Инвентаризация и ее значение в деятельности правоохранительных органов

Инвентаризация является важной составляющей деятельности любой организации. Немаловажное значение она имеет и в деятельности правоохранительных органов. Автором рассматриваются особенности проведения инвентаризации в правоохранительных органах. Выделены основные нормативно-правовые документы, на основании которых проводится инвентаризация, подробно описывается, как правильно проводить инвентаризацию, отражать ее результаты и соблюдать требования трудового законодательства при взыскании недостач с виновного лица в деятельности правоохранительных органов.

Аннотация статьи
бюджетный учет
инвентаризационная комиссия
первичные документы
контроль
ревизия
излишки
недостачи
виновное лицо
инвентаризация
Ключевые слова

Для каждого субъекта учета важен постоянный прогресс и благоприятное развитие, это возможно только при тщательном контроле над хозяйственными средствами и экономическими ресурсами. Создание полной и, в свою очередь, правдивой информации о деятельности организации и, несомненно, о ее материальном положении считается дилеммой любой компании. Это касается и деятельности правоохранительных органов.

В современных источниках инвентаризация трактуется как закрепленный законодательно процесс проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета, при проведении которого выбранная инвентаризационная комиссия должна руководствоваться определенными нормативно правовыми актами, различного уровня. Главные функции инвентаризации - обеспечение достоверности учета и финансовый контроль хозяйственной деятельности организации.

Согласно пункту 3 статьи 6 Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются приказом об учетной политике организации. Результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изъятий (п. 5 ст. 8 Закона) [1].

Инвентаризация - один из основных элементов метода бухгалтерского учета в правоохранительных органах. С одной стороны, она является формой последующего финансового контроля и важнейшим методом фактической проверки документальных данных, с другой – не только служит цели обеспечения собственника необходимыми сведениями о наличии и состоянии имущества, но и представляет собой средство охраны его интересов в случае противоправного посягательства на них.

Порядок проведения ревизии активов, обязательств, других объектов бухучета должен быть утвержден учетной политикой правоохранительных органов. В частности, должны быть установлены основания и сроки ее проведения (п. 80 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н).

При инвентаризации следует оформить немало документов. Для начала руководитель отделения правоохранительных органов издает приказ о сроках проведения проверки, составе комиссии и имущества, подлежащего пересчету.

Инвентаризацию в правоохранительных органах оформляют по формам, приведенным в приложениях к приказу Минфина от 30.03.2015 № 52н. Если в этом приказе нет необходимых форм инвентаризационных актов, можно разработать свои бланки или использовать другие установленные формы. В таком случае их нужно утвердить в учетной политике учреждения (пп. «г» п. 9 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Инвентаризационные акты составляют не менее чем в двух экземплярах отдельно по каждому месту хранения ценностей и материально ответственному лицу (пп. 1.3, 2.5 методических указаний). Их подписывают все члены инвентаризационной комиссии. В конце описи материально ответственные лица дают расписку о том, что у них нет претензий к членам комиссии и они принимают перечисленное в описи имущество на ответственное хранение.

Отражение в бухгалтерской отчетности и учете правоохранительных органов результатов инвентаризации осуществляется на основании инвентаризационных описей, ведомости расхождений по итогам инвентаризации (ф. 0504092), акта о результатах инвентаризации в учреждении (ф. 0504835) и иных документов, предусмотренных для этих целей учетной политикой учреждения.

Основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению (в том числе по причине физического и морального износа), в соответствии с п. 8 ФСБУ «Основные средства не отвечают критериям признания их активами.

В случае, если при проведении инвентаризации в правоохранительных органах были выявлены такие объекты, инвентаризационная комиссия принимает решение об их списании с балансового учета и отражении на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» до момента демонтажа (утилизации, уничтожения).

В отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, приобретенного автономным учреждением за счет средств учредителя, решение комиссии о его списании подлежит согласованию с собственником имущества (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ, п. 4 Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834).

Учет объектов, не соответствующих критериям признания их активами, на забалансовом счете 02 осуществляется в условной оценке «один объект – один рубль» (п. 335 Инструкции № 157н [3]).

Процесс инвентаризации охватывает все имущественные отношения, все материальные ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятия и участвуют в его финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Более того в инвентаризации также и принимают участие различного рода материальные запасы и иные ценности, которые не принадлежать учреждению. Это относится к тем материальным ресурсам, которые находятся на предприятии на ответственном хранении, арендованы, получены для переработки, то есть те ресурсы, которые числятся на балансе предприятия или учитываются в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта.

При этом инвентаризация имущества проводится как по месту нахождения учреждения правоохранительных органов, так и по месту нахождения основных материальных ценностей. Это может быть склад, какое-либо помещение, лаборатория и т.д.

Часто случается так, что инвентаризация проводится в течение нескольких дней. В этих случаях необходимо после окончания инвентаризации опечатать помещение, где находятся те материальные ценности, которые подлежат инвентаризации.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.

Выявленную при инвентаризации недостачу необходимо отразить в бухгалтерском учете следующим образом:

  • недостача имущества (за исключением материальных запасов), а также имущества, пришедшего в негодность, списывается с учета по балансовой стоимости на финансовый результат в дебет счета 0 401 10 172 с учетом ранее начисленных амортизации и убытка от обесценения (пп. 12, 17 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н);
  • недостача материальных запасов в объеме норм естественной убыли, в том числе пришедших в негодность, списывается с учета по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости, зачисляя их на финансовый результат в дебет счета 0 401 20 272 (пп. 108–112 инструкции № 157н, пп. 37, 40, 43 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н);
  • недостача материальных запасов сверх норм естественной убыли списывается с учета по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости, зачисляя их на финансовый результат в дебет счета 0 401 10 172 (пп. 108–112 инструкции № 157н, пп. 37, 43, 47 инструкции № 174н).

Расчеты по выявленным недостачам денежных средств и других ценностей, подлежащих возмещению виновными лицами, учитывают на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 инструкции № 157н) [6].

Неучтенные объекты основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, выявленные в ходе инвентаризации в учреждении, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухучету (п. 31 Инструкции № 157н).

Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа (сумма денежных средств, необходимых для приобретения (продажи) указанных активов на дату принятия к учету) (п. 25 Инструкции № 157н).

Неучтенные объекты финансовых активов (например, излишки денежных документов, наличных средств, обнаруженные в кассе учреждения) принимаются к учету по фактическому номиналу. В соответствии с п. 6 ФСБУ «Обесценение активов» [4] в рамках годовой инвентаризации проводится анализ наличия признаков обесценения активов (далее – тест на обесценение).

Тест на обесценение не проводится в отношении запасов, финансовых активов (п. 3 ФСБУ «Обесценение активов») и прав пользования активами (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/2736, Федерального казначейства № 07-04-05/02-932 от 21.01.2019).

При выявлении инвентаризационной комиссией признаков обесценения по объектам основных средств, нематериальных или непроизведенных активов определяется их справедливая стоимость и рассчитывается убыток от обесценения.

Справедливая стоимость актива рассчитывается с применением метода рыночных цен либо метода амортизированной стоимости замещения (п. 11 ФСБУ «Обесценение активов»). Порядок применения данных методов предусмотрен в п. 54–56 ФСБУ «Концептуальные основы». Учреждение использует тот метод, который позволяет наиболее достоверно оценить справедливую стоимость актива.

Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости комиссией оценивается необходимость корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования (п. 13 ФСБУ «Обесценение активов»).

Если по результатам анализа выявленных признаков обесценения актива инвентаризационной комиссией принимается решение об учете актива на забалансовых счетах, в дальнейшем проведение теста на обесценение такого актива (определение справедливой стоимости) не осуществляется (п. 14 ФСБУ «Обесценение активов»).

В бухгалтерском учете убыток от обесценения актива признается, когда остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива.

В отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, приобретенного автономным учреждением за счет средств учредителя, решение комиссии о признании убытка от обесценения подлежит согласованию с собственником имущества (п. 15 ФСБУ «Обесценение активов»).

Таким образом, можно сказать, что инвентаризация – это основной, на сегодняшний день, метод управления, обеспечения достоверности информации активов и пассивов в правоохранительных органах. В завершение отметим, что все правоохранительные органы должны обеспечить организацию и осуществление внутреннего финансового контроля. Уведомления о собственности – это способ обеспечить точность ваших файлов и отчетной информации. Неполное, несоответствующее и непоследовательное поведение может вызвать недостатки в связанном отчете в аудиторском отчете, что может оказать существенное влияние на решения граждан, затронутых запросом финансовой отчетности организации.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 001.2020) // Российская газета. – N 278. – 09.12.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 1.12.21).
  2. Бобошко В.И., Бобошко Н.М. Использование бухгалтерских документов и материалов инвентаризации как источников формирования доказательной базы // Аудиторские ведомости. 2019. С.80-93.
  3. Бобошко В.И. Контроль и ревизия: Учебное пособие / В.И. Бобошко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 311 с.
  4. Васильева Ю.А. Ревизии и проверки в бюджетных учреждениях. – 2018. – №6. – С.230.
  5. Гусев А.Г. Организуем внутренний контроль // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. – № – С. 40-50.
  6. Солодова С.В., Глущенко А.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Учебник / Москва, Юрайт. - 2020.
Список литературы