Автор(-ы):
Чуйкова Татьяна Сергеевна
Хайретдинова Ляйсан Талгатовна
10 марта 2023
Научный руководитель
Чуйкова Татьяна Сергеевна
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассмотрена тема эмоционального выгорания школьных учителей, определены причины появления эмоционального выгорания, рассмотрены различные факторы эмоционального выгорания, изучены признаки эмоционального выгорания, описаны основные симптомы эмоционального выгорания, приведена психологическая профилактика, даны рекомендации для предотвращения эмоционального выгорания.
Текст статьи
Эмоциональное выгорание – симптом нашего времени, это состояние истощения, которое крадет наши силы и эмоции, мы теряем радость жизни.
Эмоциональное истощение проявляется в чувствах эмоционального перенапряжения и в ощущении опустошенности, истощения собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что он не может заниматься работой так, как раньше. Возникает ощущение «приглушенных», «притупленных» эмоций, при особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные расстройства [5, с. 158].
Как писал Л.С. Выготский: «обучение означает организацию жизни» [7, с. 536]. В этом смысле, однако, неоспоримо, какая жизнь организована и кем она организована – какими педагогами. Точно так же, как среди неблагополучных родителей нет успешных детей, учитель, попавший в неблагоприятную профессиональную и личную ситуацию, не может создать условия для безопасного развития детей в общеобразовательных учреждениях.
В.В. Бойко, В.Е. Орел причины синдрома эмоционального выгорания представляют двумя группами факторов:
1. Внешние (организационные) факторы:
2. Внутренние (индивидуальные) факторы:
Рассмотрев различные категории факторов, можно сделать вывод, что основной фактор развития синдрома эмоционального выгорания – это работа в социальной сфере («человек-человек») [5, с. 154].
Причинами синдрома эмоционального выгорания, как уже отмечалось ранее, могут быть: увеличившаяся нагрузка на работе; однообразная деятельность; противоречивые требования руководителей; отсутствие единой цели в команде; обособленность сотрудников; отсутствие соответствующего вознаграждения; несоответствие заработной платы выполненной работе. Неумелое управление коллективом может привести к выгоранию целых отделов и структур.
Признаки эмоционального выгорания в коллективе: «одинаковость» сотрудников; общая апатия к происходящему; «отбывание на работе» всей командой; частые перерывы, чаепития и т.д.; непонимание сотрудниками содержания целей учреждения; большая текучесть кадров; неспособность и нежелание руководителя и его сотрудников брать на себя ответственность за происходящее и выполняемую работу.
Важно отметить, что такие условия труда, как ненормированный рабочий день, отсутствие хорошо оборудованного рабочего места и четко определенного обеденного перерыва часто являются причиной синдрома хронической усталости, который является предвестником эмоционального выгорания, и руководителям следует уделять внимание данному фактору.
Но даже если условия труда хорошие, а начальник внимательный, человек все равно может «перегореть» из-за особенностей личности. Это характерно, с одной стороны, для людей с сильно развитым чувством сопереживания, с другой стороны – для интровертов, людей с низкой самооценкой и повышенной готовностью к конфликту [4, с. 154].
Рассмотрим симптомы синдрома эмоционального выгорания:
Следовательно, синдром эмоционального выгорания затрагивает все сферы жизни человека и выражается сочетанием симптомов в соматической, психической и социальной сферах [3, с. 207].
Профилактика эмоционального выгорания является актуальным направлением психологической службы.
Огромная роль в борьбе с эмоциональным выгоранием принадлежит, прежде всего, самому человеку, но не стоит забывать и о руководстве, ведь именно руководитель, директор может помочь своим сотрудникам побороть или предотвратить эмоциональное выгорание [8, с. 11].
Семь наиболее поразительных последствий для образовательного учреждения, если в нем есть «выгорающие» учителя:
Здесь стоит отметить, что все те, кто склонен к эмоциональному выгоранию, чаще всего являются ответственными сотрудниками, которые работают с воодушевлением. Поэтому, заблаговременно не заметив эти симптомы и не приняв мер, директор может потерять ценных сотрудников [10, с. 187].
Рассмотрим несколько рекомендаций по предотвращению эмоционального выгорания для учителей:
Обезопасить сотрудников от эмоционального выгорания на работе – означает предоставить своему учреждению благополучие и продуктивную работу на долгие годы [9, с. 30].
В итоге можно сделать вывод, что целенаправленная работа по профилактике и исправлении эмоционального выгорания должна стать одной из важных характеристик профессиональной компетентности. Предоставляя достаточные знания об общих профессиональных деформациях и разрушениях, риск эмоционального выгорания может быть в значительной степени снижен. Исследование ситуации возникновения синдрома эмоционального выгорания имеет огромное значение, потому что позволит четко определить границы этого случая и разработать подходы и методы его преодоления. Руководству школы важно предотвращать эмоциональное выгорание своих сотрудников, хорошее управление образовательным учреждением профилактирует эмоциональное выгорание.
Список литературы
Поделиться
Чуйкова Т. С., Хайретдинова Л. Т. Теоретические основы эмоционального выгорания в среде школьных учителей // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 93-96. URL: https://apni.ru/article/5795-teoreticheskie-osnovi-emotsionalnogo-vigorani