Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с творчеством советских писателей, поэтов и композиторов о Великой Отечественной войне

В статье рассмотрена работа педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с произведениями советских писателей, поэтов, композиторов о Великой Отечественной войне.

Аннотация статьи
старшие дошкольники
патриотические чувства
нравственно-патриотическое воспитание
Ключевые слова

Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины.
В.А.Сухомлинский

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство — благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре.

Каждый год, в мае, наш народ празднует День Победы в Великой Отечественной войне, которая, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма русских людей. Все меньше остается живых свидетелей тех героических лет, тех, кто мог бы рассказать подрастающему поколению о подвиге солдат, защищавших Родину, о тружениках тыла, отдававших все свои силы для этой победы, поэтому наша главная задача – сохранить эту память у маленьких граждан, воспитать в них чувство гордости за свою Родину.

Работу по данному направлению педагоги группы начинали с создания в книжном уголке мини-библиотеки, где были размещены книги для дошкольников о Великой Отечественной войне.

Первый зал нашей библиотеки – «Народное творчество». Здесь началось знакомство детей с пословицами и поговорками о доблести, подвиге и служению Родине. В беседе ребята узнали смысл таких пословиц, как «Жить – Родине служить!», «Береги землю родимую, как мать любимую», «Своя земля и в горсти мила», «Тот герой, кто за родину горой».

Воспитанники нашей группы любят слушать и читать стихи, поэтому следующий зал нашей библиотеки – «Поэтический».

Очень понравились детям стихи А.Барто о войне. Они узнали, что поэтесса писала стихи о войне не по воспоминаниям; она сама была военным корреспондентом «Комсомольской правды» и видела своими глазами все ужасы войны.

Многие из ребят выучили стихи А.Барто наизусть: «Я с войны», «Вернулся», «Мой брат уходит на войну», «Первый салют в Москве» и другие.

Неизгладимые впечатления у детей оставили стихи А.Митяева «Почему армия родная», «Дедушкин орден»; М.Исаковского «Навек запомни»; Т.Трутневой «Победой кончилась война»; О.Высотской «Мой брат уехал на границу».

Читая и заучивая с детьми стихи о войне, мы не могли не рассказать нашим воспитанникам о сборнике «Слово о бойце», в который вошли стихи старооскольских и белгородских поэтов. Среди них стихи В. Михалева «Поле славы», А. Машкара «Помню теплый свет в окне…», М.Бурцева «Прохоровское поле».

Это знакомство вызвало у детей желание провести экскурсию по Аллее Славы нашего родного Старого Оскола – города воинской славы.

Следующий зал библиотеки – «Читальный». В нем подобраны рассказы о детях, участвовавших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Ребята сопереживали героям А.Гайдара, Л.Кассиля, В.Катаева, С.Алексеева. Свои впечатления, они отразили в рисунках, которые потом превратились в страницы альбома «Война глазами детей».

Особую роль в формировании патриотических чувств юных граждан играют песни о Великой Отечественной войне. Это песни о героизме и мужестве, о солдатской дружбе и верности, о веселой шутке, предающей бойцам силу и бодрость.

Познакомить дошкольников с военной песней, помочь понять и полюбить её – задача музыкального руководителя и педагогов, поэтому мы решили создать совместно с детьми и их родителями музыкальный альбом «Дорогами войны», каждая страница которого – знакомство с авторами, поэтами и композиторами, текстом и мелодией песни.

В процессе работы над альбомом дети узнали, что с первого дня Великой Отечественной до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Песня и музыка поднимали настроение, укрепляли боевой дух, помогали сражаться с врагом, залечивать раны.

Первой страницей альбома стала история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны – «Священная война».

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…». Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню – «Священная война». На следующий день на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны, состоялась премьера песни. С первых же звуков песня захватила бойцов. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Следующая страница альбома – песня «Катюша» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера), созданная авторами еще до войны.

Во время войны бойцы не только знали наизусть текст песни, но и складывали все новые и новые варианты. Катюша в них сражалась на фронте, ждала своего солдата, становилась медсестрой или партизанкой… Многие воспринимали Катюшу как реальную девушку и даже писали ей письма. Именем Катюши прозвали реактивные минометы, приводившие в ужас фашистов.

Дети быстро запомнили текст песни и с удовольствием пели ее не только во время музыкальных занятий, но и, играя с куклами.

«Песенка фронтового шофёра» (сл. Б. Ласкина, муз. Б. Мокроусова) – ещё одна песня из нашего альбома. Шофёр, ведущий свою машину по фронтовым дорогам, запомнился детям своим подвигом: он погибает, но успевает соединить в зубах телефонные провода, восстановив, таким образом, прерванную связь с командным пунктом.

Война в песне еще не кончилась. И хотя герой рассказывает о ней в прошедшем времени, он напевает слова явно из той военной поры.

Детям так понравилась веселая песня военного шофёра, что они пели ее, исполняя роли сюжетно-ролевой игры «Шофёры».

Одна из любимых военных песен наших детей – «Синий платочек» (муз. Е. Петербургского, сл. Я. Галицкого и М. Максимова). Эта песня, как рассказ о тех мирных днях, той мирной жизни, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Она стала символом того, что мирное время вернется, ведь ради него «строчит пулеметчик…».

Страницы альбома «Дорогами войны» иллюстрированы рисунками детей.

За период работы над альбомом наши дети приняли участие в конкурсах рисунков «Война глазами детей» различных уровней; стали призерами конкурса, посвященного празднованию Великой Победы, на уровне образовательного учреждения.

К празднованию Дня Победы в группе была организована фото-выставка «Наш бессмертный полк». В ее создании активное участие приняли родители: развернулась совместная поисковая работа, дети узнали о родственниках, бабушках и дедушках, ветеранах войны и тружениках тыла. Их портреты были размещены на нашей выставке.

Результатом работы воспитателей группы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через знакомство с произведениями художественной литературы, песнями о Великой Отечественной войне стало проявление у ребят старшего дошкольного возраста осознанного отношения к празднованию Великой Победы. Дети с большим желанием принимали участие во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню, проявляли уважение и благодарность ветеранам.

Текст статьи
  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.
  2. Алябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспекты / Е.А.Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 125-128. (Программа развития).
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.
  4. Маханев М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Управление ДОУ. – 2005. – №1.
Список литературы