Представленная тема исследования является актуальной, поскольку поколение Z (родившиеся после 1996 года) уже вступает в активный возраст и занимает все большую долю на рынке труда. У этого поколения свои особенности: они в большей степени используют технологии, имеют высокий уровень образования, активно участвуют в социальных сетях и требуют большей гибкости в работе. Изучение особенностей этого поколения поможет работодателям лучше понимать их потребности и настроения, а также разработать эффективные стратегии трудоустройства.
Целью статьи является проведение анализа особенности и возможностей на рынке труда поколения Z.
Поколение Z и как термин, и как явление, можно описать словами Digital Native (цифровой человек).
Поколение Z только выходит на рынок труда, но имеет определенные черты. Итак, считаем, что сильными сторонами центениалов являются:
- Визуализация и наглядность. Центениалы, буквально говоря, ловят информацию глазами, воспринимают ее как кадры из клипа. Поколение Z растет в информационно перенасыщенном пространстве. Тратить время на изучение многотомных талмудов центенеалы себе позволить не могут. Поэтому увиденное поглощается ими гораздо быстрее и качественнее.
- Клиповое мышление. Этот феномен присущ именно представителям «первого цифрового глобального поколения». Благодаря этому качеству представители этого поколения могут молниеносно ориентироваться и принимать решения в кризисных ситуациях, что является важным плюсом в работе. Поколение Z выросло в мире, где возможности не имеют предела, а времени почти нет. В целях адаптации поколения Z научилось быстро просеивать и оценивать большие объемы информации. Благодаря этому качеству им гораздо проще ориентироваться в большом информационном потоке.
- Перекрестность мышления. Центениалы обладают высокой скоростью выделения необходимых фактов. Их знания пронизаны ссылками, референс, помогающий одновременно получать и анализировать информацию из нескольких областей науки.
- Заинтересованность в разработках. Z-поколение растет в эпоху быстрого развития технологий. Их интерес к гаджетам уже не просто развлечение. Они заинтересованы в инновационных решениях, исследованиях и разработках, которые могут изменить весь мир [1, c. 197].
Самые перспективные и сообразительные представители «зетов» спешат начать свою карьеру еще до окончания вуза, проходя разные стажировки. Цель компаний, в данном случае, привлечь наиболее активных студентов.
Во-первых, это отлично скажется на привлекательности предприятий как работодателей, во-вторых, поможет бизнесу лучше понять современные тренды и направления, выстроить диалог с юными потребителями. Согласно данным Forbes, поколение Z готово начать работать гораздо раньше, чем на это рассчитывают работодатели. При этом ради работы это поколение может отказаться от традиционного обучения в университете, компенсируя это другими способами получить образование.
Также для поколения Z важно, чтобы работодатель активно руководил собственным брендом, например, отвечал на отзывы, обновлял свой профиль и т. д. Около 77% представителей поколения Z говорят, что уровень разнообразия в компании влияет на их решение там работать [2, c. 128].
Поэтому работодателю нужно формировать атмосферу разнообразия на рабочем месте. Также данное поколение заинтересовано в наличии нескольких ролей на одной работе. В этой связи организационная структура компании должна быть гибкой и подвижной.
Также работодателям следует предлагать поколению Z больше возможностей для обучения и развития в самых разных формах, в том числе и с использованием цифровых технологий. Объем учебного материала не должен превышать 15 минут, если он представлен в видеороликах.
Дети поколения Z являются наиболее подходящими кандидатами на некоторые востребованные сегодня вакансии, о существовании которых было сложно представить еще десять лет назад. К примеру, менеджеры социальных сетей, разработчик приложений, дизайнеры веб-сайтов и интернет-маркетологи.
В процессе взросления поколения Z предположительно изменится и процесс рекрутинга. Независимо от того, как давно существует организация, она должна быть активной онлайн, легко «гуглиться», иметь контакты в Facebook, личную web-страницу и другие действующие профили в социальных сетях, иначе компания рискует остаться незамеченной или не заслужить доверия у молодежи [3, c. 37].
Можно выделить следующие основные возможности поколения Z:
- умеют отлично работать с любой информацией;
- быстро развиваются;
- могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки);
- «клиповое» мышление;
- инфантилизм;
- плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети) [4, c. 105].
Особенности поведения поколения Z на работе:
- Цифровой мир и фиджитал-технологии (physics+digital= phygital). Хоть какой физический объект имеет цифровой эквивалент, виртуальный мир стал частью их настоящего мира. По словам 91% представителей поколения Z, уровень технологической сложности компании оказывает существенное влияние на их решение в ней работать.
- Высокая степень персонализации. Поколение Z стремится персонализировать все, что их окружает. В будущем это может создать сложности для рабочей среды, стремящейся сделать распределение справедливым и предоставляющим одинаковые возможности. 57% поколения Z быстрее захотят сами составить список своих должностных обязанностей, чем получить стандартизированный вариант от компании.
- Синдром упущенной выгоды (FOMO – fear of missing out). Поколение Z стремится извлечь из любой ситуации максимум возможного, и 75% из них заинтересованы в выполнении сразу нескольких функций на рабочем месте в одной организации.
- Виртуальная экономика. Поколение Z с детства живет в экономике совместного потребления, в своей деятельности они стремятся реализовывать потенциал коллективистского подхода к общественно полезной деятельности. Также 93% представителей поколения Z утверждают, что отношение компании к обществу влияет на их решение в ней работать [5, c. 157].
Таким образом, поколение Z – это новые перспективные специалисты на рынке труда. И сейчас заметно, что это более мобильное поколение, можно предположить, что в будущем их все больше интересует отдаленная работа. Возможность не быть привязанными к конкретному месту выйдет на первый план. Необходимо учитывать влияние среды на формирование личности молодежи, а также использовать преимущества «цифровых людей», чтобы помочь им справиться с возникающими проблемами, собственными недостатками, активно участвовать в их жизни.