Главная
АИ #10 (140)
Статьи журнала АИ #10 (140)
Основные принципы и направления борьбы с терроризмом в Российской Федерации в со...

Основные принципы и направления борьбы с терроризмом в Российской Федерации в современных условиях

Рубрика

Политология

Ключевые слова

террор
терроризм
противодействие
СССР
контроль
боевики
проблема

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются вопросы сущности и содержания терроризма как специфического социального явления и угрозы безопасности России, основные принципы и направления борьбы с терроризмом в условиях современной России, анализируются полномочия органов государственной власти и управления, федеральных министерств, ведомств и силовых структур по борьбе с терроризмом.

Текст статьи

В российском законодательстве терроризм характеризуется как «насилие или угроза его применения и отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия па принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения ею государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношении».

Терроризм можно рассматривать как неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений соответствующими субъектами последних [9, с. 38]. При этом в силу своего преимущественно насильственного характера терроризм представляет серьезную угрозу для личной и государственной безопасности – важнейших элементов национальной безопасности. В настоящее время на содержание и терроризма серьезное влияние оказывает формирование новых политических стратегий и технологий т.н. гуманитарного вмешательства, «бархатных» (цветных) революций и др.

Компетенция субъектов, осуществляющих противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом:

1. Президент Российской Федерации:

а) определяет основные направления государственной политики в области противодействия экстремистской деятельности и борьбы с терроризмом;

б) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по противодействию экстремистской деятельности и борьбе с терроризмом.

2. Правительство Российской Федерации:

а) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет в области противодействия экстремистской деятельности и борьбы с терроризмом;

б) организует разработку и осуществление мер по предупреждению экстремистской и террористической деятельности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий ее проявлений;

в) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию экстремистской деятельности и борьбе с терроризмом необходимыми силами, средствами и ресурсами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности и борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции и на своей территории соответственно.

4. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности и борьбе с терроризмом по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных лиц. Для реализации решений этих органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

5. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений экстремистского и террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной экстремистской и террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях, а также осуществляет противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

Федеральная пограничная служба ФСБ РФ осуществляет противодействие экстремизму и терроризму посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения экстремистами и террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений экстремистского и террористического характера, участвует в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации, в проведении антиэкстремистской деятельности и контртеррористических операций.

6. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений экстремистского и террористического характера, преследующих корыстные цели.

7. Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных экстремистских и террористических организации.

8. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении антиэкстремистской деятельности и контртеррористических операций. Одной из важнейших задач ВС РФ во внутренних вооруженных конфликтах является разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских, экстремистских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций. В соответствии с Федеральным Законом РФ от 6.03.2006 № 35-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изменениями 31.12.2014 г.) и Федеральным законом от 25.07.2012 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 23 ноября 2015 г.) в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

а) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

б) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

в) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (контртеррористические операции против международного терроризма в Чечне);

г) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации (по приглашению законного правительства Сирийской Арабской Республики).

Использование ВС РФ:

а) привлечение ВС к урегулированию различных конфликтов и пресечению террористических акций;

б) использование вооруженных сил во внутреннем вооруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями.

Вооруженные Силы РФ в соответствии с международными договорами РФ осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории РФ посредством:

а) применения вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

б) использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ.

Решение о применении Вооруженными Силами РФ вооружения с территории РФ против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом РФ.

Список литературы

  1. Асеевский А.Н. Кто организует и направляет международный терроризм? Из послужного списка ЦРУ. М., 1982.
  2. Бартош А.А. «Трение» и «износ» гибридной войны // Военная мысль. 2018. № 1. С. 5–13.
  3. Богатырев И. Цена человека: Заложник чеченской войны. М., 2015.
  4. Борьба с НВФ. СССР, Россия, НАТО в локальных конфликтах. Мн., 2010.
  5. Григорьев М. Обыкновенный фашизм. Военные преступления украинских силовиков (2014–2016). М., 2016.

Поделиться

921

Сахипов М. М. Основные принципы и направления борьбы с терроризмом в Российской Федерации в современных условиях // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 33-35. URL: https://apni.ru/article/5781-osnovnie-printsipi-i-napravleniya-borbi-s-ter

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января