Значимость проблемы профилактики дисграфий обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом. В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается эта проблема. Значительным препятствием для её эффективного решения служит несовершенство процесса комплектования коррекционных групп. В них принимаются дети с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, а также с разным уровнем речевого развития. Воспитанники таких групп имеют различный патогенез речевого расстройства: алалия, дизартрия, ринолалия. Неоднородность детей, влияние речевого расстройства на развитие познавательной деятельности, теоретическая неразработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы затрудняют её практическую реализацию [1, c. 25]. Необходимо изучать динамику развития речи детей с ОНР в процессе специально организованного обучения, чтобы выяснить, какие симптомы компенсируются легче и быстрее, а какие нуждаются в дальнейшей коррекции и с чем это связано. В подготовительных группах для детей с ОНР важно проводить индивидуальные занятия, направленные на коррекцию нарушенных у детей психических функций. Эта работа включает в себя установки на развитие памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, устранение нарушений звукопроизношения, развитие моторики. Все вышесказанное в целом свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых [2, с. 17]. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а также имеет место недоразвитие познавательной деятельности, можно полагать, что у них не сформировано речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Дифференцированный подход должен учитывать различные варианты неполноценности рассматриваемых функций и процессов, их соотношения, доминирующие нарушения в структуре психологических предпосылок письма.
Нарушение письменной речи у обучающихся старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, ведь овладение письмом – это одно из наиболее сложных видов учебной деятельности. На начальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение сил ребенка, особенно, если это обучающийся с ОНР, у которого наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение ему [3, с.7].
Отсутствие моторной координации, точности движений, напряженность служат препятствием в формировании навыка письма. Это приводит к ослаблению внимания и появлению ошибок в правильном начертании букв. Непонимание значений слов, из каких звуков состоят слова, чем отличаются те или иные звуки, плохая дифференциация фонем – это все приводит к плохому запоминанию букв, так как каждый раз ребенок соотносит букву с разными звуками [4, с. 38]. Отсюда и затруднения в делении слова на части. На письме эти все нарушения выражаются в заменах, пропусках, смешении букв, неправильном формировании словосочетаний, далее предложений.