Главная
Конференции
Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты
Организация финансового учета и контроля безналичных расчетов финансовыми служба...

Организация финансового учета и контроля безналичных расчетов финансовыми службами правоохранительных органов

Автор(-ы):

Цыбизова Виктория Валерьевна

14 марта 2023

Научный руководитель

Солодова Светлана Викторовна

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

финансовый учет
контроль
бухгалтерский учет
безналичные расчеты
финансовые службы правоохранительных органов

Аннотация статьи

В работе автором рассматриваются особенности организации учета и контроля безналичных расчетов в финансовых службах правоохранительных органов. Автором исследуются особенности учета безналичных расчетов и их специфику в финансовых службах правоохранительных органов, затрагиваются вопросы современного состояния и перспектив модернизации порядка финансового учета безналичных расчетов в финансовых службах правоохранительных органов.

Текст статьи

В настоящее время безналичные расчеты являются частью финансовой системы практически любой организации. Фактически, это перевод средств между счетами, взаимозачет различного рода требований. Наличные деньги в транзакциях не используются. Безналичными расчетами пользуются все без исключения организации, в том числе и правоохранительные органы, которые относятся к казенным учреждениям. В перечень правоохранительных органов входят Прокуратура Российской Федерации, Министерство внутренних дел России, ФСНП России, ФСБ России, воинские части, организации и учреждения Министерства обороны России (Инструкция № 95н).

Согласно пункту 22 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ, главные распорядители средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между этими учреждениями с учетом размера доходов от приносящей доход деятельности, осуществляемые этими учреждениями, зачисляются в соответствующий бюджет системы Российской Федерации.

В свою очередь, казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать ссуды (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты государственному учреждению не предоставляются. Если лимиты финансовых обязательств, предъявленных государственному учреждению для исполнения его денежных обязательств, недостаточны, государственный орган (госорган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий полномочия главного распорядителя финансовых ресурсов, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, несет ответственность за такие обязательства от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно учреждение. Казенное учреждение на основании контракта (соглашения) вправе передать другой организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности (статья 161 БК РФ).

Для учета правоохранительными органами денежных средств в российской и иностранной валютах, полученных на временное хранение и подлежащих возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке, на балансовом счете 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций» открываются соответствующие счета.

Для учета этих средств правоохранительные органы открывают либо лицевой счет для учета операций со средствами, поступившими во временное распоряжение, в территориальном органе Федерального казначейства, либо расчетный счет в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при их отсутствии – в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации. Российской Федерации или кредитных организаций.

При открытии текущих счетов для учета денежных средств, переданных во временное распоряжение правоохранительных органов, учреждения Центрального банка Российской Федерации (Сбербанк России или другие кредитные организации) руководствуются Инструкцией № 95н. Настоящая Инструкция регулирует порядок зачисления и выдачи денежных средств, полученных во временное распоряжение, как в рублях, так и в иностранной валюте. При этом, независимо от валюты, в которой были получены средства, они зачисляются на текущие счета согласно учету средств, поступивших во временное распоряжение правоохранительных органов, балансовый счет 40302 «Средства, поступившие во временное распоряжение бюджетных организаций». Этот счет учитывает [2]:

  • денежные средства в рублях и иностранной валюте, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), которые могут быть взысканы в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора о конфискации имущества;
  • суммы залога, выплачиваемые обвиняемым (подозреваемым) с одобрения прокурора.

Текущие счета для учета денежных средств, переданных во временное распоряжение правоохранительных органов, открываются в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами, органам, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлено право проводить дознание и предварительное следствие и налагать административный арест на имущество. В частности, основным нормативным документом, регулирующим открытие этих текущих счетов, является Порядок открытия и ведения лицевых счетов.

Правила получения иностранной валюты и списания ее с текущего счета для учета средств, находящихся во временном распоряжении правоохранительных органов в иностранной валюте, такие же как и для средств, находящихся во временном распоряжении в валюте Российской Федерации.

В частности, списание иностранной валюты с текущих счетов для учета средств, переданных во временное распоряжение правоохранительных органов в иностранной валюте, осуществляется управляющими счетами в порядке безналичных расчетов только в соответствии с приговором (определением) суда или решением следователем, прокурором в доход федерального бюджета или при возврате денежных средств законным владельцам [1].

Возврат иностранной валюты владельцу осуществляется в случаях, когда уголовное дело прекращено или не вынесено судебное решение о конфискации. Процедура возврата аналогична процедуре, описанной в разделе о текущем счете для средств в валюте Российской Федерации. Разница лишь в том, что лицо, которому возвращаются средства, должно сообщить правоохранительному органу реквизиты своего валютного счета.

Как определено в пункте 27 Инструкции № 95н, претензии, предъявленные правоохранительным органам, не могут распространяться на средства, переданные во временное распоряжение правоохранительных органов и хранящиеся на счетах, открытых на балансовом счете 40302. Поскольку средства, учитываемые на этих счетах, не принадлежат правоохранительному органу, в случаях, когда судебные приставы предъявляют исполнительный документ на указанный счет, должником по которому является сам правоохранительный орган – владелец счета, этот исполнительный документ подлежит возврату на основании пункта 27 Инструкции № 95н. Судебные власти также поддерживают это мнение.

Как определено в пункте 16 Порядка открытия и ведения лицевых счетов, в случае открытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном владении, бюджетное учреждение представляет в Федеральное казначейство следующие документы [3]:

  • заявление об открытии лицевого счета в соответствии с Приложением 1 к Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2002 № 142н (далее – Инструкция № 142н);
  • карточка образцов подписей, заверенная подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации вышестоящей организации или нотариально заверенная согласно Приложению 2 к Инструкции № 142н.

После рассмотрения указанных документов для открытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном владении, на заявлении делается разрешительная надпись руководителя и главного бухгалтера (лиц, их заменяющих) органа Федерального казначейства.

Операции со средствами, находящимися во временном распоряжении клиента, отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, осуществляемых по методу начисления с начала финансового года. Как определено в пункте 20 Порядка открытия и ведения лицевых счетов, на лицевом счете отражается следующее [2]:

  • остаток денежных средств, поступивших во временное распоряжение на начало текущего финансового года;
  • сумма средств, полученных для временного распоряжения в течение текущего финансового года;
  • сумма денежных средств, переведенных в текущем году, полученных во временное распоряжение;
  • остаток средств, полученных во временное распоряжение на отчетную дату [4].

Инструкция № 25н не содержит отдельных положений об учете этих средств в правоохранительных органах. Для учета средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение правоохранительных органов, используется счет 3 201 02 000 «Средства учреждения во временном распоряжении».

Операции с движением денежных средств регистрируются в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, прилагаемых к выпискам по счету. Расчеты по средствам, находящимся во временном владении, в соответствии с Инструкцией № 25н, относятся к прочим расчетам с кредиторами.

Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по таким средствам отражается на счете 3 304 01 000 «Расчеты со средствами, полученными во временное распоряжение». Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется в мультиграфической карточке для каждого получателя в разрезе видов поступлений и направлений использования средств.

В бухгалтерском учете операции со средствами, изъятыми в ходе расследования, отражаются кодом «3» – операции со средствами, находящимися во временном владении, следующие записи:

  • Зачисление сумм принудительного изъятия на счета для учета средств, полученных органами предварительного следствия и дознания во временное распоряжение.
  • Дебет счета 3 201 02 510 «Поступление денежных средств во временное распоряжение учреждения».
  • Кредит счета 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

Возврат денежных средств законным владельцам:

  • Дебет счета 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».
  • Кредит счета 3 201 02 610 «Выбытия денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение».

Финансовый контроль в правоохранительных органах выражается в общем контроле, который является частью государственного контроля в целом и представляет собой деятельность уполномоченных организаций, созданных нормами права для проверки законности, целесообразности и эффективности действий в сфере правоохранительных органов [3].

Объектом финансового контроля является не только финансовая сфера деятельности правоохранительных органов и финансовый процесс, но и сам процесс его финансово-хозяйственной деятельности.

Предметом финансового контроля в правоохранительных органах является бухгалтерский учет и отчетность. Финансовый контроль в системе властных структур России подразделяется на:

  • государственный контроль, осуществляемый государственными органами;
  • ведомственный контроль.

Осуществляется в правоохранительных министерствах и ведомствах в рамках работы контрольно-ревизионных подразделений, находящихся под контролем Министерства финансов Российской Федерации; внутренний контроль. Это осуществляется руководителем и финансовой службой хозяйствующего субъекта. Финансовый мониторинг является неотъемлемой частью финансового контроля. Финансовый мониторинг – это комплекс мер по анализу информации о финансовых операциях, а также мер по проверке такой информации в соответствии с законодательством. Функционирование финансового контроля и финансового мониторинга основано на общих организационных и правовых принципах. Главным из них следует считать принцип независимости, объективности, компетентности органов финансового контроля.

Как и в случае с финансовым контролем, при осуществлении деятельности в области финансового мониторинга также можно условно выделить предварительный, текущий и последующий финансовый мониторинг.

Предварительный финансовый мониторинг осуществляется на этапе сбора и проверки информации о состоянии финансовой (экономической) системы [2].

Текущий финансовый мониторинг проводится при выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций. Последующий финансовый мониторинг направлен на перепроверку (дополнительную проверку) транзакций, с целью выявления нарушений, которые не были обнаружены на этапе текущего финансового мониторинга. Такое правовое и экономическое явление, как финансовый мониторинг, в российском государстве появилось относительно недавно. Важность рассмотрения данного вопроса объясняется тем, что определение отраслевого содержания общественных отношений в сфере финансового мониторинга должно обеспечивать согласованность различных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу деятельности с точки зрения субъект-объектных отношений, их содержания и назначения [3].

Основными задачами финансового мониторинга являются: сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для проведения такого мониторинга важную роль играют нормы финансового права, которые регулируют финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по накоплению, перераспределению и использованию средств фондов.

В настоящее время основной проблемой финансового контроля, как в масштабах государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов, является отсутствие законодательного акта по вопросам государственного финансового контроля, поскольку для эффективного финансового контроля требуется набор юридически регламентированных условий. Рассматривая механизм функционирования финансового контроля, необходимо также изучить вопрос установления ответственности получателей средств за конкретные нарушения в сфере их освоения, а также основные вопросы материальной ответственности военнослужащих, поскольку суть финансового мониторинга определяется деятельностью операции по мониторингу для выявления незаконной деятельности [5].

В данном случае финансовый контроль не оказывает контролирующего воздействия на операции, являющиеся объектом финансового мониторинга, поскольку результатом этой деятельности является лишь сбор и анализ информации, а не ее документальная и фактическая проверка, принятие окончательного решения о причастности данной операции к противоправной деятельности и привлечение ее участников к юридической ответственности.

Список литературы

  1. Акатьева М. Д. Представление бухгалтерской отчетности за 2019 г. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2019. – № 5. – С. 2-7.
  2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник для СПО / А. В. Глущенко, С. В. Солодова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 347 с.
  3. Дружиловская Т. Ю., Коршунова Т. Н. Новации в нормативном регулировании учетной политики и их значение для деятельности организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2019. – № 1. – С. 2-10.
  4. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С., Маслова Т. С. Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях // Международный бухгалтерский учет. –2016. – № 23. – С. 2-18; Бухгалтер и закон. – 2017. – № 3. – С. 13-2
  5. Турищева Т. Б. Об особенностях организации бухгалтерского учета и контроля в автономных образовательных учреждениях в условиях реформирования // Аудитор. – 2016. – № 6. – С. 28-37.
  6. Шешукова Т. Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – № 3-4. – С. 149-158.

Поделиться

284

Цыбизова В. В. Организация финансового учета и контроля безналичных расчетов финансовыми службами правоохранительных органов // Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 мар. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 51-57. URL: https://apni.ru/article/5818-organizatsiya-finansovogo-ucheta-i-kontrolya

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая