Автор(-ы):
Соловьева Оксана Николаевна
Котенко Валентина Васильевна
14 марта 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются особенности самосознания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и воспитывающихся в центре.
Текст статьи
В старшем подростковом возрасте складывается позиция зрелого человека, появляется чувство взрослости. Подростки активно изучают все нормы и значения, которые создают смысл их самосознания, у них имеются цели, мотивы и запросы к себе и другим, как критерии самооценок и оценок.
Подростковый возраст – это очень болезненный и трудный этап, который включает половое созревание и составление самосознания; поиски смысла «Я», проблема самовыявления (самопознание, саморазвитие, самопринятие...).
Самооценка в пубертатном периоде крайне неустойчива, а самосознание несовершеннолетнего, который переживает расставание с детством – это ощущение нереальности своего «Я», одиночества, непонятности.
Необходимо подчеркнуть, что важную роль в становлении и развитии самосознания несовершеннолетнего играет его ближайшее окружение, особенно – родители и взаимоотношения с ними (интимно-личностное общение, образец для подражания, поддержка, признание и т.д.) [2].
Исследование эмоционально – оценочного компонента у несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, показало, что:
Исследование и анализ регулятивного компонента самосознания у несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволил нам сделать следующие выводы:
Оказание психологической помощи несовершеннолетним, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в центе, возможно посредством специально организованной системы групповых занятий (социально-психологический тренинг), в результате которых [5]:
Таким образом, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, чаще всего свойственны такие особенности самосознания, как «отвержение образа себя как личности», тенденция неприятия и самообвинения у большинства из них, недостаточная сформированность отдельных умений саморегуляции, как правило, заниженная самооценка и неадекватный уровень притязаний.
Список литературы
Поделиться
Соловьева О. Н., Котенко В. В. Формирование самосознания личности несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/5813-formirovanie-samosoznaniya-lichnosti-nesovers