Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Проблематика развития территориального общественного самоуправления в России

Проблематика развития территориального общественного самоуправления в России

Автор(-ы):

Сихварт Наталья Андреевна

14 марта 2023

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

территориально-общественное самоуправление
подходы к развитию ТОС
проблемы развития ТОС
перспективы развития
предложения по улучшению работы
ТОС
стратегия развития ТОС до 2030г.

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные аспекты развития территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) в России начала 20-х годов 21 века. Приводится анализ итогов развития ТОС в России в начале 21 века, а также оценка текущего состояния и перспектив развития территориального общественного самоуправления. Особое внимание уделяется правовой основе функционирования ТОС, а также взаимодействию местных сообществ и ТОС. В статье также описываются международные подходы к формированию ТОС, его развитию в России, с учетом стратегии развития в Российской Федерации, в частности, с выделением проблем и предложений по улучшению работы системы ТОС в России.

Текст статьи

Актуальность изучения проблем территориально общественного самоуправления прежде всего, исходит из необходимости повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и обеспечения гражданского участия в принятии решений по вопросам местного значения. Создание комфортных условий проживания населения влечёт за собой проявление социальной активности, побуждает к реализации собственных инициатив. Кроме того, изучение активности ТОС позволяет выявлять недостатки в работе органов местного самоуправления и разрабатывать меры по их устранению, а также способы повышения гражданской активности и участия в управлении своими территориями. ТОС представлено самостоятельным институтом в местном самоуправлении, тогда как местное самоуправление – не что иное, как олицетворение формы народовластия, которое способствует осуществлению прав самими гражданами и призвано содействовать им в реализации своих прав и свобод. Сегодня роль органов местного самоуправления прежде всего состоит в том, чтобы осуществлять полномочия органов регулирования в решении вопросов местного значения, а уж потом выявлять проблемы развития локальных территорий и предоставлять местным сообществам право участия в их решении.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по осуществлению собственных инициатив, связанных с вопросами местного значения. Основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления являются принципы самостоятельности и ответственности жителей и органов ТОС [1].

Многими представителями местного самоуправления неоднократно высказывались утверждения, что ТОС не имеют права контролировать деятельность органов местного самоуправления, хотя в Федеральном законе №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», в частности в статье 27 четко указано, что ТОС вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов, соответственно и принимать активное участие в работе органов местного самоуправления. [3]. Кроме данного федерального закона имеется еще ряд нормативно-правовых актов, указывающих на то, что ТОС являются полноценными участниками местного самоуправления, к ним относят:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Местные нормативные акты: уставы муниципальных образований, положения представительных органов местного самоуправления и т.д.

Таким образом, на сегодня законодатель определил, что ТОС – это «самоорганизация граждан по мету их места жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Местное самоуправление и ТОС являются важными элементами системы гражданского участия в управлении территориями. В современной России, особенно после реформы местного самоуправления в 2014 году, местное самоуправление и ТОС получили больше полномочий и возможностей для взаимодействия.

Одной из особенностей местного самоуправления в современной России является его более высокая степень организационной и финансовой автономии. Вместе с тем органы местного самоуправления все еще зависят от финансовой поддержки со стороны вышестоящих уровней власти.

Местное сообщество и территориальное общественное самоуправление (ТОС) могут взаимодействовать на многих уровнях и в различных формах. Взаимодействие может происходить на уровне оказания услуг местным жителям, организации мероприятий и культурных мероприятий, участия в общественных инициативах и проектах, а также в общественном контроле за деятельностью местных органов власти.

Взаимодействие местного самоуправления и ТОС также становится более интенсивным и разнообразным. Местные власти все чаще привлекают ТОС к участию в разработке и реализации проектов и программ, проводят консультации и обучающие семинары для представителей ТОС. Также существуют определенные формы сотрудничества, такие как заключение договоров между муниципалитетами и ТОС, создание совместных органов управления и т.д.

Однако, несмотря на улучшение условий и возможностей для сотрудничества между местным самоуправлением и ТОС, все еще существуют проблемы, связанные с отсутствием доверия между сторонами, недостаточной финансовой поддержкой со стороны муниципалитетов, а также сложностями в организации работы с населением, не принимающим активного участия в жизни ТОС.

Взаимодействие местного сообщества и ТОС имеет важное значение для развития местной и общественной инфраструктуры, решения социально-экономических и экологических проблем, а также для повышения уровня жизни и благополучия местных жителей. Оно также способствует формированию гражданского общества и демократической культуры в обществе.

На практике это часто проявляется, когда органы ТОС ставятся в иерархическую зависимость от органов местного самоуправления. Еще более распространенным случаем является использование финансовых инструментов влияния на территориальное общественное самоуправление. Поэтому органы ТОС часто опасаются администрирования, возникновения отношений подчинения местным администрациям, поскольку это противоречит самой сущности территориального общественного самоуправления.

ТОС в России является отдельной властью, которую побаиваются органы местного самоуправления. Иногда они вынуждены выполнять функции органов местного самоуправления, из-за чего возникают организационные и финансовые конфликты.

Если говорить о перспективах развития ТОС в России, то в данном случае исследователи поделились на два течения, выражающих противоположные подходы. Первая группа социологов, например, С.С. Тирова [2] убеждены, что полномочия ТОС необходимо расширить, чтобы исключить трения с муниципальными органами власти. Расширение полномочий в деятельности ТОС позволит: оценивать реальную деятельность органов местного самоуправления, а заслушивать годовые отчеты глав администраций; позволит привлекать большие массы общественности к имеющимся проблемам; позволит жителям принимать те решения, которые действительно повысят качество их жизни. В этом случае работа органов местного самоуправления уже не будет проводиться для «галочки» – будет функционировать хороший общественный контроль.

Вторая группа социологов-общественников, такие как П.М. Маркин [2], считают, что деятельность ТОС вообще не нуждается ни в какой регламентации, кроме принятых коллективных решений. То есть в этом случае за справедливое решение принимается мнение большинства граждан. Данная позиция уже основана на существовании общественной силы как общественного контроля. Регламентация и расширение функций ТОС по мнению данной группы ученых существенно ограничит существующие на данный момент возможности ТОС.

Единственное в чем мнения ученых сошлись – это то, чтобы ТОС полноценно развивались в России необходимо формировать социальную активность и сознательность граждан, а также инструменты взаимодействия с ТОС с другими социальными институтами в сфере ЖКХ. Один из таких инструментов – социальное партнерство уже начало развиваться во многих социальных сферах, возможно какие-то модели появятся и в сфере ТОС в ближайшее время [3].

Решение этих проблем может помочь улучшить развитие ТОС в России и повысить уровень участия граждан в самоуправлении на местном уровне.

Сегодня ТОС играют важную роль в управлении территориями России, они могут принимать решения по вопросам благоустройства, охраны окружающей среды, организации социальной защиты населения и т.д. Однако как уже упоминалось, у ТОС есть и ряд проблем.

Список литературы

  1. Марков П.Н. «Система территориального общественного самоуправления в европейских странах» Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, № 4 (130), 2020, С. 212.
  2. Тирова С.С. Технология взаимодействия органов власти с общественностью / С.С. Тирова // Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2018. – С. 130-132.
  3. Шагалов И.Л. Территориальное общественное самоуправление: предпосылки, функции, оценка / И.Л. Шагалов, А.Ю. Рубин // Вопросы экономики. – 2019. – № 5. – С. 103-121.

Поделиться

462

Сихварт Н. А. Проблематика развития территориального общественного самоуправления в России // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.I.С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/5816-problematika-razvitiya-territorialnogo

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня