Закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) – это закупки отдельных видов юридических лиц [1]. Их организуют государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные, муниципальные и другие предприятия с долей участия государства более 50%.
Такие закупки регламентирует федеральный закон № 223-ФЗ, но, по сравнению с федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ), порядок проведения более свободный [2]. По закону заказчик должен подготовить положение и план проведения закупок. Поэтому сложность участия зависит от требований организатора закупок. Закон 223-ФЗ требует от заказчика размещать в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки;
- извещения о закупке;
- документацию, в том числе проект договора;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
К проведению закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ установлены несколько иные требования:
- Закон не требует обосновывать НМЦД – необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
- Обеспечение заявки требуется при НМЦД более 5 млн рублей.
- Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.
- Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.
Наиболее значимым действием, которое по закону № 223-ФЗ должен совершить заказчик, – определить начальную (максимальную) цену договора (далее по тексту – НМЦД). Эта величина призвана ориентировать участников будущей закупочной процедуры и представляет собой предельную сумму, которую покупатель готов заплатить за конкретную позицию ТРУ, выставленную на торги. Самый распространенный способ подготовки обоснования НМЦД – анализ рыночных цен ТРУ посредством запроса коммерческих предложений потенциальных участников. Получив предложения, организатор закупки обрабатывает их и на базе имеющейся методики определяет НМЦД (к примеру, как среднее арифметическое от имеющихся цен) [4].
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р [3].
Утверждение типового положения о закупке – право. В отсутствие такого положения заказчики при осуществлении закупок руководствуются собственными положениями о закупке, которые принимаются и утверждаются согласно общим правилам, предусмотренным Законом № 223-ФЗ:
- на федеральном уровне (Федеральные органы исполнительной власти);
- на региональном и муниципальном уровнях.
Отличительной особенностью регионального и муниципального уровней является возможность учредителей (собственников) делегировать свои полномочия на утверждение типового положения о закупке иному органу, что для федерального уровня законом не предусмотрено.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ прямо определен круг заказчиков, для которых применение типового положения о закупке будет обязательным, если такое положение будет утверждено, а именно:
- бюджетные учреждения;
- автономные учреждения;
- унитарные предприятия.
Субъект, утвердивший типовое положение о закупке, должен определить круг заказчиков, на которых будет распространяться обязанность применения типового положения, а также определить конкретную дату, до наступления которой такие заказчики обязаны внести изменения в собственные положения о закупке либо утвердить новые положения в соответствии с типовым. Типовое положение о закупке должно содержать обязательную, не подлежащую изменению информацию, а именно:
- Порядок подготовки и (или) осуществления закупки.
- Способы закупок и условия их применения.
- Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП, определяемые Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ [2].
Типовое положение о закупке, изменения к нему, подлежат размещению в ЕИС в течение 15 дней с даты его утверждения либо с даты утверждения изменений. В случае внесения изменений в типовое положение необходимо установить и указать срок, в течение которого заказчики обязаны внести соответствующие изменения в собственные положения о закупке или утвердить новые (срок также не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений).
Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения:
- О закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей;
- О закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
- О закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.
Формула конкурентной закупки складывается из следующих принципов:
1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
- путем размещения в ЕИС;
- посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке.
2. Обеспечивается конкуренция между участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие, окончательных предложениях участников.
3. Описание предмета осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (запрет на указание товарного знака и др.) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
- закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров юр. лиц, указанных в ч.2 ст.1 Закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическим лицами, в том числе иностранными.
Открытый аукцион в электронной форме на поставку вычислительной техники. Комиссией ФАС России установлено, что требованиям Технического задания соответствует товар конкретного производителя АО «М», а именно микропроцессор «Эльбрус-8С», «1891ВМ028» и его модификации «1891ВМ10Я», «1891ВМ10АЯ», «1891ВМ10БЯ». Жалоба признана обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком требований к техническим и функциональным характеристикам товара, указывающим на конкретного производителя [5].
В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Подводя итоги, отметим, что расширение и изменение нормативной базы вокруг закона № 223-ФЗ неизбежно усложняют процесс закупок для «отдельных видов юридических лиц». Повышение требований к закупочной документации, процессу принятия решений, увеличение числа отчетов ведут к большему риску ошибок, связанных с человеческим фактором (особенно при частом проведении разнообразных процедур отбора поставщиков). Также возможно снижение результативности закупочных процедур (возникнет необходимость их повторного объявления). В результате на определенном отрезке времени могут возрасти общие издержки заказчика на организацию процесса снабжения. Следовательно, таким компаниям необходимо уделить больше внимания коммуникациям с субъектами рынка и вопросам организационно-методологического обеспечения закупочной деятельности.