Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Проблемы и перспективы дистанционного обучения иностранных языков во время панде...

Проблемы и перспективы дистанционного обучения иностранных языков во время пандемии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

иностранный язык
дистанционное обучение
мультимедиа
компьютер
студент
балл

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается дистанционная форма обучения иностранного языка.

Текст статьи

Электронное обучение (англ. «E-Learning») – это система обучения, использующая информационные и электронные технологии. Это общее обозначение, используемое для описания широкого диапазона применяемых электронных технологий (телевидение, радио, компакт-диск, сотовый телефон, Интернет и т.д.) в образовании с особым акцентом на обучение через Интернет. Особую значимость информационно-коммуникативное образование приобрело после введения режима всеобщей самоизоляции со всеми вытекающими запретами в связи с распространением коронавирусной инфекции «COVID-19» и невозможностью обучения и образования привычном всем виде.

2 апреля президент РФ Владимир Путин подписал Указ №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [1]. В связи с данным Указом ИКТ явились единственно возможными в данной реальности средством взаимодействия между преподавателем и студентами, учителем и учениками, практикующими студентами и их учениками и т.д.

В последние два десятилетия было опубликовано огромное количество научных статей, книг, материалов в сборниках конференций, посвященных исследованию возможностей использования передовых технологий в образовательных программах от детского сада до университета, от общественного сектора до корпорации.

Анализ публикаций, описывающих электронные технологии, позволяет сформировать список терминов, которые авторы трактуют как «электронное обучение»: Интернет-образование, дистанционное образование, сетевое образование, компьютерно-опосредованные коммуникации, компьютерное обучение, е-learning, виртуальные классы, информационно-коммуникационные технологии, открытое обучение, телеобучение, распределенное обучение, веб-обучение, виртуальное обучение [4].

Однако специалисты ЮНЕСКО дают более узкое определение этой концепции: электронное обучение означает обучение через Интернет и мультимедиа, что переводит этот термин в плоскость одной из разновидностей технологий ИКТ. Наиболее известными «системами» в электронном обучении являются системы дистанционного обучения или СДО, эти понятия часто используются как синонимы.

Дистанционное обучение, реализуемое с применением информационно-коммуникационных технологий, все чаще практикуется в российских вузах. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы две трети студентов в развитых странах будут учиться дистанционно [4].

Специфика дистанционного обучения заключается в усилении роли самостоятельной работы, формировании у студентов способности к саморазвитию, самоконтролю, самостоятельной работе, творческому применению полученных знаний. К минусам дистанционного обучения относится, в частности, необходимость мотивации к обучению, т. е. умение учиться без постоянного контроля со стороны преподавателя. При дистанционном обучении студент должен отдавать себе отчет в том, что он получает образование для собственного профессионального и личностного роста.

Формированию положительной мотивации студентов к обучению способствует новое содержание образовательной среды благодаря огромным возможностям глобальной сети Internet, в частности, доступу к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.  д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям [1].

Сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежная литература, электронные словари т.д. При самостоятельном изучении английского языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач:

  1. сформировать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности, в том числе транскрипцию и озвучивание лексических единиц;
  2. совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
  3. совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе, например, проблемного обсуждения с использованием представленных преподавателем или студентами материалов сети;
  4. совершенствовать умения письменной речи, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, составлении текстов писем и т.д. [5].

При дистанционном обучении все больше учебных материалов используется в электронной форме. При этом инструменты электронной версии учебника позволяют студентам эффективно развивать и собственно языковую компетенцию, так как обеспечивают возможность выполнять самостоятельно, в частности, лексические и грамматические упражнения. Достоинствами электронных учебников являются их мобильность, доступность (в связи с развитием компьютерных сетей) и адекватность уровню развития современных научных знаний. Кроме того, создание электронных учебников способствует решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. И наконец, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование.

При изучении английского языка студенты используют аудио- и видеозаписи учебного назначения, материалы телевидения, радиовещания, интерактивные обучающие программы, электронную почту, а также цифровые учебные материалы в режиме online. Часто студенты используют возможность создания презентаций при самостоятельной работе дома или при выполнении домашнего задания.

Программа разработки презентаций PowerPoint позволяет подготовить материалы к семинарским занятиям, комбинируя различные средства наглядности.

При дистанционной форме обучения студент получает возможность индивидуально обратиться за помощью к преподавателю, не оставаясь один на один с учебными материалами. Общаясь с преподавателем, обучаемый корректирует процесс познания, получает профессиональные рекомендации по выполнению письменных контрольных работ как итогового компонента этапа самостоятельной учебной деятельности [2].

Обучение в режиме «здесь и сейчас», хоть и на расстоянии представляется важным для обучения иностранным языкам дистанционно. Учителя иностранных языков всегда должны иметь в виду главную цель иноязычного образования – формирование коммуникативной компетенции. Согласно Е. И. Пассову «…что бы иноязычное образование действительно обеспечивало достижение поставленной цели, необходимо процесс образования сделать моделью реального процесса общения» [3]. Это не совсем просто организовать в режиме обычного обучения, что же тут говорить о дистанционном. Решить эту проблему помогут такие платформы, как Skype, которая является популярным средством общения онлайн в нашей обыденной жизни, или Zoom, его аналог, более подходящий для проведения уроков. На этой платформе хотелось бы остановится более подробно.

Самостоятельная работа студента в целом включает в себя работу с электронным контентом, подготовку к практическим занятиям и контрольным мероприятиям (тестам, зачетам, экзаменам) и непосредственное выполнение контрольных работ [2].

При этом в период подготовки к контрольному тестированию студенты могут пользоваться информационными источниками по указанным адресам в Интернете, а также методическими материалами, подготовленными преподавателями и выставленными на сайте дистанционного обучения, а также доступными компьютерными программами, направленными на отработку языковых и речевых навыков [4].

Контроль знаний студентов может осуществляться в различные периоды времени: стартовый (в начале каждого семестра); текущий; рубежный (после каждого цикла обучения, 2-3 раза в семестр); итоговый (после окончания изучения дисциплины). Отсутствие четкой системы контроля приводит к тому, что процесс самоподготовки, индивидуального познания студента протекает вне поля зрения преподавателя и становится неуправляемым [4].

Контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания в различных ситуациях должен носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи с преподавателем (контроль еженедельных заданий, коррекция устной и письменной речевой деятельности, презентация итогов продуктивной речевой деятельности на аудиторном занятии), так и с помощью отсроченного контроля, например, при тестировании [1].

Для успешной и качественной обратной связи необходимо четко обозначить студентам сроки выполнения тестовых заданий и контрольных работ, объяснить их правильное оформление в соответствии с требованиями вуза и предоставить возможность исправления контрольных работ на основе рецензии преподавателя [5].

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер: обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся только овладением знаниями, а предусматривающую их применение для решения разнообразных коммуникативных задач. С этой точки зрения при изучении английского языка особенно эффективны совместные проекты, в первую очередь, по возможности, международные, с носителями английского языка [1].

Самостоятельная работа студента – крайне важная составляющая дистанционного обучения английскому языку. И в этой связи основная задача преподавателя – правильно организовать данную познавательную деятельность обучаемых и эффективно и своевременно осуществлять контроль учебного процесса.

Список литературы

  1. Указ № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/
  2. Гутарева Н.Ю. Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://psibook.com/linguistics/distantsionnoeobuchenie-inostrannym-yazykam-vneyazykovom-vuze.html
  3. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. М.: «Глоссапресс», Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. – 640 с.
  4. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Языковое поликультурное образование. 2018. № 5. С. 15–19.
  5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2016. № 6. С. 2–9.

Поделиться

1304

Халеян Н. А. Проблемы и перспективы дистанционного обучения иностранных языков во время пандемии // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.II.С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/5809-problemi-i-perspektivi-distantsionnogo-obuche

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января