Главная
Конференции
Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты
Поколение Z: основные особенности, возможности и перспективы на рынке труда

Поколение Z: основные особенности, возможности и перспективы на рынке труда

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

поколение Z
рынок труда
работодатель
студенты вуз
трудоустройство

Аннотация статьи

Данное исследование посвящено анализу характеристик и перспектив молодых представителей поколения Z на современном рынке труда. В рамках данного исследования были выделены сильные стороны данного поколения, проявляющиеся в процессе трудовой деятельности. Одной из главных особенностей поколения Z является его высокая ценность инноваций и новых технологий. Представители данного поколения ориентируются на современные технологии, что позволяет им оперативно осваивать новые технологические решения и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы. Более того, данный подход к труду делает представителей поколения Z привлекательными для работодателей, которые ориентированы на развитие инновационных проектов.

Текст статьи

Представленная тема исследования является актуальной, поскольку поколение Z (родившиеся после 1996 года) уже вступает в активный возраст и занимает все большую долю на рынке труда. У этого поколения свои особенности: они в большей степени используют технологии, имеют высокий уровень образования, активно участвуют в социальных сетях и требуют большей гибкости в работе. Изучение особенностей этого поколения поможет работодателям лучше понимать их потребности и настроения, а также разработать эффективные стратегии трудоустройства.

Целью статьи является проведение анализа особенности и возможностей на рынке труда поколения Z.

Поколение Z и как термин, и как явление, можно описать словами Digital Native (цифровой человек).

Поколение Z только выходит на рынок труда, но имеет определенные черты. Итак, считаем, что сильными сторонами центениалов являются:

  1. Визуализация и наглядность. Центениалы, буквально говоря, ловят информацию глазами, воспринимают ее как кадры из клипа. Поколение Z растет в информационно перенасыщенном пространстве. Тратить время на изучение многотомных талмудов центенеалы себе позволить не могут. Поэтому увиденное поглощается ими гораздо быстрее и качественнее.
  2. Клиповое мышление. Этот феномен присущ именно представителям «первого цифрового глобального поколения». Благодаря этому качеству представители этого поколения могут молниеносно ориентироваться и принимать решения в кризисных ситуациях, что является важным плюсом в работе. Поколение Z выросло в мире, где возможности не имеют предела, а времени почти нет. В целях адаптации поколения Z научилось быстро просеивать и оценивать большие объемы информации. Благодаря этому качеству им гораздо проще ориентироваться в большом информационном потоке.
  3. Перекрестность мышления. Центениалы обладают высокой скоростью выделения необходимых фактов. Их знания пронизаны ссылками, референс, помогающий одновременно получать и анализировать информацию из нескольких областей науки.
  4. Заинтересованность в разработках. Z-поколение растет в эпоху быстрого развития технологий. Их интерес к гаджетам уже не просто развлечение. Они заинтересованы в инновационных решениях, исследованиях и разработках, которые могут изменить весь мир [1, c. 197].

Самые перспективные и сообразительные представители «зетов» спешат начать свою карьеру еще до окончания вуза, проходя разные стажировки. Цель компаний, в данном случае, привлечь наиболее активных студентов.

Во-первых, это отлично скажется на привлекательности предприятий как работодателей, во-вторых, поможет бизнесу лучше понять современные тренды и направления, выстроить диалог с юными потребителями. Согласно данным Forbes, поколение Z готово начать работать гораздо раньше, чем на это рассчитывают работодатели. При этом ради работы это поколение может отказаться от традиционного обучения в университете, компенсируя это другими способами получить образование.

Также для поколения Z важно, чтобы работодатель активно руководил собственным брендом, например, отвечал на отзывы, обновлял свой профиль и т. д. Около 77% представителей поколения Z говорят, что уровень разнообразия в компании влияет на их решение там работать [2, c. 128].

Поэтому работодателю нужно формировать атмосферу разнообразия на рабочем месте. Также данное поколение заинтересовано в наличии нескольких ролей на одной работе. В этой связи организационная структура компании должна быть гибкой и подвижной.

Также работодателям следует предлагать поколению Z больше возможностей для обучения и развития в самых разных формах, в том числе и с использованием цифровых технологий. Объем учебного материала не должен превышать 15 минут, если он представлен в видеороликах.

Дети поколения Z являются наиболее подходящими кандидатами на некоторые востребованные сегодня вакансии, о существовании которых было сложно представить еще десять лет назад. К примеру, менеджеры социальных сетей, разработчик приложений, дизайнеры веб-сайтов и интернет-маркетологи.

В процессе взросления поколения Z предположительно изменится и процесс рекрутинга. Независимо от того, как давно существует организация, она должна быть активной онлайн, легко «гуглиться», иметь контакты в Facebook, личную web-страницу и другие действующие профили в социальных сетях, иначе компания рискует остаться незамеченной или не заслужить доверия у молодежи [3, c. 37].

Можно выделить следующие основные возможности поколения Z:

  • умеют отлично работать с любой информацией;
  • быстро развиваются;
  • могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки);
  • «клиповое» мышление;
  • инфантилизм;
  • плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети) [4, c. 105].

Особенности поведения поколения Z на работе:

  1. Цифровой мир и фиджитал-технологии (physics+digital= phygital). Хоть какой физический объект имеет цифровой эквивалент, виртуальный мир стал частью их настоящего мира. По словам 91% представителей поколения Z, уровень технологической сложности компании оказывает существенное влияние на их решение в ней работать.
  2. Высокая степень персонализации. Поколение Z стремится персонализировать все, что их окружает. В будущем это может создать сложности для рабочей среды, стремящейся сделать распределение справедливым и предоставляющим одинаковые возможности. 57% поколения Z быстрее захотят сами составить список своих должностных обязанностей, чем получить стандартизированный вариант от компании.
  3. Синдром упущенной выгоды (FOMO – fear of missing out). Поколение Z стремится извлечь из любой ситуации максимум возможного, и 75% из них заинтересованы в выполнении сразу нескольких функций на рабочем месте в одной организации.
  4. Виртуальная экономика. Поколение Z с детства живет в экономике совместного потребления, в своей деятельности они стремятся реализовывать потенциал коллективистского подхода к общественно полезной деятельности. Также 93% представителей поколения Z утверждают, что отношение компании к обществу влияет на их решение в ней работать [5, c. 157].

Таким образом, поколение Z – это новые перспективные специалисты на рынке труда. И сейчас заметно, что это более мобильное поколение, можно предположить, что в будущем их все больше интересует отдаленная работа. Возможность не быть привязанными к конкретному месту выйдет на первый план. Необходимо учитывать влияние среды на формирование личности молодежи, а также использовать преимущества «цифровых людей», чтобы помочь им справиться с возникающими проблемами, собственными недостатками, активно участвовать в их жизни.

Список литературы

  1. Бражников П.П. Теория поколений в кадровой политики и ее связь с конкуренцией работодателей на рынке труда // Тренды и управление. – 2016. – Т.14, № 2. – С.194-201.
  2. Гамбарова Э.А., Вейс Ю.В. Качественное управление человеческими ресурсами основной элемент к эффективному управлению компанией // Вектор науки ТГУ. – 2015. – № 2. – С. 128-129.
  3. Мосева, Д. Н. Поколение Z: что ждет рынок труда после миллениалов? / Д.Н. Мосева // Молодой ученый. – 2020. – № 44 (334). – С. 36-38.
  4. Стиллман, Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык/ Дэвид Стиллман, Иона Стиллман; пер. с англ. Ю. Кондукова. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 272 с.
  5. Твендж, Джин. Поколение селфи: кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык / Джин М. Твендж; пер. с англ. Е. Деревянко. – М.: Эскмо, 2018. – 366 с.

Поделиться

1318

Дзюба Т. И. Поколение Z: основные особенности, возможности и перспективы на рынке труда // Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. URL: https://apni.ru/article/5823-pokolenie-z-osnovnie-osobennosti-vozmozhnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января