Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Регулирование закупочной деятельности в рамках закона № 223-ФЗ

10.51635/27131513_2023_11_1_58

Регулирование закупочной деятельности в рамках закона № 223-ФЗ

Автор(-ы):

Асанбекова Эльвира Расуловна

13 марта 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

закупки
государство
заказчики
положения
начальная максимальная цена договора
регулирование
федеральный закон № 223-ФЗ

Аннотация статьи

В статье рассмотрены правила осуществления государственных закупок на основе применения Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Текст статьи

Закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) – это закупки отдельных видов юридических лиц [1]. Их организуют государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные, муниципальные и другие предприятия с долей участия государства более 50%.

Такие закупки регламентирует федеральный закон № 223-ФЗ, но, по сравнению с федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ), порядок проведения более свободный [2]. По закону заказчик должен подготовить положение и план проведения закупок. Поэтому сложность участия зависит от требований организатора закупок. Закон 223-ФЗ требует от заказчика размещать в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки;
  • извещения о закупке;
  • документацию, в том числе проект договора;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

К проведению закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ установлены несколько иные требования:

  1. Закон не требует обосновывать НМЦД – необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
  2. Обеспечение заявки требуется при НМЦД более 5 млн рублей.
  3. Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.
  4. Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.

Наиболее значимым действием, которое по закону № 223-ФЗ должен совершить заказчик, – определить начальную (максимальную) цену договора (далее по тексту – НМЦД). Эта величина призвана ориентировать участников будущей закупочной процедуры и представляет собой предельную сумму, которую покупатель готов заплатить за конкретную позицию ТРУ, выставленную на торги. Самый распространенный способ подготовки обоснования НМЦД – анализ рыночных цен ТРУ посредством запроса коммерческих предложений потенциальных участников. Получив предложения, организатор закупки обрабатывает их и на базе имеющейся методики определяет НМЦД (к примеру, как среднее арифметическое от имеющихся цен) [4].

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р [3].

Утверждение типового положения о закупке – право. В отсутствие такого положения заказчики при осуществлении закупок руководствуются собственными положениями о закупке, которые принимаются и утверждаются согласно общим правилам, предусмотренным Законом № 223-ФЗ:

  • на федеральном уровне (Федеральные органы исполнительной власти);
  • на региональном и муниципальном уровнях.

Отличительной особенностью регионального и муниципального уровней является возможность учредителей (собственников) делегировать свои полномочия на утверждение типового положения о закупке иному органу, что для федерального уровня законом не предусмотрено.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ прямо определен круг заказчиков, для которых применение типового положения о закупке будет обязательным, если такое положение будет утверждено, а именно:

  • бюджетные учреждения;
  • автономные учреждения;
  • унитарные предприятия.

Субъект, утвердивший типовое положение о закупке, должен определить круг заказчиков, на которых будет распространяться обязанность применения типового положения, а также определить конкретную дату, до наступления которой такие заказчики обязаны внести изменения в собственные положения о закупке либо утвердить новые положения в соответствии с типовым. Типовое положение о закупке должно содержать обязательную, не подлежащую изменению информацию, а именно:

  1. Порядок подготовки и (или) осуществления закупки.
  2. Способы закупок и условия их применения.
  3. Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП, определяемые Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ [2].

Типовое положение о закупке, изменения к нему, подлежат размещению в ЕИС в течение 15 дней с даты его утверждения либо с даты утверждения изменений. В случае внесения изменений в типовое положение необходимо установить и указать срок, в течение которого заказчики обязаны внести соответствующие изменения в собственные положения о закупке или утвердить новые (срок также не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений).

Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения:

  1. О закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей;
  2. О закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  3. О закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Формула конкурентной закупки складывается из следующих принципов:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

  • путем размещения в ЕИС;
  • посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке.

2. Обеспечивается конкуренция между участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие, окончательных предложениях участников.

3. Описание предмета осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (запрет на указание товарного знака и др.) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  • закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
  • закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров юр. лиц, указанных в ч.2 ст.1 Закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическим лицами, в том числе иностранными.

Открытый аукцион в электронной форме на поставку вычислительной техники. Комиссией ФАС России установлено, что требованиям Технического задания соответствует товар конкретного производителя АО «М», а именно микропроцессор «Эльбрус-8С», «1891ВМ028» и его модификации «1891ВМ10Я», «1891ВМ10АЯ», «1891ВМ10БЯ». Жалоба признана обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком требований к техническим и функциональным характеристикам товара, указывающим на конкретного производителя [5].

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Подводя итоги, отметим, что расширение и изменение нормативной базы вокруг закона № 223-ФЗ неизбежно усложняют процесс закупок для «отдельных видов юридических лиц». Повышение требований к закупочной документации, процессу принятия решений, увеличение числа отчетов ведут к большему риску ошибок, связанных с человеческим фактором (особенно при частом проведении разнообразных процедур отбора поставщиков). Также возможно снижение результативности закупочных процедур (возникнет необходимость их повторного объявления). В результате на определенном отрезке времени могут возрасти общие издержки заказчика на организацию процесса снабжения. Следовательно, таким компаниям необходимо уделить больше внимания коммуникациям с субъектами рынка и вопросам организационно-методологического обеспечения закупочной деятельности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 15.12.2022) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета. 22.07.2011. № 159 (5535).
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 12.04.2013. № 80(6056).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2016 г. № 2027-р «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере изготовления банковских билетов, разменных монет, бланков документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ и за ее пределами, государственных ценных бумаг, акцизных и специальных марок, знаков почтовой оплаты, бланков документов строгого учета и отчетности, форма которых утверждается Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти, а также персонализации, хранения и обработки документов в интересах государственных органов, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе» // Справочная правовая система «Гарант».
  4. Интернет-сайт электронной торговой площадки «Сбербанк – АСТ» – http://trade.sberbank-ast.ru/News/NewsDetails/14.
  5. Решение ФАС России от 28.01.2020 № 223ФЗ-84/20 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Поделиться

335

Асанбекова Э. Р. Регулирование закупочной деятельности в рамках закона № 223-ФЗ // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.I.С. 58-61. URL: https://apni.ru/article/5805-regulirovanie-zakupochnoj-deyatelnosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля