Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Активизация речевой функции у детей с нарушением речи через систему логоритмичес...

Активизация речевой функции у детей с нарушением речи через систему логоритмических упражнений

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

логоритмика
двигательная истощаемость
память

Аннотация статьи

В статье система логоритмических отношений рассматриваются как эффективное средство активизации речевой функции у детей с нарушением речи.

Текст статьи

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А также, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. Мы знаем, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Отсюда следует вывод, что развивая общую моторику, мы способствуем развитию речи.

Таким образом, эффективным приемом развития речи детей дошкольного возраста, активизации речевой и моторной деятельности у детей группы риска являются так называемые логоритмические упражнения.

Логоритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логоритмика является частью лечебной ритмики, и базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Четкие упражнения для рук, ног, туловища и головы развивают общую моторику, что в свою очередь стимулирует мозговые процессы, а соответственно и речь дошкольника.

Цель логоритмики: исправление речевого нарушения путём коррекции двигательной сферы.

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном работы по формированию правильной речи. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие коммуникативных качеств.

При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:

  • пальчиковые игры или массаж пальцев;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • стихотворения, сопровождаемые движениями
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • чистоговорки;
  • речевые и музыкальные игры;
  • упражнения для развития музыкального слуха;
  • различные виды ходьбы и бега под музыку
  • ритмические упражнения, пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • подвижные игры, драматизации;
  • мимические упражнения;
  • упражнения на релаксацию под музыку.

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Поэтому важно включать их в различные виды деятельности, что способствует развитию всех компонентов устной речи дошкольников

Логоритмические игры способствуют улучшению ориентации ребенка в пространстве, улучшению чувства ритма, общей и мелкой моторики, развитию слухового внимания и фонематического слуха. А еще дети учатся общаться в группе, тем самым улучшая коммуникативные навыки.

Занятия логоритмикой рекомендуются для работы с детьми всех возрастных групп детского сада. Их проводить могут музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, инструктор по физической культуре или логопед.

Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.

Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.

Ожидаемые результаты работы от системных занятий – это положительная динамика правильного звукопроизношения; постановка правильного темпа речи, ритма дыхания; развитие речевого выдоха; улучшение речевой памяти; способность к выполнению артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений в едином ритме; развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением. Комплекс логоритмических упражнений способствует снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей и общей нормализации речи. Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Выполняемые под музыку, они формируют у детей чувство ритма, внимания, координации, а многократное повторение простых звучаний является полезным для развития речи ребёнка. Систематические занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

Поэтому учителям-логопедам, воспитателям, работая с детьми с ОНР, необходимо отбирать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логопедическую ритмику.

Список литературы

  1. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду; СПб, КАРО-2006г.
  2. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду; СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  3. Каркушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду; М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  4. Лопухина И. С. Речь, ритм, движение; СПб.: Дельта, 2001г.
  5. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой, СПб.: КАРО, 2005 г.

Поделиться

1112

Перелыгина Е. А. Активизация речевой функции у детей с нарушением речи через систему логоритмических упражнений // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.II.С. 55-56. URL: https://apni.ru/article/5834-aktivizatsiya-rechevoj-funktsii-u-detej-s-nar

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря