Главная
Конференции
Научное знание как фактор общественного развития
Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профориентация
профессии
игра
детство

Аннотация статьи

В статье раскрыты пути использования технологии через формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста с целью повышения уровня развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Мы считаем, что ранняя профориентация у детей является одной из важных и эффективных решений данной задачи. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития. Ознакомление детей с трудом взрослых – это важное социально-эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, обогащения словарного запаса

Таким образом, значимость работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

И конечно дошкольный период у детей формируются общие компоненты трудовых действий (умение планировать, осуществлять запланированные действия, программировать результаты своей работы). При осуществлении работы по приобщению детей к реалиям взрослого мира профориентация способствует накоплению социального опыта, дает представления о взаимодействии в мире взрослых, а также учит сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Детство! Пора мечтаний и грез, когда мечту можно воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – космонавт или даже президент…

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, в связи с дошкольным возрастом рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. И начинать эту работу нужно с детского сада. Ребенок 5-7 лет уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной сфере. В детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний о той области которой он интересуется

В рамках преемственности по профориентации детский сад является начальной ступенькой в единой системе образования. Дошкольное учреждение – первый проводник в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и огромным выбором профессий. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются все психические процессы. Игра является сценой для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается основа для новой ведущей деятельности – учебной.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений, знаний и умений. Уже в раннем детстве в игре ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему выбору общаться со сверстниками, выбирать и использовать разные предметы, преодолевать трудности.

В современных реалиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует его ум и волю, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма.

Используемые в работе методы показа и наблюдения за трудом взрослых эффективны, но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения. Поэтому возникает необходимость в разработке системы дидактических игр по формированию первичных представлений о труде взрослых.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательное-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила игры.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами, знакомиться с ними. Это такие игры как «Предмет – материал, из которого он сделан", "Профессия - результат", «Узнай профессию».

Наиболее трудны для восприятия детей словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Обозначь профессии", «Угадайте, кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда». В игре «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда» детям предлагается назвать профессии людей, которые работают – с техникой: водитель, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель такси, с людьми: учитель, врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, полицейский, артист и т.д. – с бумагами: чертежами, документами, книгами (экономист, инженер, бухгалтер, секретарь и др.) – животными: ветеринар, дрессировщик, кинолог) – с растениями: флорист, ландшафтный дизайнер, биолог.

В игре "Кто больше назовет предметов", детей учат систематизировать предметы как результаты труда по месту их производства

Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его маркер. Это такие игры как "Атрибут – профессия", ""Чья идея?", "Женские – мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости). Дидактические игры органично находят свое место в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Формы организации детей во время дидактических игр разные. Особое внимание в образовательном процессе уделяется дидактической игре как самостоятельной игровой деятельности. Она проводится лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Поэтому важно своевременно заботиться об усложнении игр, и вариативности. Если у ребят снижается интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, но участие воспитателя носит косвенный характер.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр. Такие игры, как "Интеллектуальные машины", "Кому, что нужно для работы", вызывают не поддельный интерес, у ребят появляется желание играть в строителей, водителей, работников супермаркета и т.д. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы мы используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей.

Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, креатив. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить удовлетворение и радость.

Мы выбрали тему по самообразованию, так как она актуальна и имеет значение в жизни наших воспитанников. Работа по профориентации детей предполагает тесное общение с детьми и родителями, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Список литературы

  1. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  2. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых / В.Логинова, Л.Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10. - С.56-63.
  3. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. - 1978.-№10.- С. 64-69.
  4. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
  5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.
  6. Пасечникова Т.В., Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие – Самара : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
  7. Фирсова Е. А., Бондаренко Е. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста // Образование и воспитание. – 201 – №3.1. – С. 36-39.

Поделиться

868

Старокожева Е. В. Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста // Научное знание как фактор общественного развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апреля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 75-78. URL: https://apni.ru/article/5820-formirovanie-rannej-proforientatsii-u-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января