Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Центры открытого образования как модель продвижения российского образования за р...

Центры открытого образования как модель продвижения российского образования за рубежом: понятие, характеристика, внедрение

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

развитие образования
мягкая сила России
центры открытого образования
российское образование за рубежом
конкурентоспособность образования РФ

Аннотация статьи

Формирование языковой государственной политики, призванной решать вопросы национальной самоидентификации, обязано рассматривать сохранение и популяризацию русского языка не только в рамках научной культурной гуманитарной среды, но на уровне государственных национальных интересов. На сегодняшний день проекты, направленные на создание за рубежом образовательного русского пространства с сопутствующими этнокультурными составляющими, разработка и осуществление в их рамках необходимых мер и мероприятий, пользуются недостаточным вниманием. Популяризация русского языка, поддержка его в современном мировом сообществе в качестве конкурентоспособного, при этом, является одним из наиболее эффективных инструментов усиления позиций Российской Федерации за рубежом, и по праву входит в ряд направлений государственной политики РФ, отвечающих нормам, принятым на международной арене в установлении равноправных отношений между иностранными партнёрами. Совокупная консолидированная работа государственных органов власти, неправительственных и общественных организаций, фондов, образовательных организаций и локальных центров способна приблизить задачу по поддержке русского языка за пределами России к эффективному решению.

Текст статьи

Применение контактов сетевого формата в общении с нероссийскими образовательными организациями положительно влияет на популяризации языка вне Российской Федерации. Формирование языковой госполитики, в качестве «мягкой силы», в целях повышения интереса к русскому языку использует его активное применение в политической, социальной и экономических сферах. Основной идеей указанной политики является необходимость проведения зарубежных мероприятий, продвигающих и поддерживающих русский язык. В ряде документов, обеспечивающих эту политику, отдельное внимание обращено на освоение имеющихся ресурсов и использование уже полученного в области популяризации русского языка опыта – см. «Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом», пункты 12 и 13. Стратегический и долгосрочный характер заявленной деятельности предполагает обеспечение соответствующими ресурсами, на что обращено особое внимание [13, с. 456].

Отдельный акцент государственной программы РФ «Развитие образования» сделан на обеспечении организаций высшего и среднего профобразования специалистами, обеспечении их учебно-методической базой и развитой технологической инфраструктурой.

Проявление развивающего уровень сотрудничества РФ с иностранными партнёрами интереса к культуре России, образованию, науке и, в целом, к русскому языку, способствует осуществление комплексных мер и мероприятий, связанных с поддержкой центров образования и их преподавательских составов, ведущих на русском языке свою педагогическую деятельность. Тематические ресурсы по изучению русского языка со свободным доступом, обеспечиваемым единой информационной площадкой, размещённой в сети «Интернет», качественно содействуют достижению этой цели [11, с. 25].

К ним относятся, например, разработанные Южно-Уральским государственным университетом программы виртуальных фонетических кабинетов и представляемые носителям китайского и арабского языков на платформе «Образование на русском» онлайн-курсы по фонетике. Сайт центров Южно-Уральского госуниверситета (https://pushkin.susu.ru) даёт более полное представление о возможностях и перспективах предоставляемого онлайн-обучения и проводимых там мероприятиях [7, с. 63].

Интерес к российской культуре и расширение возможностей изучения русского языка и создаётся благодаря работе и поддержке продвигающих русский язык Центров открытого образования (далее – Центр, ЦОО).

Укреплению позиций Российской Федерации в мировом сообществе через развитие интереса к её культуре способствует концентрация внимания на богатстве русского языка и его несомненных выразительных возможностях. Этот интерес, среди желающих изучать русский язык, способно повысить создание партнёрская сети, работающей на повышение уровня кадров, ведущих на русском языке свою образовательную деятельность педагогических организаций.

Создана и успешно работает партнёрская сеть, объединяющая девять вузов Китайской Народной Республики – благодаря федеральной целевым программам «Русский язык» и «Развитие образования» осуществлённым центром при поддержке Министерстве просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ [4, с. 182].

Вебинары по русскому языку и мастер-классы для преподавателей партнёрских вузов организуются в Южно-Уральском госуниверситете каждый год, охватывая обучение фонетике, подготовку к лингводидактическому тестированию по русскому языку как иностранному и прочие направления. «Приёмы формирования коммуникативной компетенции слушателей электронного курса по русскому языку как иностранному», «Зрительная наглядность как средство повышения эффективности преподавания русского языка как иностранного» – тематический выбор проводимых вебинаров соответствует современности проблем использования дистанционного обучения в языковом преподавании.

Мероприятия поддержки русского языка, проводимые Южно-Уральским госуниверситетом, имеют своей целью поддержку преподавателей русского языка за рубежом, способствуют созданию общего пространства информации, повышению уровня преподавания русского языка, стимулируют интерес в сфере совместных научных, связанных с русским языком, исследований [3, с. 215].

Лингвокультурные отличия носителей различных языков, выступающих получателями учебных материалов, являются фактором, учитываемым в обязательном порядке при разработке практических курсов как для абитуриентов, изучающих язык, так и для ведущих их обучение на русском языке преподавателей.

Русскоязычное образование за рубежом и расширение ареола его применения обращает внимание на поиск решения проблем долгосрочного характера, способствуя, в том числе, снижению степени напряжённости отношений на международной арене.

Понятие инструмента «мягкой силы», методично формирующего положительный образ Российской Федерации и оказывающего положительное влияние на иностранцев, изучающих русский язык весьма подходит под рассматриваемые процессы популяризации русского языка, когнитивных и коммуникативных особенностей населяющих Российской Федерации национальностей, религий и культур, духовной и материальной культуры России [10, с. 792].

На сегодняшний день продвижение российского образования осуществляется как через представительства органов власти в стране, НКО, НПО, фонды, центры открытого образования, ресурсные и культурные центры, так и через экспертов и экспертные площадки.

Продвижение русского языка и российского образования, к примеру, в Кыргызстане и сотрудничество между странами в сфере образования осуществляется в различных формах. Так, в 2022 году подписано соглашение по осуществлению образовательной деятельности в школе г. Бишкек (Киргизская Республика), построенной ПАО «Газпром» в рамках социальной программы «Газпром – детям» как ресурсного центра. Преподавание в такой школе ведется на русском языке и по российским образовательным стандартам.

В рамках международного сотрудничества в школе реализуются образовательные программы двух стран, и дети смогут получить соответствующие аттестаты.

На постоянной основе в Кыргызстане, как и в других 19 странах проводятся курсы повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного.

С 2017 года Минпросвещения России реализует гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом» (далее – проект), в рамках которого совместно с иностранными органами исполнительной власти в сфере образования обеспечивает деятельность педагогических работников в общеобразовательных организациях иностранных государств. В 2020/21 учебном году в реализации проекта приняли участие 50 российских преподавателей русского языка, литературы, физики, математики, химии, биологии и географии в общеобразовательных организациях Киргизской Республики. Только в 2019-2020 учебном году по данному проекту выехало за рубеж – 98 учителей, в 2020-2021 учебному году – 170, в 2021-2022 учебном году работает 186 учителей, а на 2022-2023 учебный год запланировано 362 учителя различных направлений. Более 76 российских педагогов – участников проекта работают более чем в 50 школах Киргизии, которые расположены в Иссык-Кульской, Джалал-Абадской, Баткенской, Чуйской и Ошской областях.

 Российские учителя обеспечивают индивидуальную подготовку обучающихся к олимпиадам различного уровня и оказывают методическую поддержку иностранным учителям в вопросах преподавания русского языка как иностранного. Оператором проекта является ФГБОУ «Центр Международного сотрудничества Министерства просвещения РФ» (Интердом). С 20 по 26 декабря 2020 г. при поддержке Минпросвещения России были организованы образовательно-просветительские экспедиции Программы в Киргизии и Таджикистана, участниками просветительских онлайн-занятий стали более 1000 школьников и студентов из семи школ и одного вуза стран СНГ. Методисты Программы провели научно методические семинары для 123 киргизских и таджикских русистов.

Сотрудничество Кыргызстана и Российской Федерации как в сфере продвижения среднего общего, так и высшего образования. В российских вузах, включая их зарубежные филиалы, обучается более чем 8600 граждан Кыргызской Республики.

В соответствии с Планом приема иностранцев, лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, гражданам Кыргызской Республики выделено 432 места для обучения в организациях образования в пределах лимита, установленного Правительством Российской Федерации на 2021 год. По сравнению с 2020/21 учебным годом количество мест увеличилось на 30.

Необходимо отметить, что количество иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 2150, в соответствии с которым установлены квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации квоты увеличены почти в два раза: в 2021 году 18 тыс. человек, в 2022 году – 23 тыс. человек и начиная с 2023 года – 30 тыс. человек.

Формирование сети Центров открытого образования на русском языке и её эффективное функционирование помогает погружению в языковую среду, культивирует ощущение величия культуры России и её духовного единства. Укреплению культурных позиций РФ за её пределами и стимуляции интереса к её культуре в мировом сообществе способствует также популяризация многообразия русского языка и его выразительных возможностей.

Проводимые партнёрской сетью мероприятия направлены на формирование межкультурного и межнационального созидательных диалогов, на реализацию творческого потенциала молодёжи, на её духовное и нравственное воспитание, согласно нормам толерантности, современного мультикультурного общества [1, с. 22].

На реализацию проектов и мероприятий, связанных с развитием русского языка Министерство просвещения РФ с 2019 года, предоставляет организациям субсидированные из федерального бюджета гранты, условием получения которых является внебюджетное софинансирование мероприятий, на реализацию которых запрашивается грант, а также участие и победа в соответствующем конкурсном отборе. К конкурсу допускаются участники, соответствующие требованиям по достаточной кадровой обеспеченности и наличию опыта ранее реализованных программ в области поддержки, продвижения и защиты русского языка и образования.

В 2019 году 14 российских организаций стали победителями конкурсного отбора, 12 преодолели этот путь в 2020 году. Предоставлены гранты расходовались на создание в определённых заказчиком странах Центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку – далее Центр.

Претендующий на грант победитель отбора, по заявленным требованиям, обязан удовлетворять условиям, обеспечивающим ряд позиций [6, с. 129]:

  • выдача всем обучающимся именного сертификата, свидетельствующего о факте и итогах обучения;
  • формирование не менее одного Центра в каждой из указанных стран, с обеспечением его (их) функционирования, включающем обеспечение кадрами, учебными помещениями, учебно-методическими, материальными, техническими и программными ресурсами;
  • обеспечение не менее 70% образовательной программы деятельности Центра для обучающихся в очной форме на бесплатной основе;
  • обеспечение реализации образовательных программ Центра штатными педагогическими сотрудниками;
  • в соответствии с регламентирующим условием приказа Минобрнауки России от 01.04.2014 г. № 255, обеспечение образовательной программы Центра не менее чем одним курсом, формирующим у обучающихся коммуникативные навыки и знания по русскому языку как иностранному;
  • обеспечение свободного доступа назначенной Министерством просвещения РФ проверяющей организации ко всей документации и деятельности Центра для определения качества учебной деятельности центра, включая проведение избирательного тестирования;
  • и другие количественные и качественные параметры.

В первую очередь, осуществление намеченных целей требует навыков, обеспечивающих формирование структурного подразделения организации, в сфере образовательной деятельности на находящейся в пределах одной из предложенных заказчиком стран базе партнёрской организации, управленческим проектированием, а не только навыков моделирования как такового самого образовательного процесса в обучение русскому языку как иностранному.

В соответствие с условиями выдачи гранта, организации, осуществляющие функциональную деятельность Центра открытого образования и по умолчанию ведущие, в качестве основной или дополнительной, образовательную деятельность, обязаны отражать этот факт в своих лицензиях на деятельность и организационных уставах. Несмотря на то что следующее условие в конкурсной документации отдельно не отражено, на взгляд данного исследования, было бы логичным предоставлять гранты организациям, официально осуществляющим образовательную деятельность, регулируемую Федеральным законом «Об образовании в РФ» (29.12.2012 № 273-ФЗ) [9, с. 14].

Разработка и ввод в эксплуатацию Центров открытого образования осуществляется через ряд этапов, требующих презентационного перечисления [12, с. 178]:

  • издание распорядительных актов, выполняющих функцию описания планирования деятельности Центра;
  • подписание, соответственно ст.105 № 273-ФЗ, договоров с зарубежной организацией, на базе которой будет открыт Центр, и с организациями-партнёрами, привлечёнными к реализации проекта;
  • обеспечение деятельности Центра нормативной документацией, описывающей, с учётом ст.27 № 273-ФЗ, положение о Центре, его структуру, штатные единицы, договора с работниками, должностные инструкции, распорядительные акты;
  • кадровое, учебно-методическое, материально-техническое, информационное, аппаратно-программное, обеспечение образовательного процесса;
  • выдача сертификатов, реализация запланированных образовательных программ, направленная на поддержание интереса к русскому языка реализация мероприятий информационной и культурно-просветительской области.

Центры открытого образования ориентированы на всех желающих получить российское образование. Они могут создавать на площадках Вузов, школ, партнерских площадках зарубежных стран.

Для открытия Центров открытого образования целесообразным могло бы стать назначение координатора, оператора от органа власти, уполномоченного в сфере образования. Кроме того, наряду с рекомендуемым пакетом документом для открытия Центров открытого образования, необходимо наличие рекомендаций по вопросам внутриведомственного взаимодействия в сфере организации Центров, функционирующих на базе организаций-партнеров, а также создаваемых при участии организаций российских соотечественников и иных организаций.

В рекомендациях могли бы быть прописаны положения об осуществлении деятельности в сфере организации деятельности Центров, о проведении тестирования по русскому языку в Центрах с возможностью выдачи сертификатов и т.д.

Итогом могло бы стать создание общественного центра в формате электронного ресурса, где участники Community Hub могут получить доступ к набору материалов, разработанных сообществом и которые адаптированы для местного использования. Эти материалы включают в себя слайд-деки, руководства, шаблоны и другие ресурсы.

Кроме того, необходима разработка Концепции Центра открытого образования как базового документа, который должен стать документом по развитию системы мероприятий по созданию Центров.

В указанную Концепцию мог бы войти перечень мероприятий по продвижению Центров на территории иностранного государства.

Наряду с открытием Центров открытого образования требуется и создание Центра исследований открытого образования как международного исследовательского консорциума (далее – Центр исследований), с целью расширения международных совместных исследовательских проектов, содействия инновациям и взаимопониманию в области открытого образования, образовательных технологий.

Цели Центра исследований включают: расширение и поддержка совместной и междисциплинарной исследовательской деятельности; получение увеличенного внешнего грантового финансирования; создание интеллектуально стимулирующей среды для внутренних и внешних стипендиатов и т.д.

Особое внимание может быть уделено международным исследовательским проектам в контексте открытого образования на уровне глобальных образовательных систем (исследования на макроуровне), на уровне образовательных учреждений (исследования на мезоуровне) и на аспектах, связанных с индивидуальным обучением и преподаванием (исследования на микроуровне) [15]. В области: образовательные технологии и дизайн обучения

  • образовательные технологии и дизайн обучения;
  • открытое и дистанционное обучение;
  • международное образование.

В 2019 год победители грантового конкурсного отбора организовали работу Центров во внушительном количестве стран по всему миру: в Абхазии, Узбекистане, Вьетнаме, Камеруне, Монголии, Сербии, Чехии Индонезии, Сирии, Греции, Финляндии, Боснии и Герцеговине, Египте и Киргизии. Огромная организационная работа, предшествовавшая открытию, включала в себя большое число мероприятия с различными видами локальной документации нормативного и правового характера [14, с. 33].

Международное сотрудничество в сфере образования, регулируемое ст.105 № 273-ФЗ правовым образом обеспечивает работу российских Центров на базе иностранной организации в пределах другого государства. Заключение договоров с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законами РФ и в иных формах, предусмотренных Федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами РФ, согласно п.3. ст.105, обеспечивает организациям-грантополучателям системы образования легитимное участие в международном сотрудничестве в сфере образования. Наличие официально оформленных отношений между иностранной организацией и функционирующим на её территории Центром, выступает, таким образом, в локальной документации грантополучателя обязательным пунктом.

Следует отметить, что, как правило, договоры о сотрудничестве организаций РФ с иностранными организациями заключаются редко, исключение – Республика Индонезия АНО (Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» и Центра открытого образования ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» в Республике Абхазия).

Получение официального согласия лиц, курирующих вопросы образования на территории иностранной организации, сотрудничающей с Центром, является важной частью предварительной организационной работы.

После получения такого согласия налаживается связь с руководителями мест (площадок), где обучаются или работают будущие целевые потребители услуг. Такой тактики, подтверждённой соответствующими документами придерживался в Абхазии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» и в Сирии, во Вьетнаме АНО «Центр спортивно-патриотических и социальных программ», ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в Финляндии, ФГАОУ ВО РУДН в Египте, АНО «Научно-исследовательский институт проблем развития научно-образовательного потенциала молодежи», АНО «Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» в Индонезии [2, с. 79].

Образовательная организация может иметь в своей структуре филиалы, центры, представительства, отделения, факультеты и иные предусмотренные локальными нормативными актами структурные подразделения, в соответствии п 2. ст.27 № 273-ФЗ, обеспечивающие образовательную функциональность с учётом вида и направленности реализуемых программ, уровня, режима пребывания обучающихся и формы обучения. Создание (или ликвидация) филиала или представительства образовательной организации на территории иностранного государства, если иное не установлено международными договорами РФ (п. 10 ст. 27, № 273-ФЗ), производится согласно законам, действующим по месту нахождения филиала или представительства.

Документы, достаточные в качестве правовой основы деятельности Центра как подразделения российской организации, представляют собой положение о Центре с учётом ст. 27, № 273-ФЗ, определяющее его цели и направления деятельности, права и обязанности, структуру, штатные единицы, порядок работы, отчётность и нюансы финансово-хозяйственной деятельности, а также договоры с работниками и должностные инструкции. Запуск деятельности Центра за рубежом происходит гораздо сложнее, поскольку осуществляется, если, согласно п. 10 ст. 27, № 273-ФЗ, иное не установлено международными договорами РФ, в соответствии с законами иностранного государства [5, с. 551].

Центры открытого образования нуждаются также в издании приказов, распоряжений, решений и других распорядительных документов, содержащих обязательные к выполнению управленческие решения и позволяющих получить организации от своей деятельности максимальный эффект. Виды документации распорядительного назначения устанавливаются учредительным уставом организации. Осуществление проекта Центра требует также издания актов, связанных с организацией образовательной деятельности, и распорядительных актов по кадровому составу работающей над проектом группы, назначения руководителей и ответственных лиц, распределения в ней обязанностей.

Лишь 4 из 14 организаций, получивших гранты, представили Положения о Центре, разработанные с учётом российского законодательства.

Нормативные акты локального типа, обеспечивающие ключевые нужды осуществления образовательной деятельности организацией, включающие в себя регламент приёма обучающихся, режим занятий, порядок контроля успеваемости и его периодичность и другие, образовательная организация принимает согласно ст. 30 № 273-ФЗ. Содержание образования определяется образовательными программами – основными и дополнительным, согласно ст. 12 № 273-ФЗ. Положения приказов Министерства образования и науки РФ «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному и технических требований к нему» от 25.04.2014 года №412 и № 255 «Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным и требований к ним» от 01.04.2014 г. также должны быть учтены при разработке локальных нормативных актов и программ [8, с. 223].

Противоречие, вызванное тем, что при соблюдении нормативные актов России, необходимо исполнение законов страны, где реализуется образовательная деятельность, должно сниматься международным договоре о сотрудничестве с иностранной организацией.

Документация распорядительного характера по выдаче сертификатов, проведению тестирования, зачислению и отчислению претендентов на учёбу, представлена только половиной грантополучающих организаций, при этом локальных документов, разработанных на основе законов стран, где территориально проводится процесс предоставления образования, представлено не было вовсе.

Можно сделать вывод о том, что, в соответствии с результатами анализа подтверждающих документов и информационных данных по осуществлению проекта, внимание, уделённое проблемам создания правовой и документации при формировании, открытии и осуществлении деятельности Центров, носит фрагментарный и недостаточный характер.

Подходы и принципы, применяемые к составлению конкурсной документации, уровень и качество проверки условий заявленных проектов, нуждаются в обновлении и должны проводиться на этапе рассмотрения поданных заявок, до определения победителя в конкурсе. Формирование организации, занимающейся сопровождением реализации проектов, ввиду их повышающейся сложности, или наделение существующей организации соответствующими полномочиями, было бы эффективным решением в этом направлении. Достижение качественных результатов требует долгосрочных инвестиций, поскольку очевидно не осуществимо за счёт проектов по продвижению русского языка за рубежом краткосрочного формата. Требуется единый и комплексный подход к созданию Центров открытого образования со стороны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере продвижения образования, в том числе разработки единого пакета документов, необходимых для создания и функционирования Центров.

Список литературы

  1. Белякова, В. Н. Развитие Центра креативных технологий, цифровизации и технического творчества для продвижения технологий оценки качества образования) / В. Н. Белякова, Е. Г. Ежелая, Н. Ю. Шеленкова // 2020. – № 4. – С. 19-28.
  2. Булыгина, М. В. Учебно-познавательный клуб как модель центра открытого образования для обучения русскому языку иностранных студентов / М. В. Булыгина, Е. И. Елизова // Глобальный научный потенциал. – 2021. – № 1(118). – С. 77-80.
  3. Булыгина, М. В. Учебно-познавательный клуб как модель центра открытого образования для обучения русскому языку иностранных студентов / М. В. Булыгина, Е. И. Елизова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 12(117). – С. 213-216.
  4. Даме Мария Нова Сибарани. Сотрудничество Индонезии и России в области высшего образования как инструмент "мягкой силы" / Даме Мария Нова Сибарани // Вопросы истории. – 2022. – № 5-2. – С. 175-185.
  5. Ковтун, О. И. Анализ опыта применения Россией политики "мягкой силы" в регионе СНГ на примере сферы образования / О. И. Ковтун, Я. Р. Буркина, М. А. Иваненко // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 4(30). – С. 541-556.
  6. Кудинова, Г. Ф. Международный Центр продвижения русского языка и литературы им. М. Карима как модель открытого образования / Г. Ф. Кудинова, Н. А. Ахметова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. – № 3(97). – С. 125-134.
  7. Матевосян, А. Т. Высшее образование как инструмент "мягкой силы" России (на примере Армении) / А. Т. Матевосян // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2022. – № 2. – С. 56-68.
  8. Осташова, Я. В. Образование как элемент политики "мягкой силы": современные политические реалии России и Казахстана / Я. В. Осташова // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. – 2021. – Т. 10, № 3(37). – С. 220-226.
  9. Писарева, С. А. Региональный научный центр Российской академии образования на северо-западе как пространство интеграции исследований в области образования / С. А. Писарева // Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. – С. 11-16.
  10. Сюн, Л. Языковое образование как инструмент "мягкой силы" Китая и России / Л. Сюн // Вопросы политологии. – 2022. – Т. 12, № 3(79). – С. 786-795.
  11. Центр открытого образования на русском языке: опыт реализации проекта / В. Н. Артамонов, Ю. Г. Байкова, Е. Ф. Галушко, Е. В. Захарова // Поволжский педагогический поиск. – 2021. – № 1(35). – С. 22-27.
  12. Шестакова, Л. И. Функционирование партнёрской сети центров открытого образования на русском языке на территории РФ: задачи и перспективы / Л. И. Шестакова, Я. Л. Березовская, Е. М. Зайко // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 1(459). – С. 174-181.
  13. Шестакова, Л. И. Центры открытого образования на русском языке в Китае как форма реализации языковой политики России / Л. И. Шестакова // Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2022. – С. 454-458.
  14. Юрченко, Т. П. Центр открытого образования на русском языке БГПУ как модель российско-китайского сотрудничества в системе дополнительного образования / Т. П. Юрченко // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1(30). – С. 32-34.
  15. Завацки-Рихтер, О., Андерсон, Т. (ред.). (2014). Дистанционное онлайн-образование - на пути к исследовательской программе. Атабаска, Эдмонтон, Канада: Издательство Университета Атабаски. Получено из www.aupress.ca/index.php/books/120233

Поделиться

1284

Еремина Е. В. Центры открытого образования как модель продвижения российского образования за рубежом: понятие, характеристика, внедрение // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.II.С. 34-41. URL: https://apni.ru/article/5830-tsentri-otkritogo-obrazovaniya-kak-model-prod

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января