарушение, а также увеличения судебных расходов, которые будут взыскиваться с таможни в полном объеме.

В целях совершенствования механизма использования ценовой информации по контролю таможенной стоимости необходимо модернизировать обеспечение ценовой информацией таможенных органов путем оснащения таможенных органов новыми источниками ценовой информации (отраслевыми изданиями, сведениями о биржевых котировках в режиме реального времени, если ввозимый товар является объектом биржевой торговли; аналитическими данными о порядке формирования мировых цен; информацией о товарных особенностях, ценообразующих факторах и конъюнктуре мирового и национального рынков) и в перспективе создать единый механизм общего пользования ценовыми источниками.

Корректное определение таможенной стоимости значимо не только для взимания положенных сумм таможенных платежей в бюджет, но и в целях валютного и экспортного контроля, защиты российских интересов на мировой «сцене», т. е. для экономической безопасности и упрочения страны в целом. А острые проблемы, которые накапливались десятилетиями – это только «вершина айсберга». Но, как бы это противоречиво ни звучало, проблемы есть двигатель прогресса, потому что они являются стимулом внедрения инноваций в различных сферах деятельности.

Конечно в идеале необходимо было бы чтобы ВТО/СТС – Всемирная таможенная организация взяла на себя обязательство по созданию и внедрению единого методологического аппарата деятельности таможенных органов стран – членов организации.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
  2. Андриашин Х.А. Таможенное право [Текст] / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов. – М.: Юстицинформ, 2016. – 264 c.
  3. Еналеева И.Д. Защита прав потребителей. Часто задаваемые вопросы, образцы документов [Текст] / И.Д. Еналеева. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 236 c.
  4. Захарова В. А., Сморчков В. В. Понятие экономической безопасности Российской Федерации и принципы ее обеспечения в таможенной сфере // Молодой ученый. – 2019. – №12. – С. 168-172.
  5. Халипов С.В. Таможенное право [Текст] / С.В. Халипов. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2017. – 464 c.

Поделиться

4479

Александров И. Н., Зеркин Д. Г. Взаимосвязь экономической безопасности России и процесса контроля таможенной стоимости // Фундаментальные научные исследования как фактор обеспечения конкурентоспособности общества и государства : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 апреля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/578-vzaimosvyaz-ekonomicheskoj-bezopasnosti-rossii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января