Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Экологическая экскурсия как средство формирования экологической культуры младших...

Экологическая экскурсия как средство формирования экологической культуры младших школьников

Автор(-ы):

Изъюрова Анастасия Ильинична

14 марта 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

экология
культура
экологическая культура
экологическая экскурсия
формирование экологической культуры

Аннотация статьи

Реалии экологического состояния, как России, так и всей планеты в целом, повышают важность благоразумного переосмысления мировоззренческой тактики, которая содействовала бы разумному управлению взаимоотношений общества и природы при помощи повышения уровня экологической культуры.

Текст статьи

Актуальность формирования экологической культуры возрастает все больше в связи с тем, что из-за низкого уровня экологической грамотности и нецелесообразного поведения общества по отношению к природе появляются непомерные экологические проблемы.

Экскурсия представляет собой такую форму организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, а также формируя экологическую культуру, другими словами «природа изучается в природе». Отличительные особенности экскурсии: быстрое усвоение знаний учащимися посредством передвижения в пространстве; экскурсионность объекта; способ синтетического изучения мира в большей степени посредством анализа; способ предметного изучения; эмоциональность [1, с.174-175].

Целью экологических экскурсий является расширение естественнонаучных знаний, а также формирование экологической культуры младшего школьника.

Задачи экологической экскурсии: знакомство с растениями своего края, обсуждение возможности использования растений в жизнедеятельности человека; знакомство с недрами Земли, полезными ископаемыми; анализ взаимоотношений царств природы; оценка экологического состояния своего региона и т.п. [1, с.160].

Экологические экскурсии предоставляют возможность младшим школьникам в естественной обстановке знакомиться с объектами и явлениями природы, с изменениями погоды, с деятельностью человека и природы; позволяют самостоятельно анализировать и делать выводы по поведению человека в природе, по экологическому состоянию родного края.

Методические особенности проведения экскурсии:

Выделяют общие требования к проведению любого вида экскурсий в рамках предмета окружающий мир:

  1. Тема экскурсии должна быть сопоставлена с программой и включена в учебный план
  2. Тема экскурсии должна быть связана с материалом, изучаемым на предыдущих уроках.
  3. Присутствие плана проведения экскурсии и его соблюдение в процессе.
  4. Каждый ученик должен быть задействован в работу.
  5. Информация, предлагаемая детям должен опираться и соответствовать их знаниям.
  6. Учителю стоит зацикливать внимание детей на нужном объекте, опираясь на возрастные особенности детей.
  7. Рационально рассчитать время во избежание перегруза.
  8. Обязательно провести работу по закреплению материала экскурсии на последующих уроках [1, с.179].

Экологические экскурсии в природу решают не только образовательные задачи, но и настоящие экологические проблемы, например выполнение полезной работы, которая направлена на нахождение нарушений в природе, сюда относятся ее загрязнение, состояние растительного покрова и др.

При подготовке экологической экскурсии учителю следует выбрать тему, определить цели и задачи экскурсии, отобрать экскурсионные объекты, самостоятельно обойти маршрут в целях безопасности, выбрать методические приемы, создать технологическую карту экскурсии с подробным маршрутом, создать контрольные вопросы к экскурсии, получить заключения о вопросах и технологической карты и утвердить ее.

Продолжительность экскурсии не должна превышать 40 минут. Важно учитывать особенности рельефа, а также разработать несколько маршрутов.

При выборе объектов экскурсии следует выделить те природные объекты, которые больше всего связаны с темой экскурсии. Причем выбранный объект должен быть доступным для осмотра, изучения, наблюдения, а также быть доступным по местонахождению.

В природной среде объектами могут выступать леса, озера, реки, восход и заход солнца и т.д. При отборе объектов следует обратить внимание на такие качества как уникальность или типичность для природы данного края, познавательная и воспитательная ценность, место расположения и взаимодействия. Показ объектов на экскурсии должен быть последовательным и логичным. Необходимо показывать связь каждого последующего объекта с предыдущим.

Маршрут строится по принципу от одного объекта к другому.

Информационный материал варьируется от времени года [3, с.134].

Структура экологической экскурсии определяется в зависимости от поставленных целей, а также от времени года. Для каждого этапа экскурсии выделяется определенное время.

Коллективное наблюдение является основной частью экологической экскурсии. Учитель оказывает помощь детям в осознании характерных признаков рассматриваемых объектов и явлениях, а также дополняет высказывания и наблюдения детей своим рассказом и пояснением. Главное внимание в наблюдении уделяется вопросам и заданиям учителя, которые заставляют учеников сравнивать предмет, рассматривать, устанавливать связи между явлениями природы. Но при даче задания следует ограничить его количеством с целью сосредоточения внимания учеников исключительно на определенных объектах и для решения задач формирования экологической культуры [3, с.135].

Экологическая экскурсия должна начинаться со вступления учителя, которое делается на отправной точке маршрута. При приходе на место, учитель должен определить место расположения группы, место расстановки меняется в зависимости от погодных условий и времени суток. Экскурсионная группа должна стоять в зоне видимости объекта, группы и самого учителя. Самое удобное расположение – полукругом.

Рассказ на экскурсии носит адресный характер, другими словами начинается с показа каждого объекта. Начинать рассказ учителю следует только после того, как он убедится, что все ученики его видят и слышат. Учитель должен четко понимать, к какому объекту или его детали относится данный рассказ.

В рассказе на экскурсии чаще всего используют такие методические приемы как описание или характеристика и объяснение по причине того, что благодаря данным приемам можно увидеть связи между рассматриваемыми объектами.

Также в экологические экскурсии следует включать посещение различных музеев, таких как геологические, минеральные, а также посещение планетариев, питомников, зоопарка и т.д., в зависимости от возможностей в данном районе. [2, с.134].

Экологическая экскурсия достаточно эффективная и комплексная форма формирования экологической культуры. Использование экологической экскурсии в учебной деятельности является действенным способом формирования экологической культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что экологическая экскурсия выполняет важную цель, расширяет кругозор младшего школьника и способствует повышению уровня сформированности экологической культуры. Экологическая экскурсия дает возможность младшему школьнику самостоятельно анализировать и делать выводы по поведению человека в природе, это важная составляющая формирования экологической культуры.

Список литературы

  1. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 496 с.
  2. Савина Н.Н. Экскурсоведение [Текст] / Н.Н. Савина. – М.: БГЭУ., 2009. – 256 с.
  3. Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности [Текст] / Н.М. Хуусконен, Т.М. Глушанок. – 2-е изд. –М.: Герда, 2008. – 208 с.

Поделиться

821

Изъюрова А. И. Экологическая экскурсия как средство формирования экологической культуры младших школьников // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.II.С. 42-44. URL: https://apni.ru/article/5814-ekologicheskaya-ekskursiya-kak-sredstvo-formi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня