Главная
АИ #10 (140)
Статьи журнала АИ #10 (140)
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением ...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Автор(-ы):

Чигвинцева Алла Викторовна

Исабекова Евгения Владимировна

Сотникова Ирина Алексеевна

Суринова Вера Николаевна

10 марта 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дисграфия
профилактика дисграфии
общее недоразвитие речи
психические функции

Аннотация статьи

Одним из важнейших условий эффективности логопедической работы является ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

Текст статьи

Значимость проблемы профилактики дисграфий обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом. В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается эта проблема. Значительным препятствием для её эффективного решения служит несовершенство процесса комплектования коррекционных групп. В них принимаются дети с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, а также с разным уровнем речевого развития. Воспитанники таких групп имеют различный патогенез речевого расстройства: алалия, дизартрия, ринолалия. Неоднородность детей, влияние речевого расстройства на развитие познавательной деятельности, теоретическая неразработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы затрудняют её практическую реализацию [1, c. 25]. Необходимо изучать динамику развития речи детей с ОНР в процессе специально организованного обучения, чтобы выяснить, какие симптомы компенсируются легче и быстрее, а какие нуждаются в дальнейшей коррекции и с чем это связано. В подготовительных группах для детей с ОНР важно проводить индивидуальные занятия, направленные на коррекцию нарушенных у детей психических функций. Эта работа включает в себя установки на развитие памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, устранение нарушений звукопроизношения, развитие моторики. Все вышесказанное в целом свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых [2, с. 17]. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а также имеет место недоразвитие познавательной деятельности, можно полагать, что у них не сформировано речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Дифференцированный подход должен учитывать различные варианты неполноценности рассматриваемых функций и процессов, их соотношения, доминирующие нарушения в структуре психологических предпосылок письма.

Нарушение письменной речи у обучающихся старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, ведь овладение письмом – это одно из наиболее сложных видов учебной деятельности. На начальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение сил ребенка, особенно, если это обучающийся с ОНР, у которого наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение ему [3, с.7].

Отсутствие моторной координации, точности движений, напряженность служат препятствием в формировании навыка письма. Это приводит к ослаблению внимания и появлению ошибок в правильном начертании букв. Непонимание значений слов, из каких звуков состоят слова, чем отличаются те или иные звуки, плохая дифференциация фонем – это все приводит к плохому запоминанию букв, так как каждый раз ребенок соотносит букву с разными звуками [4, с. 38]. Отсюда и затруднения в делении слова на части. На письме эти все нарушения выражаются в заменах, пропусках, смешении букв, неправильном формировании словосочетаний, далее предложений.

Список литературы

  1. Алексеева, А. Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А. Е. Алексеева: Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2007. – 194 с.
  2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография [Текст] / Е. Э. Артёмова. – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
  3. Бабина, Г. В. Программа педагогической практики студентов младших курсов отделения логопедии [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, Т. В. Волосовец, Р. Е. Идее. – М., 1997.
  4. Батагова, А. В. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения [Электронный ресурс] // Логомаг, 2015. URL: http://logomag.ru/blog/disgrafia/664/ (дата обращения: 20.03.2017).
  5. Безруких, М. М., Крещенко, О. Ю. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет [Текст] / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Журнал Новые исследования. – 2013. – Вып. № 4. – С. 4-19.

Поделиться

342

Чигвинцева А. В., Исабекова Е. В., Сотникова И. А., Суринова В. Н. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 87-88. URL: https://apni.ru/article/5794-profilaktika-disgrafii-u-detej-starshego

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня