Главная
АИ #10 (140)
Статьи журнала АИ #10 (140)
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением ...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дисграфия
профилактика дисграфии
общее недоразвитие речи
психические функции

Аннотация статьи

Одним из важнейших условий эффективности логопедической работы является ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

Текст статьи

Значимость проблемы профилактики дисграфий обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом. В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается эта проблема. Значительным препятствием для её эффективного решения служит несовершенство процесса комплектования коррекционных групп. В них принимаются дети с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, а также с разным уровнем речевого развития. Воспитанники таких групп имеют различный патогенез речевого расстройства: алалия, дизартрия, ринолалия. Неоднородность детей, влияние речевого расстройства на развитие познавательной деятельности, теоретическая неразработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы затрудняют её практическую реализацию [1, c. 25]. Необходимо изучать динамику развития речи детей с ОНР в процессе специально организованного обучения, чтобы выяснить, какие симптомы компенсируются легче и быстрее, а какие нуждаются в дальнейшей коррекции и с чем это связано. В подготовительных группах для детей с ОНР важно проводить индивидуальные занятия, направленные на коррекцию нарушенных у детей психических функций. Эта работа включает в себя установки на развитие памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, устранение нарушений звукопроизношения, развитие моторики. Все вышесказанное в целом свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых [2, с. 17]. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а также имеет место недоразвитие познавательной деятельности, можно полагать, что у них не сформировано речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Дифференцированный подход должен учитывать различные варианты неполноценности рассматриваемых функций и процессов, их соотношения, доминирующие нарушения в структуре психологических предпосылок письма.

Нарушение письменной речи у обучающихся старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем логопедии, ведь овладение письмом – это одно из наиболее сложных видов учебной деятельности. На начальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение сил ребенка, особенно, если это обучающийся с ОНР, у которого наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму и предупреждение нежелательных последствий, а не обучение ему [3, с.7].

Отсутствие моторной координации, точности движений, напряженность служат препятствием в формировании навыка письма. Это приводит к ослаблению внимания и появлению ошибок в правильном начертании букв. Непонимание значений слов, из каких звуков состоят слова, чем отличаются те или иные звуки, плохая дифференциация фонем – это все приводит к плохому запоминанию букв, так как каждый раз ребенок соотносит букву с разными звуками [4, с. 38]. Отсюда и затруднения в делении слова на части. На письме эти все нарушения выражаются в заменах, пропусках, смешении букв, неправильном формировании словосочетаний, далее предложений.

Список литературы

  1. Алексеева, А. Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А. Е. Алексеева: Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2007. – 194 с.
  2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография [Текст] / Е. Э. Артёмова. – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
  3. Бабина, Г. В. Программа педагогической практики студентов младших курсов отделения логопедии [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, Т. В. Волосовец, Р. Е. Идее. – М., 1997.
  4. Батагова, А. В. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения [Электронный ресурс] // Логомаг, 2015. URL: http://logomag.ru/blog/disgrafia/664/ (дата обращения: 20.03.2017).
  5. Безруких, М. М., Крещенко, О. Ю. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет [Текст] / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Журнал Новые исследования. – 2013. – Вып. № 4. – С. 4-19.

Поделиться

644

Чигвинцева А. В., Исабекова Е. В., Сотникова И. А., Суринова В. Н. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 87-88. URL: https://apni.ru/article/5794-profilaktika-disgrafii-u-detej-starshego

Похожие статьи

Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа