Сравнительная оценка инструментов финансовой политики в России и за рубежом

В статье рассмотрены вопросы отечественного и зарубежного опыта управления финансовой политикой. Проанализированы инструменты финансовой политики, обеспечивающие наполнение бюджета и его распределение на различные сферы жизнедеятельности государства.

Аннотация статьи
финансовая политика
социальная сфера
госдолг
налоговая база
Ключевые слова

Одним из наиболее мощных экономических инструментов государства в реализации финансовой политики является монетарная (денежно-кредитная) политика. С ее помощью можно организовать эффективное воздействие на целый ряд макроэкономических компонентов: объём денежной массы, кредитная активность, волатильность национальной валюты [2].

Монетарная политика заключается в действиях и сообщениях Центробанка, направленных на достижение экономических целей, к которым стремится государство в своей деятельности.

За реализацию финансовой политики несет ответственность специальный финансовый институт, с высоким уровнем независимости. В РФ это Центробанк, в США – ФРС (Федеральная резервная система), в ЕС ECB (Европейский центральный банк). Именно при наличии автономности центробанки имеют определенную защищенность от внутригосударственного давления.

Функции финансовой политики разных стран обладают рядом схожих черт. В них входят:

  • профилактика инфляции;
  • стимулирование экономического роста;
  • реализация антикризисных мероприятий.

Конечно, имеются и внутригосударственные различия: так, американская ФРС ведет политику поддержания высокого уровня занятости населения, а у Центробанка РФ главной целью является обеспечение устойчивости курса рубля.

Главные акценты финансовой политики в РФ определяются Центробанком совместно с Правительством. Ежегодно, не позднее 1 декабря, они передаются на рассмотрение в Госдуму (согласно ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.).

Для формирования стратегии деятельности ЦБ применяется специальный документ, содержащий основные ориентиры денежно-кредитной политики. Он содержит [4]:

  • цели политики;
  • анализ её текущего состояния;
  • прогнозы и сценарии;
  • методы политики.

Подобные документы, имеющие длительную перспективу, разрабатываются и Центробанками других государств.

Так, 27 августа 2020 г. ФРС США составила Заявление о долгосрочных целях и стратегии финансовой политики, в котором говорится, что раз в пять лет должен быть реализован глобальный пересмотр её инструментов и направлений.

Важный компонент таких документов заключается в публикации целевого показателя инфляции, поддержание которого обеспечивают инструменты денежно-кредитной политики государства. В РФ этот ориентир установлен на уровне 4%, а в США и Великобритании он составляет 2%.

Инструменты финансовой политики государства

Финансовая политика – это один из основных инструментов, используемых на уровне государства для регулирования экономики. Вторым таким же важным инструментом является бюджетно-налоговая политика, находящаяся в управлении Минфина. Координация налогового бремени и регулирования параметров бюджета с монетарной политикой способствует поддержанию стабильности государственной экономики.

Перечень актуальных инструментов денежно-кредитной политики ЦБ содержится в Главе VII Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. В их число входят:

  1. Ключевая процентная ставка – она влияет на цену кредитов ЦБ для коммерческих банков.
  2. Нормы обязательного резервирования – с их помощью происходит регулирование, какой процент своих капиталов банки должны хранить в ЦБ.
  3. Операции на открытых рынках – деятельность ЦБ по купле-продаже ценных бумаг, в основном – гособлигаций. Понятие «открытый рынок» подразумевает, что Центробанк работает не с определёнными агентами, а со всеми дилерами [1].
  4. Рефинансирование – предоставление кредитов от ЦБ коммерческим банкам.
  5. Операции с валютой – купля-продажа Центробанком долларов и евро для стабилизации курса рубля.
  6. Отслеживание показателей денежной массы – установка ЦБ соответствующих индикаторов и их мониторинг.
  7. Прямые количественные ограничения – определение границ для операций кредитных организаций.
  8. Эмиссия облигаций ЦБ.

Инструменты монетарной политики Центробанка работают в комплексе.

Для мягкой политики характерны следующие составляющие:

  • низкая базовая ставка ЦБ;
  • низкие нормы резервирования;
  • скупка гособлигаций.

В данном случае происходит стимулирование экономического роста, но при этом отмечается и ускорение инфляционных процессов

В таких случаях часто применяется политика сдерживания:

  • высокая базовая ставка ЦБ;
  • повышенные нормы резервирования;
  • продажа гособлигаций.

В результате наступает уменьшение денежной массы и повышение стоимости кредитов. Появляется ужесточение финансовой дисциплины в экономике [3].

Именно такая политика проводилась ведущими центробанками в недавних кризисных ситуациях.

Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что органы денежно-кредитного регулирования столкнулись с межвременной дилеммой: в какой мере можно пожертвовать долгосрочными интересами поддержания государственной финансовой стабильности ради решения текущих задач экономической и социальной политики.

Большая часть стран старается вести политику сокращения бюджетных расходов, что обусловлено имеющимися опасениями по поводу замедленного восстановления экономики. Однако часть стран возврат к предкризисным уровням социальных расходов и расходов на здравоохранение даже не заложен в планах. Основными сценариями финансирования антикризисных и посткризисных расходов является планирование повышения налогов на богатых (США, Великобритания), наращивания госдолга (США, Великобритания), сбор «инфляционного налога» (Бразилия), сокращение расходов до предкризисных уровней (Китай).

В России объем «оставшихся после кризиса» расходов можно охарактеризовать как небольшой: продолжат сокращение доли расходов на здравоохранение и социальную политику в ВВП.

В Великобритании в планах имеется повышение налогов на крупный бизнес. Адаптивная денежно-кредитная политика будет в первую очередь направлена на сохранение рабочих мест и доходов населения, что будет являться причиной наращивания госдолга страны в среднесрочной перспективе.

В США дополнительное финансирование также планируется обеспечить путем повышения налогов на богатых и на корпорации, а также за счет наращивания госдолга.

Китай планирует продолжать сокращение долга, который начал накапливаться еще с кризиса 2008-2009 гг.

Текст статьи
  1. Заверюха Я.О. Зарубежный опыт формирования доходов бюджетов и возможности его использования в практике Российской Федерации. Журнал: Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2019, Vol. 9, Is. 3A. – С. 364-372.
  2. К вопросу сравнительного анализа финансовых систем и бюджетов России и Японии. Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-sravnitelnogoanaliza-finansovyh-sistem-i-byudzhetov-rossii-i-yaponii (дата обращения: 01.03.2023).
  3. Передовая практика стран ОЭСР в области бюджетирования, ориентированного на результат. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pempal.org/sites/pempal/files/event/2019/files/oecd_good_practices_i n_performance_b udgeting_final_rus.pdf (дата обращения: 01.03.2023)
  4. Сартанова Н.Т. Финансы зарубежных государств: учебное пособие. Костанай: КГУ им. А. Байтурсынова, 2017. – 172 с.
Список литературы