Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Организация музыкальных занятий в детском саду для детей с расстройствами аутист...

Организация музыкальных занятий в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

музыкальное воспитание
индивидуальные особенности
аутизм
двигательная активность
дети с РАС

Аннотация статьи

В данной работе автором анализируется организация музыкальной деятельности в работе с детьми с аутистическими расстройствами. Материалы статьи могут быть полезны специалистам в области дошкольного образования, где существуют коррекционные группы.

Текст статьи

У каждого ребёнка от рождения есть музыкальные способности. Это и абсолютный слух, и необыкновенное чувство ритма, и умение различать тональности. Но для детей с РАС музыка, как правило, имеет сверхценный интерес и оказывается иногда единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Одна из возможных причин такой притягательности музыки – это отсутствие необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с аутизмом. Другая причина заключается в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, которые, как представляется на первый взгляд, чужды детям с аутизмом. Современная специальная психология и педагогика в России в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыки, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с особенностями в развитии. Часто аутичные дети оказываются очень музыкальными, у них развит музыкальный слух и чувство ритма, они могут долгое время завороженно слушать красивую музыку и сами извлекают из музыкальных инструментов приятные звуки. Поэтому программа занятий с детьми с аутизмом обязательно предполагает музыкальную деятельность. Занятия музыкой с «особенными» детьми – это очень эмоциональный вид работы, и дети включаются в него с удовольствием, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.

Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи, ведь на них часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями – музыкальный руководитель, играющий произведения, которые ему нравятся, получает удовольствие, которое передается ребенку и всем присутствующим на занятии. С другой стороны, на музыкальном занятии у педагога есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникнет ощущение выполнения заданий. Он делает то, что ему нравится: свободно двигается под музыку, поет или просто кричит, стучит в барабан и при этом получает одобрение взрослых, потому что он делает именно то, что нужно – проявляет свои индивидуальные эмоции и возможности. Именно поэтому основной целью музыкального воспитания детей дошкольного возраста с РАС является социальная адаптация средствами совместной музыкальной деятельности.

В своей работе по музыкальному воспитанию детей с Расстройствами Аутистического Спектра я опираюсь на программу музыкальной психокоррекции Е.Н. Котышевой «Мы друг другу рады!», СПб, «Речь», 2009г. Основной упор в этой методике делается на групповые формы музыкально-коррекционных занятий, так как они имеют ряд преимуществ, а именно:

  • преодоление последствий социальной депривации, приобретение детьми коммуникативных навыков;
  • феномен «эмоционального заражения»;
  • развитие волевых качеств «Подожди свою очередь»;
  • приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;
  • можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных отношений.

На групповых музыкально-коррекционных занятиях мы не делаем акцент на целенаправленное обучение детей, и не ставим себе целью развитие музыкальных способностей или овладение музыкально-практическими навыками. Цели и содержание коррекционных занятий формулируются исходя из индивидуальных физических, психических и умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития проблем.

Особая специфика моих музыкальных занятий состоит в следующем:

  • занятия проводятся 2 раза в неделю по 10–15 минут, в зависимости от настроения и состояния детей. На данном этапе оптимальное время занятия 15 минут, по опыту более 15 минут нашим детям пока тяжеловато.
  • один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы каждый ребёнок в своём индивидуальном темпе мог его постепенно усваивать, и по возможности присоединяться к исполнению вместе с педагогом.
  • музыкальный руководитель – ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие и дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, даёт инструкции, следит за выполнением правил. Тьюторы и воспитатели являются равноправными участниками занятия, и вместе с детьми выполняют все задания. По мере расширения возможностей детей, в перспективе мы надеемся, что объём оказываемой им помощи взрослыми будет уменьшаться.
  • музыкально-коррекционные занятия строятся по принципу календарно–тематического планирования, с равномерным распределением психофизической нагрузки, и проводятся по следующей схеме:

Приветствие. Каждое занятие начинается с приветствия. Приветствие – это обязательный ритуал на каждом занятии, можно сказать «пусковой механизм», с помощью которого концентрируется внимание и формируется готовность к общению. Ребёнок стучит по бубну и проговаривает своё имя по слогам с помощью взрослого. Затем передаёт бубен следующему ребёнку. Таким образом формируются основы диалогического общения и развиваются коммуникативные возможности детей. Приветствие является плавным переходом к следующему разделу занятия:

Свободное движение. Включает в себя пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, формирует умение вступать в контакт. Здесь могут использоваться разнообразные формы движения, в том числе и за руки – змейка, паровозик, обход плоскостных фигур, со взрослыми, с одним взрослым ведущим. В нашем случае это пока обход фигур со взрослыми.

Разминка. Задачами ритмической разминки являются внесение организованности, формирование навыков движения в коллективе, координации движений, осознание возможностей собственного тела. Базовый разминочный комплекс «Мы друг другу рады» построен на движении по кругу, движении в круг и из круга мелкими шагами, при этом акцент делается на то, что мы смотрим друг другу в глаза. Надо сказать, что движение за руки по кругу нашим детям очень нравится, они это делают с удовольствием. В дальнейшем планируется освоить вводную ходьбу по кругу, лёгкий бег, чередование ходьбы и бега, ходьбу на носочках - «идём как балерина» и на пяточках – «шагаем как медведь».

Слушание музыки. Как правило, пассивное слушание музыки детям с ограниченными возможностями здоровья даётся с огромным трудом, а иногда и практически невозможно. Поэтому я провожу активное слушание с использованием музыкальных инструментов. Используются ксилофоны, бубенцы, колокольчики, маракасы и другие шумовые инструменты. Особенно нашим детям нравится, кода приходит кукольный герой. Например, появляется лисичка из домика и приносит диатонические колокольчики, да ещё исполняет пляску под весёлый аккомпанемент. Также я использую слушание музыки с подпеванием, поскольку содержание песен передаётся не только в тексте, но и в самой музыке, и не разговаривающим детям легче воспринимать не просто обращённую речь, а именно музыкальное произведение.

Танцы, хороводы. Танцы и хороводы исполняются, стоя в кругу. Овладение навыками танца разбивается на 3 этапа: удивление, присоединение и самостоятельное исполнение. Первый этап – удивление, когда детям даётся возможность просто двигаться под музыку по кругу или смотреть на движения, которые исполняют взрослые. Мы сейчас уже осваиваем второй этап – присоединение, когда дети начинают повторять движения педагога, сопровождаемые его речевыми комментариями.

Коммуникативные игры, а также игры по правилам. Коммуникативные игры вырабатывают позитивное, доброжелательное отношение к окружающим с желанием и стремлением общаться. Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вступить в игру и соблюдать её правила. В игре ребёнок с нарушениями развития может найти понимание и поддержку, что позволит ему самому сделать шаг навстречу другим людям.

Прощание. Прощание – также обязательный ритуал, который заканчивает наши музыкально – коррекционные занятия и психологически готовит детей к переходу к другому виду деятельности. Происходит аналогично приветствию – музыкальный руководитель берёт бубен, простукивает и пропевает по слогам «До сви - да - ния!», затем присаживается напротив каждого ребёнка, устанавливает зрительный контакт, передаёт бубен ребёнку и ждёт его ответа.

В музыкальном воспитании детей с РАС я ставлю перед собой такие коррекционно-развивающие задачи и стараемся организовать работу таким образом, чтобы через развитие общей музыкальности детей максимально способствовать развитию каждого ребёнка, посещающего ресурсную группу.

Список литературы

  1. Башина В. М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999.
  2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Котышева Е.Н. Программа музыкальной психокоррекции «Мы друг другу рады!». – СПб.: Речь, 2009.

Поделиться

4628

Лучкина О. В. Организация музыкальных занятий в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.II.С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/5804-organizatsiya-muzikalnikh-zanyatij-v-detskom

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря