Главная
АИ #10 (140)
Статьи журнала АИ #10 (140)
Теоретические основы эмоционального выгорания в среде школьных учителей

Теоретические основы эмоционального выгорания в среде школьных учителей

Автор(-ы):

Чуйкова Татьяна Сергеевна

Хайретдинова Ляйсан Талгатовна

10 марта 2023

Научный руководитель

Чуйкова Татьяна Сергеевна

Секция

Психология

Ключевые слова

эмоциональное выгорание
причины появления эмоционального выгорания
факторы эмоционального выгорания
признаки эмоционального выгорания
симптомы эмоционального выгорания
профилактика эмоционального выгорания
рекомендации для предотвращения эмоционального выгорания

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрена тема эмоционального выгорания школьных учителей, определены причины появления эмоционального выгорания, рассмотрены различные факторы эмоционального выгорания, изучены признаки эмоционального выгорания, описаны основные симптомы эмоционального выгорания, приведена психологическая профилактика, даны рекомендации для предотвращения эмоционального выгорания.

Текст статьи

Эмоциональное выгорание – симптом нашего времени, это состояние истощения, которое крадет наши силы и эмоции, мы теряем радость жизни.

Эмоциональное истощение проявляется в чувствах эмоционального перенапряжения и в ощущении опустошенности, истощения собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что он не может заниматься работой так, как раньше. Возникает ощущение «приглушенных», «притупленных» эмоций, при особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные расстройства [5, с. 158].

Как писал Л.С. Выготский: «обучение означает организацию жизни» [7, с. 536]. В этом смысле, однако, неоспоримо, какая жизнь организована и кем она организована – какими педагогами. Точно так же, как среди неблагополучных родителей нет успешных детей, учитель, попавший в неблагоприятную профессиональную и личную ситуацию, не может создать условия для безопасного развития детей в общеобразовательных учреждениях.

В.В. Бойко, В.Е. Орел причины синдрома эмоционального выгорания представляют двумя группами факторов: 

1. Внешние (организационные) факторы:

  • условия работы: повышенная нагрузка, сверхурочная работа, продолжительный рабочий день, низкая заработная плата;
  • содержание труда: количественные и качественные моменты работы с учениками: их количество, частота обучения, высокая степень коммуникации;
  • социально-психологические факторы: атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к преподавателю и процессу обучения [2, с. 101].

2. Внутренние (индивидуальные) факторы:

  • личностные особенности: особенности ценностно-мотивационной сферы педагога, эмоциональные характеристики личности являются биогенетическими, которые являются причиной излишней чувствительности к определенным и, в большой степени, естественным трудностям деятельности; и социогенными – навыки и умения субъекта использовать приемы и способы саморегуляции эмоционального состояния, в первую очередь отрицательные [10, с. 95].

Рассмотрев различные категории факторов, можно сделать вывод, что основной фактор развития синдрома эмоционального выгорания – это работа в социальной сфере («человек-человек») [5, с. 154].

Причинами синдрома эмоционального выгорания, как уже отмечалось ранее, могут быть: увеличившаяся нагрузка на работе; однообразная деятельность; противоречивые требования руководителей; отсутствие единой цели в команде; обособленность сотрудников; отсутствие соответствующего вознаграждения; несоответствие заработной платы выполненной работе. Неумелое управление коллективом может привести к выгоранию целых отделов и структур.

Признаки эмоционального выгорания в коллективе: «одинаковость» сотрудников; общая апатия к происходящему; «отбывание на работе» всей командой; частые перерывы, чаепития и т.д.; непонимание сотрудниками содержания целей учреждения; большая текучесть кадров; неспособность и нежелание руководителя и его сотрудников брать на себя ответственность за происходящее и выполняемую работу.

Важно отметить, что такие условия труда, как ненормированный рабочий день, отсутствие хорошо оборудованного рабочего места и четко определенного обеденного перерыва часто являются причиной синдрома хронической усталости, который является предвестником эмоционального выгорания, и руководителям следует уделять внимание данному фактору.

Но даже если условия труда хорошие, а начальник внимательный, человек все равно может «перегореть» из-за особенностей личности. Это характерно, с одной стороны, для людей с сильно развитым чувством сопереживания, с другой стороны – для интровертов, людей с низкой самооценкой и повышенной готовностью к конфликту [4, с. 154].

Рассмотрим симптомы синдрома эмоционального выгорания:

  1. Физические симптомы: это признаки, которые человек воспринимает как болезненные, ему приходится обращаться к специалистам, в связи и с тем, что он думает, что серьезно болен. Нередко пациент обращается к одному врачу, к другому, проходит полное обследование, но причины плохого самочувствия не устанавливаются. Подобные жалобы включают бессонницу, физическое истощение, слабость, тошноту, головокружение, головную боль, одышку, высокое кровяное давление.
  2. Эмоциональные симптомы: эмоциональная ригидность (недостаток эмоциональных проявлений, одиночество), или заметные эмоциональные проявления (истерики, агрессия, «душевные страдания», повышенная тревожность даже по несущественным поводам).
  3. Поведенческие симптомы: заметная перемена в поведении человека для других: отказ от пищи, чрезмерное потребление алкоголя, лекарств, табака, возникновение усталости в течение рабочего дня (даже в начале работы и при невысокой нагрузке), провоцирование несчастных случаев на производстве и нервное поведение на работе и в повседневной жизни.
  4. Интеллектуальные симптомы: утрата интереса ко всему новому, к саморазвитию, к тому, что было интересно раньше, к общению, участию в обучающих семинарах и тренингах.
  5. Социальные симптомы: изоляция сотрудника от коллектива, утрата интереса к своему хобби. Человек не чувствует понимания и поддержки со стороны близких людей, перестает общаться с друзьями и родственниками.

Следовательно, синдром эмоционального выгорания затрагивает все сферы жизни человека и выражается сочетанием симптомов в соматической, психической и социальной сферах [3, с. 207].

Профилактика эмоционального выгорания является актуальным направлением психологической службы.

Огромная роль в борьбе с эмоциональным выгоранием принадлежит, прежде всего, самому человеку, но не стоит забывать и о руководстве, ведь именно руководитель, директор может помочь своим сотрудникам побороть или предотвратить эмоциональное выгорание [8, с. 11].

Семь наиболее поразительных последствий для образовательного учреждения, если в нем есть «выгорающие» учителя:

  1. Учитель, подверженный эмоциональному выгоранию, чаще болеет и поэтому может отсутствовать на рабочем месте.
  2. Его плохое настроение заражает весь коллектив.
  3. Выгорающий учитель раздражен и безразличен, и если он общается, например, с родителями учеников, то впечатление от общения с ним может распространиться на всю общеобразовательную организацию в целом.
  4. Кроме того, у тех, кто склонен к эмоциональному выгоранию, снижена производительность, а это значит, что они смогут принести учреждению гораздо меньше пользы в течение рабочего дня, чем могли бы.
  5. На фоне стресса и общего истощения все мыслительные процессы заторможены. И это не исключает увеличения количества ошибок в работе.
  6. Такие сотрудники менее мотивированы к работе, у них наблюдается негативное отношение к работе в целом, и в результате может снизиться лояльность к учреждению.
  7. И, наконец, как крайняя степень развития синдрома – увольнение сотрудника.

Здесь стоит отметить, что все те, кто склонен к эмоциональному выгоранию, чаще всего являются ответственными сотрудниками, которые работают с воодушевлением. Поэтому, заблаговременно не заметив эти симптомы и не приняв мер, директор может потерять ценных сотрудников [10, с. 187].

Рассмотрим несколько рекомендаций по предотвращению эмоционального выгорания для учителей:

  1. Не нужно бояться сделать что-то не так, не нужно принимать все близко к сердцу, следует избегать чрезмерной эмоциональности.
  2. Необходимо выделять достаточное количество времени для сна и отдыха
  3. Как вариант, ведите дневник достижений и радостей, в конце каждого дня записывайте, чему вы научились и как этот опыт может помочь вам в будущем, записывайте, как вы меняете мир в лучшую сторону благодаря вашей работе.
  4. Составьте список задач, выполнение которых приносит радость.
  5. Составьте методичку лайфхаков по вашей работе, подумайте, как бы вы могли интересно рассказать в социальных сетях о том, чем вы занимаетесь.
  6. Перестаньте жить чужой жизнью, не завидуйте другим, а лучше развивайте себя, чтобы завидовали вам.
  7. Балуйте себя какими-либо мелочами: вкусный ужин после работы, любимое хобби, спорт, танцы, прогулка, встреча с друзьями и т.д. [1, с. 122].

Обезопасить сотрудников от эмоционального выгорания на работе – означает предоставить своему учреждению благополучие и продуктивную работу на долгие годы [9, с. 30].

В итоге можно сделать вывод, что целенаправленная работа по профилактике и исправлении эмоционального выгорания должна стать одной из важных характеристик профессиональной компетентности. Предоставляя достаточные знания об общих профессиональных деформациях и разрушениях, риск эмоционального выгорания может быть в значительной степени снижен. Исследование ситуации возникновения синдрома эмоционального выгорания имеет огромное значение, потому что позволит четко определить границы этого случая и разработать подходы и методы его преодоления. Руководству школы важно предотвращать эмоциональное выгорание своих сотрудников, хорошее управление образовательным учреждением профилактирует эмоциональное выгорание.

Список литературы

  1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. М.: Учитель, 2014. 122 с.
  2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. СПб.: 1999, С. 99-105.
  3. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. СПб.: Питер, 2009. 207 с.
  4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: Наука, 2010, 154 с.
  5. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя / В.Н. Введенский. СПб.: Просвещение, 2014. 158 с.
  6. Водопьянова Н.Е. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек-человек» / Н.Е.Водопьянова, Н.С. Ковальчук. СПб.: СПБГУ, 2008. 154 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  8. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Учебное пособие / Е.В. Котова. Изд-во Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2013. С. 6-14.
  9. Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности / Г.С. Корытова. Фундаментальные исследования. 2013. № 4. С. 29-32.
  10. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом / Р.В. Овчарова. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. 187 с.
  11. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 90-101.

Поделиться

319

Чуйкова Т. С., Хайретдинова Л. Т. Теоретические основы эмоционального выгорания в среде школьных учителей // Актуальные исследования. 2023. №10 (140). С. 93-96. URL: https://apni.ru/article/5795-teoreticheskie-osnovi-emotsionalnogo-vigorani

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля