Организация учебной деятельности на уроках филологического профиля в условиях школы пенитенциарной системы

Организация учебной деятельности на уроках филологического профиля в условиях школы пенитенциарной системы

В данной статье рассматриваются особенности обучения предметам филологического профиля в школах пенитенциарной системы. Путем анализа образовательного процесса освещаются различные приемы и технологии в обучении, определяется цель педагогической деятельности. В данной статье рассматриваются трудности и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в работе и способы их решения.

Аннотация статьи
дифференцированный подход
адаптированные рабочие программы
индивидуальное обучение
разноуровневое обучение
пенитенциарная система
Ключевые слова

 «Деятельность - единственный путь к знанию»

Б. Шоу

Пенитенциарная система – сложный организм человеческих взаимоотношений. Работа в школе пенитенциарного типа имеет свои особенности и определенные трудности, учитывать которые необходимо как при организации образовательного процесса, так и в работе с каждым обучающимся индивидуально. Обучающиеся нашей школы – взрослые люди, осужденные, чаще всего на длительные сроки лишения свободы. Многие из них имеют отрицательный опыт в обучении, слабые общие учебные умения и навыки, пробелы в базовых знаниях, перерывы в получении образования, и, чаще всего, слабую мотивацию обучения.

Задачами данной статьи являются:

  • анализ особенностей обучения русскому и английскому языкам, литературе в классе с обучающимися, имеющими разноуровневую подготовку;
  • определение трудностей, с которыми сталкиваются учителя и ученики в классах подобного типа;
  • поиск методов преодоления возникающих трудностей (через различные технологии обучения).

Исходя из реальных условий, целью педагогической деятельности является, прежде всего, создание атмосферы доброжелательности, формирование положительной мотивации к образованию и получению знаний. Т.к. базовые знания у всех разные, учебный материал приходится перерабатывать, адаптировать, оснащать интересными средствами обучения, использовать дополнительные материалы из интернета, ориентируясь на возрастные особенности класса и образовательный опыт обучающихся. Наряду с групповой работой на уроке много внимания уделяется индивидуальным формам обучения.

Важным условием освоения материала учеником является выбор учителем рациональной системы методов и приёмов обучения. Для достижения положительных результатов освоения образовательных программ необходимо учитывать психолого-физиологические особенности обучающихся, состояние общих учебных умений и навыков, специфику преподавания гуманитарных дисциплин и особенности обучения иностранным языкам и родному языку.

В связи с этим можно определить основные задачи деятельности учителя:

  1. Восстановить позитивную мотивацию к учебной деятельности.
  2. Найти подход к каждому через использование методов индивидуального обучения.
  3. Использовать технологии разноуровнего обучения в овладении образовательными программами.
  4. Дать обучающимся базовые знания по учебным дисциплинам, заложить и развить навыки, позволяющие добывать знания самостоятельно.

Работающие в этой системе педагоги находят разные технологии и методики в организации учебного процесса.

В связи с разным уровнем языковой подготовки, приходится частично адаптировать рабочие программы по предмету.

Адаптированные рабочие программы

Работа по адаптации учебных программ для вечерних школ пенитенциарной системы является неотъемлемым шагом на пути приобретения знаний как в обучении родному языку, так и иноязычного образования у обучающихся, получающих образование в сложных жизненных условиях. Организация прохождения программы начинается с составления рабочей программы по предмету. Учитывается количество часов, отведённых на предмет, формы обучения (очно-заочная) и другие особенности построения образовательной деятельности в школе, из которых главная – предоставление возможности обучающемуся частичного самостоятельного прохождения программы для тех, кто большую часть времени проводит на работе или получает параллельно образование в ПТУ.

Изменения внесены в содержание и организацию учебного процесса, который руководствуется Примерной программой среднего (полного) общего образования. Данные изменения связаны с особым контингентом обучающихся школы при колонии строгого режима: у многих из них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как большинство обучающиеся старших классов не приучены к систематическому изучению предметов и у многих имеются большие пробелы в знаниях, полученных ранее, то при изучении нового материала им требуется значительное время для их освоения. В связи с этим, темы распределены так, что изучая новое, обязательно идёт повторение материала, пройденного в предыдущих классах, что даёт возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового.

Разноуровневое обучение

Технология разноуровневого обучения – это одна из педагогических технологий, организующих учебную деятельность, во время которой создаются различные степени усвоения предлагаемого материала. В частности, идентичный материал несколько будет отличаться в условно созданных подгруппах в классе, т.е. учебный материал будет преподаваться и соответственно усваиваться на разных уровнях (слабом и продвинутом).

При использовании технологии разноуровневого обучения можно выделить два основных подхода – дифференцированный и личностно-ориентированный.

Использование дифференцированного подхода в обучении английскому языку эффективно в организации ролевых игр. Создание различных педагогических ситуаций открывает возможности, при которых все учащиеся в классе будут вовлечены в процесс обучения и каждый получит возможность высказаться. Основная задача дифференцированного подхода – вызвать заинтересованность, как у сильных, так и слабых учащихся, учитывая их языковую подготовку, жизненный опыт и цели в изучении языка. Кроме того, одним из важных предпосылок для реализации дифференцированного подхода является изучение межличностных взаимоотношений между учащимися для определения состава групп. Эффективность осуществления технологии разноуровневого обучения зависит также от необходимости указать понятные требования к компетенциям так, чтобы конечный результат также соответствовал требованиям государственных программ, предъявляемых к соответствующему уровню в образовании [4, c. 8-9].

Важным условием реализации личностно- ориентированного подхода в обучении является установление доброжелательной эмоциональной атмосферы, использование таких материалов, когда обучающиеся могли бы сами выбирать, что им интересно по форме и подаче материала, так же обсуждать с учащимися в конце урока, что было интересно, а что нет, какой материал хотелось бы рассмотреть на следующем уроке [3, с. 29].

Упражнения с разной степенью сложности для слабых и сильных учащихся требуют использование разных умений и навыков, времени для выполнения заданий. Форма работы может быть как индивидуальной, так и парной и групповой, где обучающиеся с лучшей языковой подготовкой получают более сложные задания, а слабые – посильные для себя. Как показывает практика, с каждым уроком заинтересованность в предмете обучения растет как у членов сильной группы, так и слабых обучающихся.

Методические приемы разноуровнего обучения используются и в обучении коммуникативным навыкам, где перед каждым ставится посильная разноуровневая задача применения речевых навыков в диалогах и полилогах в различных тематических ситуациях. Обучающиеся с интересом выступают в ролевых играх в качестве продавцов и покупателей, билетных кассиров, полицейских, агентов бюро путешествий и гидов, получают страноведческие знания о достопримечательностях и национальных праздниках стран изучаемого языка.

Личностно-ориентированный подход используется учителями и в перевоспитании осужденных. Успешное решение задач по перевоспитанию личности невозможно без самовоспитания, то есть целенаправленной работы осужденных над собой. Поэтому данной проблеме в своей работе необходимо уделять большое внимание и на уроках, и во внеклассных мероприятиях.

При определении системы самовоспитания нужно иметь в виду, что большей части осужденных свойственны эгоистические и паразитические устремления. Другая часть – это совершающие преступления против общественного порядка, им кроме эгоизма свойственно пренебрежение к интересам и мнению коллектива. Значительная часть осужденных совершили преступления против личности, жизни и здоровья граждан. Им свойственны отсутствие способности к состраданию, жестокость.

Большие возможности для «нравственного излечения» дают уроки русского языка и литературы. Ведь это уроки нравственности, добра, веры в человека и его возможности, в его достойное предназначение на земле. На уроках литературы изучение жизни и творчества писателей позволяет сделать работу по самовоспитанию более плодотворной и наглядной. Именно на этих уроках обучающиеся могут найти свой нравственный идеал. А первый шаг на пути к этому – оценки собственных моральных качеств, взглядов, поступков. Прекрасны те произведения, читая которые наши ученики могут осмыслить проблему нравственного выбора, увидеть подлость и трусость со стороны, и оценить, и осудить.

Для развития познавательных интересов и творческих способностей на уроках русского языка при закреплении, повторении изученного используются лингвистические миниатюры, эссе. Новинка в характере подачи материала делает повторение живым и активным. Это повышает творческую активность обучающихся, одновременно заставляя задуматься над теми или иными явлениями языка.

Дополнительная внеурочная работа

Некоторые обучающиеся в классе имели опыт изучения ранее немецкого или французского языков, или совсем не имели опыта в изучении языков. Поэтому с ними нужна более основательная работа и дополнительное время. В качестве дополнительного обучения используем кружковую работу, где есть возможность исправить пробелы в знаниях или начать с нуля изучать английский язык. Многие ребята с удовольствием посещают кружок и даже те, кто уже имеет полное среднее образование, но желают улучшить свою языковую подготовку.

Элективное обучение – возможность для продвинутых ребят получить дополнительное языковое образование.

Без развития интереса к учению не справиться ни с образовательными задачами, ни с воспитательными. Поэтому так важно использовать на уроках новые формы организации обучения, новые приемы.

Текст статьи
  1. Кузовлев В.П., Лапа Н.М. Английский язык, 8-й класс: учебник. М.: Дрофа, 2018. 35 с.
  2. Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике об образовании: современные подходы и интерпретации // Образовательные технологии. 2005. № 1. C. 4.
  3. Личностно-ориентированное образование / И.С. Якиманская. М., 1997. 29 с.
  4. Полат Е.С. Разноуровневое обучение // Иностранные языки. 2001. № 6. C. 8-9.
  5. Современные концепции обучения: традиционный, разноуровневый, профильный, индивидуальный, природосообразный подходы / А.Л. Сиротюк, Ю.С. Думиникэ. М., 2005. С. 54-63.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 7 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября