Одним из наиболее мощных экономических инструментов государства в реализации финансовой политики является монетарная (денежно-кредитная) политика. С ее помощью можно организовать эффективное воздействие на целый ряд макроэкономических компонентов: объём денежной массы, кредитная активность, волатильность национальной валюты [2].
Монетарная политика заключается в действиях и сообщениях Центробанка, направленных на достижение экономических целей, к которым стремится государство в своей деятельности.
За реализацию финансовой политики несет ответственность специальный финансовый институт, с высоким уровнем независимости. В РФ это Центробанк, в США – ФРС (Федеральная резервная система), в ЕС ECB (Европейский центральный банк). Именно при наличии автономности центробанки имеют определенную защищенность от внутригосударственного давления.
Функции финансовой политики разных стран обладают рядом схожих черт. В них входят:
- профилактика инфляции;
- стимулирование экономического роста;
- реализация антикризисных мероприятий.
Конечно, имеются и внутригосударственные различия: так, американская ФРС ведет политику поддержания высокого уровня занятости населения, а у Центробанка РФ главной целью является обеспечение устойчивости курса рубля.
Главные акценты финансовой политики в РФ определяются Центробанком совместно с Правительством. Ежегодно, не позднее 1 декабря, они передаются на рассмотрение в Госдуму (согласно ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.).
Для формирования стратегии деятельности ЦБ применяется специальный документ, содержащий основные ориентиры денежно-кредитной политики. Он содержит [4]:
- цели политики;
- анализ её текущего состояния;
- прогнозы и сценарии;
- методы политики.
Подобные документы, имеющие длительную перспективу, разрабатываются и Центробанками других государств.
Так, 27 августа 2020 г. ФРС США составила Заявление о долгосрочных целях и стратегии финансовой политики, в котором говорится, что раз в пять лет должен быть реализован глобальный пересмотр её инструментов и направлений.
Важный компонент таких документов заключается в публикации целевого показателя инфляции, поддержание которого обеспечивают инструменты денежно-кредитной политики государства. В РФ этот ориентир установлен на уровне 4%, а в США и Великобритании он составляет 2%.
Инструменты финансовой политики государства
Финансовая политика – это один из основных инструментов, используемых на уровне государства для регулирования экономики. Вторым таким же важным инструментом является бюджетно-налоговая политика, находящаяся в управлении Минфина. Координация налогового бремени и регулирования параметров бюджета с монетарной политикой способствует поддержанию стабильности государственной экономики.
Перечень актуальных инструментов денежно-кредитной политики ЦБ содержится в Главе VII Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. В их число входят:
- Ключевая процентная ставка – она влияет на цену кредитов ЦБ для коммерческих банков.
- Нормы обязательного резервирования – с их помощью происходит регулирование, какой процент своих капиталов банки должны хранить в ЦБ.
- Операции на открытых рынках – деятельность ЦБ по купле-продаже ценных бумаг, в основном – гособлигаций. Понятие «открытый рынок» подразумевает, что Центробанк работает не с определёнными агентами, а со всеми дилерами [1].
- Рефинансирование – предоставление кредитов от ЦБ коммерческим банкам.
- Операции с валютой – купля-продажа Центробанком долларов и евро для стабилизации курса рубля.
- Отслеживание показателей денежной массы – установка ЦБ соответствующих индикаторов и их мониторинг.
- Прямые количественные ограничения – определение границ для операций кредитных организаций.
- Эмиссия облигаций ЦБ.
Инструменты монетарной политики Центробанка работают в комплексе.
Для мягкой политики характерны следующие составляющие:
- низкая базовая ставка ЦБ;
- низкие нормы резервирования;
- скупка гособлигаций.
В данном случае происходит стимулирование экономического роста, но при этом отмечается и ускорение инфляционных процессов
В таких случаях часто применяется политика сдерживания:
- высокая базовая ставка ЦБ;
- повышенные нормы резервирования;
- продажа гособлигаций.
В результате наступает уменьшение денежной массы и повышение стоимости кредитов. Появляется ужесточение финансовой дисциплины в экономике [3].
Именно такая политика проводилась ведущими центробанками в недавних кризисных ситуациях.
Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что органы денежно-кредитного регулирования столкнулись с межвременной дилеммой: в какой мере можно пожертвовать долгосрочными интересами поддержания государственной финансовой стабильности ради решения текущих задач экономической и социальной политики.
Большая часть стран старается вести политику сокращения бюджетных расходов, что обусловлено имеющимися опасениями по поводу замедленного восстановления экономики. Однако часть стран возврат к предкризисным уровням социальных расходов и расходов на здравоохранение даже не заложен в планах. Основными сценариями финансирования антикризисных и посткризисных расходов является планирование повышения налогов на богатых (США, Великобритания), наращивания госдолга (США, Великобритания), сбор «инфляционного налога» (Бразилия), сокращение расходов до предкризисных уровней (Китай).
В России объем «оставшихся после кризиса» расходов можно охарактеризовать как небольшой: продолжат сокращение доли расходов на здравоохранение и социальную политику в ВВП.
В Великобритании в планах имеется повышение налогов на крупный бизнес. Адаптивная денежно-кредитная политика будет в первую очередь направлена на сохранение рабочих мест и доходов населения, что будет являться причиной наращивания госдолга страны в среднесрочной перспективе.
В США дополнительное финансирование также планируется обеспечить путем повышения налогов на богатых и на корпорации, а также за счет наращивания госдолга.
Китай планирует продолжать сокращение долга, который начал накапливаться еще с кризиса 2008-2009 гг.