Главная
Конференции
Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты
Формирование самосознания личности несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жиз...

Формирование самосознания личности несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

самосознание
эмоционально-оценочный компонент

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности самосознания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и воспитывающихся в центре.

Текст статьи

В старшем подростковом возрасте складывается позиция зрелого человека, появляется чувство взрослости. Подростки активно изучают все нормы и значения, которые создают смысл их самосознания, у них имеются цели, мотивы и запросы к себе и другим, как критерии самооценок и оценок.

Подростковый возраст – это очень болезненный и трудный этап, который включает половое созревание и составление самосознания; поиски смысла «Я», проблема самовыявления (самопознание, саморазвитие, самопринятие...).

Самооценка в пубертатном периоде крайне неустойчива, а самосознание несовершеннолетнего, который переживает расставание с детством – это ощущение нереальности своего «Я», одиночества, непонятности.

Необходимо подчеркнуть, что важную роль в становлении и развитии самосознания несовершеннолетнего играет его ближайшее окружение, особенно – родители и взаимоотношения с ними (интимно-личностное общение, образец для подражания, поддержка, признание и т.д.) [2].

Исследование эмоционально – оценочного компонента у несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, показало, что:

  • большая часть несовершеннолетних имеет отрицательное самоотношение, обладающая слабо воплощенной направленностью самоуважения, самопринятия и самоуверенности. Для них характерна неудовлетворенность собственным внешним видом и собственными возможностями, колебание в том, что их персона имеет возможность представлять внимание для находящихся вокруг, вызывать привязанность и влечение;
  • такого рода несовершеннолетние, чаще всего, преуменьшают себя, свое «реальное» и «душевное «Я», которое не берется во внимание как достоинство, таким образом с этим часто случается отстранение, отвержение «образа «Я», граничащее с безразличием и потерей каждого понимания к собственному внутреннему миру [4];
  • многим несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, характерна отчужденность, эмоциональное безразличие, мысль к самообвинению и самоуничижению, а также наличие внутриличностного инцидента - недоступность согласованности мотивов, желаний и потребностей; разногласие с самим собой, сопровождаемое переживанием ощущения вины и неблагоприятных впечатлений в личный адрес;
  • многие несовершеннолетние содержат заниженное неадекватное самомнение и неадекватный уровень притязаний. Неадекватность самомнения связана с негативным самоотношением к себе (большой разрыв среди «Я-желаемым» и «Я-настоящим»), или нехватка интереса к саморазвитию и самоизменению (недовольство собой и нежелание меняться).

Исследование и анализ регулятивного компонента самосознания у несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволил нам сделать следующие выводы:

  • для большинства из них свойственна слабая сформированность функциональных и динамических умений саморегуляции, что является показателем отсутствия умения ставить перед собой цель и выбирать способы ее достижения; оценивать полученные результаты и корректировать свое поведение в зависимости от ситуации;
  • большей части испытуемых не хватает самоуверенности и решительности, особенно в принятии индивидуальных решений, а также инициативности, проявления активности и творческого поиска в совместной деятельности;
  • в 18 случаях из 30 у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, страдает личностно-стилевая сфера умений саморегуляции, что проявляется в трудности перехода от внешнего контроля (воспитатели и учителя) к внутреннему (самоконтроль и рефлексия). Поэтому зачастую им представляется весьма трудным брать на себя ответственность за свои поступки, самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, анализировать и оценивать приобретенные окончательные результаты;
  • большой процент допущенных ошибок рефлексии несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является показателем того, что недостаточная сформированность отдельных умений саморегуляции для данной группы имеет место. Следовательно, у большинства из них наблюдается недоразвитость регулятивного компонента самосознания.

Оказание психологической помощи несовершеннолетним, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в центе, возможно посредством специально организованной системы групповых занятий (социально-психологический тренинг), в результате которых [5]:

  • можно наблюдать изменения в структуре эмоционально-оценочного компонента самосознания, заключающиеся в появлении потребности в самораскрытии и самопознании, на основе чего постепенно меняется самоотношение, адекватность самооценки и уровня притязаний;
  • изменения в сфере саморегуляции характеризуется повышением уровня самоконтроля и уменьшением количества допущенных ошибок рефлексии.

Таким образом, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, чаще всего свойственны такие особенности самосознания, как «отвержение образа себя как личности», тенденция неприятия и самообвинения у большинства из них, недостаточная сформированность отдельных умений саморегуляции, как правило, заниженная самооценка и неадекватный уровень притязаний.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Социальная психология детства / Г.С. Абрамова. - М.,2019.
  2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 2010.
  3. Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. - М.: Издательство МГУ, 2004.
  4. Божович Л.И. Психология формирования личности / Л.И. Божович. -М., 2000.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.,Т. 3,4
  6. Джемс У. Психология / У. Джеймс. - М., 2002.
  7. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 2000.
  8. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина // Вопросы психологии. - 2003. - №3.
  9. Лэнг Р. Расколотое «Я» / Р. Лэнг. - М., 2005.
  10. Мухина B.C. Лишенные родительского попечительства / B.C. Мухина. – М., 2005.
  11. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М.: Смысл. 2005.

Поделиться

602

Соловьева О. Н., Котенко В. В. Формирование самосознания личности несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/5813-formirovanie-samosoznaniya-lichnosti-nesovers

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря