Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня, в условиях беспрецедентных для Российской Федерации вызовов, необходимость автономного и эффективного развития общества, государства требует повышенного внимания к обеспечению не только здоровья нации, но и поддержанию ее морального духа, национальной гордости, что делает вопросы развития физической культуры и спорта в стране крайне важными. Именно спорт во многом выступает «лицом» государства, возможность побеждать в соревнованиях, обеспечивать спортивные достижения – это труд сотен людей, системная ежечасная работа, требующая финансовых, материально-технических, а также, что особенно важно, кадровых и управленческих ресурсов.
Проблема исследования заключается в наличии противоречия между острой необходимостью повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта, наличием потребности у общества как в массовом спорте, физической культуре, так и в спорте высоких достижений, в ощущении гордости за государство на международных соревнованиях любого уровня, олимпийских играх и недостаточно эффективным механизмом управления спортом, часто не позволяющим должным образом активизировать ресурсы государства, общества, спортивных организаций, образовательных учреждений.
Объект исследования: государственное управление в сфере физической культурой и спортом в современных условиях.
Следует отметить, что государственное и муниципальное управление в сфере физической культуры и спорта – это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления целью которой является обеспечение устойчивого и результативности развития по различным направлениям физической культуры, массового спорта, спорта высоких достижений, спортивной науки, педагогики, менеджмента при помощи всей совокупности инструментов государственного и муниципального управления.
Современный механизм государственного управления в сфере физической культурой и спортом сталкивается с рядом неблагоприятных вызовов, которые можно укрупненно представить в виде двух блоков:
Первый блок – проблемы, связанные с использованием спорта как инструмента международной политики, в том числе, недружественными странами. В данный блок входят следующие проблемы:
а) усиленное внимание к российским спортсменам со стороны международных спортивных организаций, предвзятое отношение и политизированная система выставления оценок;
б) недопуск российских спортсменов к крупным международным соревнованиям, что снижает возможности в сфере мотивации, подготовки спортсменов;
в) санкционное экономическое давление, повышающее стоимость оборудования, инвентаря, формы, которые часто невозможно заменить отечественными аналогами;
г) усиленный допинг контроль, отсутствие объективности и беспристрастности в отношении спортивной международной политики;
д) закрытие авиационных коридоров, сложности с получением виз и удорожание билетов часто мешают спортсменам посещать международные соревнования, затраты ложатся на родителей, самих спортсменов, тренеров и федерации и т.д.
Данные проблемы дифференцируются в зависимости от вида спорта, федерации, региона, но, в целом, отражаются на всей совокупности отношений в сфере физической культуры и спорта [1].
Второй блок проблем характеризуется системным кризисом, сложившемся в управлении физической культурой и спортом после распада советской системы, доказавшей свою эффективность как в сфере спорта высоких достижений, так и в сфере массового спорта. В данный блок входят, с одной стороны, проблемы, которые выступают скорее «индикаторами» состояния отрасли в целом, а именно:
а) острая нехватка спортивных сооружений в регионах и муниципальных образованиях, оборудованных в соответствии с современными требованиями;
б) недостаток бесплатных детских спортивных школ, секций, что часто не позволяет реализовать себя спортсменам различных направлений, закрывает доступ к занятиям спортом населению;
в) кадровый голод: недостаточное количество тренеров, помощников тренеров, молодых тренеров, мотивированных к воспитанию молодежи, настроенных на карьеру тренера;
г) большая дифференциация привлечения ресурсов в различные виды спорта в зависимости от моды;
д) часто слабая вовлеченность молодежи в занятия физической культурой и спортом, что часто обусловлено современным образом жизни: засилье виртуальной реальности, атомизация.
Данные проблемы, при этом, вызваны, на наш взгляд, системным кризисом спортивной отрасли в целом, который вызван рядом причин, в том числе:
а) разрушение системы детского спорта, бесплатных детских и юношеских школ, что приводит, особенно в «дорогих» видах спорта, к невозможности отбора и отсева спортсменов;
б) недостаточно эффективная система мотивации, идеологическая и профессиональная подготовка спортивных чиновников, бюрократия и инертность в структурах управления;
в) недостаточная мотивация для молодых тренеров к данному виду карьеры;
г) неэффективная и бессистемная информационная политика в сфере занятий физической культурой и спортом, часто демонстрационный характер поддержки спорта;
д) неэффективная интеграция власти, бизнеса и общества в сфере поддержки физической культуры и спорта;
е) снижение эффективности спортивной науки, что также обусловлено системными проблемами и др.
Выявленные проблемы формируют системный кризис в спортивной сфере, что требует повышения внимания государства к проблеме управления физической культуры и спорта, а именно:
а) совершенствование инструментов финансирования физической культуры и спорта, в том числе, за счет повышения престижа спортивных соревнований, привлечения новых инструментов, в том числе лотерей и т.д. [3];
б) развитие системы сетевого взаимодействия (на основе современных технологий, сети Интернет обеспечивается активное, часто в реальном времени, скоординированное взаимодействие органов власти, населения, спортивных федераций и бизнеса в решении проблем в сфере спорта и физической культуры);
в) формирование института социально-ответственной власти, мотивированных к достижениям спортивных менеджеров и государственных служащих, снижение бюрократизма, перекладывания ответственности и замалчивания проблем в сфере спортивного государственного управления.
Важнейшей задачей, как отмечают многие авторы [2], является информационная политика государства в отношении физической культуры и спорта: системная пропаганда здорового образа жизни, спортивных достижений должна быть выстроена с учетом всех возможностей государства, бизнеса и образования. От уроков физической культуры и ОБЖ в школе, до художественных фильмов различных категорий, прославляющих спортивный труд, мотивирующих к спортивным достижениям. Можно отметить, что применительно, например, к единоборствам существует целая плеяда «фильмов – мотиваторов», которые направляют молодежь в додзе, залы борьбы и ММА. К сожалению, подобные мотиваторы являются пока результатом работы Голливуда, а не отечественных производителей кинопродукции. Важно прославлять именно спортивный труд, который приводит к высоким достижениям, усилия тренеров, педагогов, самих спортсменов. Важно сформировать образ спортсмена-труженика, примера для порастающего поколения и мотиватора для взрослых.
Повышение эффективности государственного и муниципального управления, исходя из вышесказанного, должно носить комплексный характер, обеспечиваться всеми видами ресурсов – от кадровых, до информационных.