Эмоциональное выгорание – симптом нашего времени, это состояние истощения, которое крадет наши силы и эмоции, мы теряем радость жизни.
Эмоциональное истощение проявляется в чувствах эмоционального перенапряжения и в ощущении опустошенности, истощения собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что он не может заниматься работой так, как раньше. Возникает ощущение «приглушенных», «притупленных» эмоций, при особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные расстройства [5, с. 158].
Как писал Л.С. Выготский: «обучение означает организацию жизни» [7, с. 536]. В этом смысле, однако, неоспоримо, какая жизнь организована и кем она организована – какими педагогами. Точно так же, как среди неблагополучных родителей нет успешных детей, учитель, попавший в неблагоприятную профессиональную и личную ситуацию, не может создать условия для безопасного развития детей в общеобразовательных учреждениях.
В.В. Бойко, В.Е. Орел причины синдрома эмоционального выгорания представляют двумя группами факторов:
1. Внешние (организационные) факторы:
- условия работы: повышенная нагрузка, сверхурочная работа, продолжительный рабочий день, низкая заработная плата;
- содержание труда: количественные и качественные моменты работы с учениками: их количество, частота обучения, высокая степень коммуникации;
- социально-психологические факторы: атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к преподавателю и процессу обучения [2, с. 101].
2. Внутренние (индивидуальные) факторы:
- личностные особенности: особенности ценностно-мотивационной сферы педагога, эмоциональные характеристики личности являются биогенетическими, которые являются причиной излишней чувствительности к определенным и, в большой степени, естественным трудностям деятельности; и социогенными – навыки и умения субъекта использовать приемы и способы саморегуляции эмоционального состояния, в первую очередь отрицательные [10, с. 95].
Рассмотрев различные категории факторов, можно сделать вывод, что основной фактор развития синдрома эмоционального выгорания – это работа в социальной сфере («человек-человек») [5, с. 154].
Причинами синдрома эмоционального выгорания, как уже отмечалось ранее, могут быть: увеличившаяся нагрузка на работе; однообразная деятельность; противоречивые требования руководителей; отсутствие единой цели в команде; обособленность сотрудников; отсутствие соответствующего вознаграждения; несоответствие заработной платы выполненной работе. Неумелое управление коллективом может привести к выгоранию целых отделов и структур.
Признаки эмоционального выгорания в коллективе: «одинаковость» сотрудников; общая апатия к происходящему; «отбывание на работе» всей командой; частые перерывы, чаепития и т.д.; непонимание сотрудниками содержания целей учреждения; большая текучесть кадров; неспособность и нежелание руководителя и его сотрудников брать на себя ответственность за происходящее и выполняемую работу.
Важно отметить, что такие условия труда, как ненормированный рабочий день, отсутствие хорошо оборудованного рабочего места и четко определенного обеденного перерыва часто являются причиной синдрома хронической усталости, который является предвестником эмоционального выгорания, и руководителям следует уделять внимание данному фактору.
Но даже если условия труда хорошие, а начальник внимательный, человек все равно может «перегореть» из-за особенностей личности. Это характерно, с одной стороны, для людей с сильно развитым чувством сопереживания, с другой стороны – для интровертов, людей с низкой самооценкой и повышенной готовностью к конфликту [4, с. 154].
Рассмотрим симптомы синдрома эмоционального выгорания:
- Физические симптомы: это признаки, которые человек воспринимает как болезненные, ему приходится обращаться к специалистам, в связи и с тем, что он думает, что серьезно болен. Нередко пациент обращается к одному врачу, к другому, проходит полное обследование, но причины плохого самочувствия не устанавливаются. Подобные жалобы включают бессонницу, физическое истощение, слабость, тошноту, головокружение, головную боль, одышку, высокое кровяное давление.
- Эмоциональные симптомы: эмоциональная ригидность (недостаток эмоциональных проявлений, одиночество), или заметные эмоциональные проявления (истерики, агрессия, «душевные страдания», повышенная тревожность даже по несущественным поводам).
- Поведенческие симптомы: заметная перемена в поведении человека для других: отказ от пищи, чрезмерное потребление алкоголя, лекарств, табака, возникновение усталости в течение рабочего дня (даже в начале работы и при невысокой нагрузке), провоцирование несчастных случаев на производстве и нервное поведение на работе и в повседневной жизни.
- Интеллектуальные симптомы: утрата интереса ко всему новому, к саморазвитию, к тому, что было интересно раньше, к общению, участию в обучающих семинарах и тренингах.
- Социальные симптомы: изоляция сотрудника от коллектива, утрата интереса к своему хобби. Человек не чувствует понимания и поддержки со стороны близких людей, перестает общаться с друзьями и родственниками.
Следовательно, синдром эмоционального выгорания затрагивает все сферы жизни человека и выражается сочетанием симптомов в соматической, психической и социальной сферах [3, с. 207].
Профилактика эмоционального выгорания является актуальным направлением психологической службы.
Огромная роль в борьбе с эмоциональным выгоранием принадлежит, прежде всего, самому человеку, но не стоит забывать и о руководстве, ведь именно руководитель, директор может помочь своим сотрудникам побороть или предотвратить эмоциональное выгорание [8, с. 11].
Семь наиболее поразительных последствий для образовательного учреждения, если в нем есть «выгорающие» учителя:
- Учитель, подверженный эмоциональному выгоранию, чаще болеет и поэтому может отсутствовать на рабочем месте.
- Его плохое настроение заражает весь коллектив.
- Выгорающий учитель раздражен и безразличен, и если он общается, например, с родителями учеников, то впечатление от общения с ним может распространиться на всю общеобразовательную организацию в целом.
- Кроме того, у тех, кто склонен к эмоциональному выгоранию, снижена производительность, а это значит, что они смогут принести учреждению гораздо меньше пользы в течение рабочего дня, чем могли бы.
- На фоне стресса и общего истощения все мыслительные процессы заторможены. И это не исключает увеличения количества ошибок в работе.
- Такие сотрудники менее мотивированы к работе, у них наблюдается негативное отношение к работе в целом, и в результате может снизиться лояльность к учреждению.
- И, наконец, как крайняя степень развития синдрома – увольнение сотрудника.
Здесь стоит отметить, что все те, кто склонен к эмоциональному выгоранию, чаще всего являются ответственными сотрудниками, которые работают с воодушевлением. Поэтому, заблаговременно не заметив эти симптомы и не приняв мер, директор может потерять ценных сотрудников [10, с. 187].
Рассмотрим несколько рекомендаций по предотвращению эмоционального выгорания для учителей:
- Не нужно бояться сделать что-то не так, не нужно принимать все близко к сердцу, следует избегать чрезмерной эмоциональности.
- Необходимо выделять достаточное количество времени для сна и отдыха
- Как вариант, ведите дневник достижений и радостей, в конце каждого дня записывайте, чему вы научились и как этот опыт может помочь вам в будущем, записывайте, как вы меняете мир в лучшую сторону благодаря вашей работе.
- Составьте список задач, выполнение которых приносит радость.
- Составьте методичку лайфхаков по вашей работе, подумайте, как бы вы могли интересно рассказать в социальных сетях о том, чем вы занимаетесь.
- Перестаньте жить чужой жизнью, не завидуйте другим, а лучше развивайте себя, чтобы завидовали вам.
- Балуйте себя какими-либо мелочами: вкусный ужин после работы, любимое хобби, спорт, танцы, прогулка, встреча с друзьями и т.д. [1, с. 122].
Обезопасить сотрудников от эмоционального выгорания на работе – означает предоставить своему учреждению благополучие и продуктивную работу на долгие годы [9, с. 30].
В итоге можно сделать вывод, что целенаправленная работа по профилактике и исправлении эмоционального выгорания должна стать одной из важных характеристик профессиональной компетентности. Предоставляя достаточные знания об общих профессиональных деформациях и разрушениях, риск эмоционального выгорания может быть в значительной степени снижен. Исследование ситуации возникновения синдрома эмоционального выгорания имеет огромное значение, потому что позволит четко определить границы этого случая и разработать подходы и методы его преодоления. Руководству школы важно предотвращать эмоциональное выгорание своих сотрудников, хорошее управление образовательным учреждением профилактирует эмоциональное выгорание.