Понятие «театрализованная деятельность дошкольников» имеет достаточно длительную историю становления. С начала XIX века для приобщения детей к театральному искусству в дворянских семьях начали появляться домашние театры. В XX веке в России появляются первые профессиональные театры для детей. С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр начинает входить в жизнь детских садов.
Театрализованная деятельность дошкольников связана с художественным видом деятельности – театральным искусством, в то же время представляет собой творческую игру.
Принципы организации театрализованной деятельности дошкольников разными авторами освещаются по-разному.
Л.В. Макаренко говорит о следующих принципах организации театрализованной деятельности в детском саду:
- Организация театрализованной деятельности должна учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, особенности их понимания разных видов театра, специфику эмоционального влияния театра на ребенка. Учитывая этот принцип, целесообразно начинать процесс восприятия театрального искусства детьми с кукольного театра.
- Необходимо, чтобы при организации процесса индивидуального развития самостоятельной театрализованной деятельности детей была учтена специфика исторического развития театра как социального явления.
- В театрализованной деятельности детей должны учитываться потребности дошкольников в импровизационной деятельности, а также реальный уровень их знаний о предмете и объекте деятельности.
- Организация театрализованной деятельности должна строиться на основе интеграции (взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных влияний, обеспечивающих формирование готовности к самостоятельной театрализованной деятельности) и дифференциации (обеспечения возможности проявления индивидуальных способностей каждого ребенка).
Руководствуясь принципами, педагог создает определенные условия для развития театрализованной деятельности дошкольников. Вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него детей надо учить с раннего возраста. В этих целях следует использовать стихотворения, потешки, шутки, попевки, пестушки; в особенности такие, которые побуждают детей к диалогу.
Для воспитания у дошкольников интереса к театрализованной деятельности, драматизации следует создавать специальные ситуации, когда в диалог с детьми вступают образные игрушки, персонажи кукольного театра. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются показ инсценировок знакомых стихотворений, вовлечение в разыгрывание знакомых сказок. Дети старшего дошкольного возраста вовлекаются в подготовку спектакля, включаются в ситуацию театра. Расширение знаний о театре, жанрах театрального искусства, об истории театра также развивают интерес к театрализованной деятельности.
Для оснащения театрализованных игр в детском саду должны быть различные театральные игрушки, игрушки-самоделки, декорации, костюмы, атрибуты. К их созданию подключаются семьи воспитанников.
Важным условием является и поддержание сознания успешности деятельности ребенка. Для каждого следует подбирать деятельность, в которой он почувствует удовлетворение, собственный рост.
Это условия для:
- развития творческой деятельности детей;
- приобщения дошкольников к театральной культуре;
- обеспечения взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Одним из основных условий является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность дошкольников. Для совместной и самостоятельной театрализованной деятельности в группе должны быть созданы театральная зона и «тихий уголок», в котором ребенок может в уединении порепетировать какую-либо роль, сделать рисунки к спектаклю и т.д. Для удовлетворения индивидуальных потребностей, интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Поэтому в театральной зоне должны быть различные виды кукольного театра (би-ба-бо, марионеточный, пальчиковый), костюмы для ряжения, иллюстрации к произведениям, детские рисунки, разнообразный материал для подготовки костюмов, декораций.
Для развития творчества дошкольников на занятиях театрализованной деятельностью их необходимо знакомить со средствами выразительности: жестами, мимикой, движениями. Одно из главных условий это владение воспитателем основами актерского мастерства, навыками режиссуры, а также его эмоциональное отношение к литературному произведению.
Л.В. Макаренко определяет три группы условий развития театрализованной деятельности дошкольников.
Первая группа связана с накоплением опыта восприятия театрального искусства, эмоционального отношения к нему, осознания его специфики. В этих целях исследователь рекомендует организацию просмотров театральных спектаклей, экскурсий, наблюдений за работой людей театральных профессий, бесед.
Вторая группа условий касается необходимости формирования практических умений театрализованной деятельности у детей. Для реализации этих условий исследователь разработала систему упражнений, развивающих умения определять и передавать различные эмоциональные состояния, подбирать собственные выразительные жесты и др.
Третья группа условий – условия для организации самостоятельной театрализованной деятельности: разыгрывание эпизодов знакомых сказок, музыкальных сценок, мини-спектаклей, создание декораций, костюмов и т.д.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что названные принципы и условия способствуют комплексной реализации и развитию театрализованной деятельности дошкольников.