Актуальность формирования экологической культуры возрастает все больше в связи с тем, что из-за низкого уровня экологической грамотности и нецелесообразного поведения общества по отношению к природе появляются непомерные экологические проблемы.
Экскурсия представляет собой такую форму организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, а также формируя экологическую культуру, другими словами «природа изучается в природе». Отличительные особенности экскурсии: быстрое усвоение знаний учащимися посредством передвижения в пространстве; экскурсионность объекта; способ синтетического изучения мира в большей степени посредством анализа; способ предметного изучения; эмоциональность [1, с.174-175].
Целью экологических экскурсий является расширение естественнонаучных знаний, а также формирование экологической культуры младшего школьника.
Задачи экологической экскурсии: знакомство с растениями своего края, обсуждение возможности использования растений в жизнедеятельности человека; знакомство с недрами Земли, полезными ископаемыми; анализ взаимоотношений царств природы; оценка экологического состояния своего региона и т.п. [1, с.160].
Экологические экскурсии предоставляют возможность младшим школьникам в естественной обстановке знакомиться с объектами и явлениями природы, с изменениями погоды, с деятельностью человека и природы; позволяют самостоятельно анализировать и делать выводы по поведению человека в природе, по экологическому состоянию родного края.
Методические особенности проведения экскурсии:
Выделяют общие требования к проведению любого вида экскурсий в рамках предмета окружающий мир:
- Тема экскурсии должна быть сопоставлена с программой и включена в учебный план
- Тема экскурсии должна быть связана с материалом, изучаемым на предыдущих уроках.
- Присутствие плана проведения экскурсии и его соблюдение в процессе.
- Каждый ученик должен быть задействован в работу.
- Информация, предлагаемая детям должен опираться и соответствовать их знаниям.
- Учителю стоит зацикливать внимание детей на нужном объекте, опираясь на возрастные особенности детей.
- Рационально рассчитать время во избежание перегруза.
- Обязательно провести работу по закреплению материала экскурсии на последующих уроках [1, с.179].
Экологические экскурсии в природу решают не только образовательные задачи, но и настоящие экологические проблемы, например выполнение полезной работы, которая направлена на нахождение нарушений в природе, сюда относятся ее загрязнение, состояние растительного покрова и др.
При подготовке экологической экскурсии учителю следует выбрать тему, определить цели и задачи экскурсии, отобрать экскурсионные объекты, самостоятельно обойти маршрут в целях безопасности, выбрать методические приемы, создать технологическую карту экскурсии с подробным маршрутом, создать контрольные вопросы к экскурсии, получить заключения о вопросах и технологической карты и утвердить ее.
Продолжительность экскурсии не должна превышать 40 минут. Важно учитывать особенности рельефа, а также разработать несколько маршрутов.
При выборе объектов экскурсии следует выделить те природные объекты, которые больше всего связаны с темой экскурсии. Причем выбранный объект должен быть доступным для осмотра, изучения, наблюдения, а также быть доступным по местонахождению.
В природной среде объектами могут выступать леса, озера, реки, восход и заход солнца и т.д. При отборе объектов следует обратить внимание на такие качества как уникальность или типичность для природы данного края, познавательная и воспитательная ценность, место расположения и взаимодействия. Показ объектов на экскурсии должен быть последовательным и логичным. Необходимо показывать связь каждого последующего объекта с предыдущим.
Маршрут строится по принципу от одного объекта к другому.
Информационный материал варьируется от времени года [3, с.134].
Структура экологической экскурсии определяется в зависимости от поставленных целей, а также от времени года. Для каждого этапа экскурсии выделяется определенное время.
Коллективное наблюдение является основной частью экологической экскурсии. Учитель оказывает помощь детям в осознании характерных признаков рассматриваемых объектов и явлениях, а также дополняет высказывания и наблюдения детей своим рассказом и пояснением. Главное внимание в наблюдении уделяется вопросам и заданиям учителя, которые заставляют учеников сравнивать предмет, рассматривать, устанавливать связи между явлениями природы. Но при даче задания следует ограничить его количеством с целью сосредоточения внимания учеников исключительно на определенных объектах и для решения задач формирования экологической культуры [3, с.135].
Экологическая экскурсия должна начинаться со вступления учителя, которое делается на отправной точке маршрута. При приходе на место, учитель должен определить место расположения группы, место расстановки меняется в зависимости от погодных условий и времени суток. Экскурсионная группа должна стоять в зоне видимости объекта, группы и самого учителя. Самое удобное расположение – полукругом.
Рассказ на экскурсии носит адресный характер, другими словами начинается с показа каждого объекта. Начинать рассказ учителю следует только после того, как он убедится, что все ученики его видят и слышат. Учитель должен четко понимать, к какому объекту или его детали относится данный рассказ.
В рассказе на экскурсии чаще всего используют такие методические приемы как описание или характеристика и объяснение по причине того, что благодаря данным приемам можно увидеть связи между рассматриваемыми объектами.
Также в экологические экскурсии следует включать посещение различных музеев, таких как геологические, минеральные, а также посещение планетариев, питомников, зоопарка и т.д., в зависимости от возможностей в данном районе. [2, с.134].
Экологическая экскурсия достаточно эффективная и комплексная форма формирования экологической культуры. Использование экологической экскурсии в учебной деятельности является действенным способом формирования экологической культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что экологическая экскурсия выполняет важную цель, расширяет кругозор младшего школьника и способствует повышению уровня сформированности экологической культуры. Экологическая экскурсия дает возможность младшему школьнику самостоятельно анализировать и делать выводы по поведению человека в природе, это важная составляющая формирования экологической культуры.