В старшем подростковом возрасте складывается позиция зрелого человека, появляется чувство взрослости. Подростки активно изучают все нормы и значения, которые создают смысл их самосознания, у них имеются цели, мотивы и запросы к себе и другим, как критерии самооценок и оценок.
Подростковый возраст – это очень болезненный и трудный этап, который включает половое созревание и составление самосознания; поиски смысла «Я», проблема самовыявления (самопознание, саморазвитие, самопринятие...).
Самооценка в пубертатном периоде крайне неустойчива, а самосознание несовершеннолетнего, который переживает расставание с детством – это ощущение нереальности своего «Я», одиночества, непонятности.
Необходимо подчеркнуть, что важную роль в становлении и развитии самосознания несовершеннолетнего играет его ближайшее окружение, особенно – родители и взаимоотношения с ними (интимно-личностное общение, образец для подражания, поддержка, признание и т.д.) [2].
Исследование эмоционально – оценочного компонента у несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, показало, что:
- большая часть несовершеннолетних имеет отрицательное самоотношение, обладающая слабо воплощенной направленностью самоуважения, самопринятия и самоуверенности. Для них характерна неудовлетворенность собственным внешним видом и собственными возможностями, колебание в том, что их персона имеет возможность представлять внимание для находящихся вокруг, вызывать привязанность и влечение;
- такого рода несовершеннолетние, чаще всего, преуменьшают себя, свое «реальное» и «душевное «Я», которое не берется во внимание как достоинство, таким образом с этим часто случается отстранение, отвержение «образа «Я», граничащее с безразличием и потерей каждого понимания к собственному внутреннему миру [4];
- многим несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, характерна отчужденность, эмоциональное безразличие, мысль к самообвинению и самоуничижению, а также наличие внутриличностного инцидента - недоступность согласованности мотивов, желаний и потребностей; разногласие с самим собой, сопровождаемое переживанием ощущения вины и неблагоприятных впечатлений в личный адрес;
- многие несовершеннолетние содержат заниженное неадекватное самомнение и неадекватный уровень притязаний. Неадекватность самомнения связана с негативным самоотношением к себе (большой разрыв среди «Я-желаемым» и «Я-настоящим»), или нехватка интереса к саморазвитию и самоизменению (недовольство собой и нежелание меняться).
Исследование и анализ регулятивного компонента самосознания у несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволил нам сделать следующие выводы:
- для большинства из них свойственна слабая сформированность функциональных и динамических умений саморегуляции, что является показателем отсутствия умения ставить перед собой цель и выбирать способы ее достижения; оценивать полученные результаты и корректировать свое поведение в зависимости от ситуации;
- большей части испытуемых не хватает самоуверенности и решительности, особенно в принятии индивидуальных решений, а также инициативности, проявления активности и творческого поиска в совместной деятельности;
- в 18 случаях из 30 у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, страдает личностно-стилевая сфера умений саморегуляции, что проявляется в трудности перехода от внешнего контроля (воспитатели и учителя) к внутреннему (самоконтроль и рефлексия). Поэтому зачастую им представляется весьма трудным брать на себя ответственность за свои поступки, самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, анализировать и оценивать приобретенные окончательные результаты;
- большой процент допущенных ошибок рефлексии несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является показателем того, что недостаточная сформированность отдельных умений саморегуляции для данной группы имеет место. Следовательно, у большинства из них наблюдается недоразвитость регулятивного компонента самосознания.
Оказание психологической помощи несовершеннолетним, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в центе, возможно посредством специально организованной системы групповых занятий (социально-психологический тренинг), в результате которых [5]:
- можно наблюдать изменения в структуре эмоционально-оценочного компонента самосознания, заключающиеся в появлении потребности в самораскрытии и самопознании, на основе чего постепенно меняется самоотношение, адекватность самооценки и уровня притязаний;
- изменения в сфере саморегуляции характеризуется повышением уровня самоконтроля и уменьшением количества допущенных ошибок рефлексии.
Таким образом, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, чаще всего свойственны такие особенности самосознания, как «отвержение образа себя как личности», тенденция неприятия и самообвинения у большинства из них, недостаточная сформированность отдельных умений саморегуляции, как правило, заниженная самооценка и неадекватный уровень притязаний.