Экологическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольной педагогики, важным средством формирования личности ребенка-дошкольника. На этапе дошкольного детства ребенок чувствителен, эмоционально восприимчив к красоте природе, активно накапливает представления о различных формах жизни, у него формируются основы экологического мышления, закладываются начала экологической культуры.
Характеризуя современную среду жизни ребенка, педагоги и психологи подчеркивают, что она не предоставляет ему необходимых возможностей для общения с природной средой, не способствует формированию правильных ценностных установок по отношению к объектам природы. У специалистов вызывает тревогу и тот факт, что масштаб собственного жизненного пространства детей постоянно сокращается, что приводит к отдалению их от естественной природной среды, что может отрицательно сказываться на развитии личности ребенка.
По мнению С.Н. Николаевой, М.Д. Маханевой, пространство экологического развития детей призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, понимать ее, сохранять, тонко чувствовать, овладевать навыками общения, постигать многообразие и неповторимость естественных природных форм. Авторы считают, что организации пространства экологического воспитания детей в ДОО должно быть уделено особое внимание в условиях города [2, c.62].
Образовательный стандарт (ФГОС ДО) указывает, что территория участка должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников детского сада, экспериментирование с доступными детям материалами (песком и водой), двигательную активность (подвижные игры, соревнования, физкультурные мероприятия).
На основании этого можно предположить, что постоянное взаимодействие детей с экологической средой приучает их осмысленно и практически заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Мы также уточнили, что методом экологического воспитания эта деятельность становится только в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Если педагоги все делают сами, отмечает С.А. Веретенникова, они лишают детей возможности наблюдать, познавать, участвовать в процессе создания условий, необходимых для роста и развития обитателей живых уголков, участков, экологических кабинетов, экологических троп и др. тем самым формируя у детей равнодушие, невнимание к природной среде [1, c. 71].
Возрастные особенности развития старших дошкольников свидетельствуют о предпосылках к формированию основ экологической направленности: способность к усвоению системных знаний о взаимосвязях человека и природы, природных объектов между собой и средой обитания; формирование осознанного отношения к природе (эстетических, познавательных, гуманистических, патриотических мотивов).
Экспериментально было установлено, что характер взаимодействия дошкольников с природой зависит от степени сформированности у детей представлений о мире природы. Чем выше уровень сформированности, тем более спокойно и уверенно ребенок ведет себя при контакте с природными объектами, значительно чаще проявляет познавательный интерес к ним, ориентируется во взаимодействии на состояние и благополучие самого объекта, а не на оценку его действий взрослыми. Очевидно, что степень сформированности представлений о мире природы, уровень развития познавательной сферы определяют у дошкольников характер взаимодействия с природными объектами и отношение к ним [3, c. 65].
Итак, в формировании экологических умений старших дошкольников учитываются возрастные особенности: активный познавательный интерес к природе, наличие элементарных трудовых навыков, восприятие природных объектов «на равных» (животные и растения могут «думать», «чувствовать», «общаться»); анимизм (наделение неодушевленных объектов природы сознанием и жизнью); субъективно-прагматический подход к объектам природы (извлечение практической пользы).
Обобщая рассмотренные подходы к классификации методов экологического воспитания и формирования экологических умений, можно сделать вывод, что основным методом являются наблюдение и совместная деятельность педагога и детей. Также на участке возможно комплексное применение технологий: экспериментирования, моделирования, проектирования, игровых технологий.
Важным элементом экологически-развивающей среды является «Экологическая тропа» – это и технология, и форма организации поисково-исследовательской деятельности, практического поиска детьми решения задачи [4, c. 179]:
Таким образом, установлено, что участок является необходимым элементом экологического пространства ДОО, он обеспечивает прямой контакт детей с природой в разное время года, в разное время суток, в разную погоду. На территории участка располагаются зеленые насаждения (деревья, кустарники), цветники, альпинарий, огород и др. Экологическая среда участка развивает и активизирует познавательный интерес к явлениям и объектам природы, формирует у детей умение устанавливать причинно-следственные связи. Природная среда участка развивает у детей эстетические чувства, воспитывает бережное отношение к растениям и животным, учит заботиться, ухаживать за объектами природы, учит различать звуки природы. В формировании экологических умений применяются традиционные методы и современные технологии экологического воспитания, их комплексное использование позволяет качественно, интересно, на современном уровне формировать у старших дошкольников экологические умения.