Дискуссия о правомерности применения результатов психофизиологических исследований ведется уже давно. Прежде всего это связано с научной необоснованностью, не разработанностью, вероятностным характером получаемых результатов.
В Российской Федерации нет прямого запрета на применение полиграфа. Нормативно-правовую базу, регулирующие отношения в сфере полиграфических исследований, составляют Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственные и межведомственные приказы правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по борьбе с преступностью.
На сегодняшний день можно выделить при расследовании преступления два направления практики применения полиграфа: перовое – при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и второе – в уголовном процессе [1, с. 40].
В рамках оперативно-розыскной деятельности полиграф используется при проведении опроса. Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в сборе информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности [2].
Полученная в ходе опроса с применением полиграфа информация носит ориентирующий характер. Полиграф, в данном случае, помогает выбрать верное направление расследования: проверить показания обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших; выявить из группы подозреваемых виновных лиц; прояснить неизвестные детали дела; проверить оперативно-розыскные и следственные версии. Как пишет С.В. Баженов, «полиграф помогает выбрать правильное направление расследования: проверить показания обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших; определить преступников в группе подозреваемых; выяснить неизвестные подробности дела; проверить наиболее подходящие версии» [3, с. 74].
Еще одним видом применения полиграфа – проведение проверок в целях получения новых доказательств в виде заключений специалиста или эксперта при производстве следственных действий.
Как отмечает Ю.И. Холодный, «применение психофизиологической экспертизы с использованием полиграфа качественно изменило существовавшее положение. Появилась возможность выявлять в памяти человека информацию, которую несут идеальные следы скрываемых им обстоятельств или событий преступления, сделало эту информацию доступной объективному изучению, а также позволило обнаружить наличие (или отсутствие) умышленных ее искажений при воспроизведении основных, принципиально важных обстоятельств для раскрытия и расследования преступления» [4, с. 51].
На сновании действующего законодательства эксперт, при производстве экспертизы, вправе использовать любые технические средства, которые обладают научной обоснованностью и методологией и не несут вред жизни и здоровью человека, и окружающей среде. Таким образом, какого-либо запрета на применение полиграфа при производстве судебной психофизиологической экспертизы нет, поэтому эксперт вправе использовать его для решения экспертных задач, поставленных перед ним, в соответствии с установленным процессуальным порядком производства экспертизы.
Проведение указанных исследований позволяет после возбуждения уголовного дела снизить информационную неопределенность, обобщить полученные в ходе проверки материалов, выбрать направление расследования, определить источники получения данных о преступлении, что позволяет экономит ресурсы, направленные на расследование уголовного дела.
Говоря о статистики применения указанных исследований, то, например, на сегодняшний день наблюдается повышение уровня применения полиграфического исследования при решении вопроса о возбуждении уголовного дела: в 2011 г. – 187, 2012 г. – 198, 2017 г. – 312, 2018 г. – 263, 2019 г. – 299 раз; при обосновании решения об отказе в возбуждении уголовного дела: в 2011 г. – 352, 2012 г. – 391, 2017 г. – 570, 2018 г. – 595, 2019 г. – 602 раза [5].
Современные реалии и дальнейшие перспективы применения полиграфа в Российской Федерации, определяют необходимость решения ряда взаимосвязанных проблем, касающихся в свою очередь: закрепления на законодательном уровне нормативно-правового акта, регламентирующего правовую основу, принципы и основания проведения исследования, порядок использования его результатов, а также обучения полиграфологов на том уровне, который соответствовал бы современным требованиям как следственной, так и судебной практики.
На сегодняшний день отечественное законодательство располагает определенной нормативной правовой базой применения полиграфа, однако невозможно отрицать наличия четко закрепленного законодательного акта в данном вопросе. Существует две точки зрения на указанную проблему. Одни авторы считают, нецелесообразным создание единого правового акта, объясняя это тем, что в каждом из силовых ведомств, использующих в своей деятельности полиграф, существуют инструкции, регламентирующие его применение. Так, например, возможность применения полиграфа подтверждается Приказом ФСБ России от 23.06.2011 № 277 «Об организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности», где в качестве одного из видов судебных экспертиз относят психофизиологическая экспертизу, под которой понимают исследование, направленное на диагностику наличия в памяти человека информации о событиях прошлого с использованием полиграфа [6]. Подобный приказ существует и в МВД. Другие же указывают на то, что ни в одном из действующих российских законов не только не регламентирует порядок применения полиграфа, порядок подготовки специалистов-полиграфологов и контроля их деятельности, но даже не упоминает этот прибор.
В 2010 году была предпринята попытка создания единого ФЗ «О применении полиграфа». Данный законопроект должен был регулировать применение полиграфа во всех сферах деятельности: правоохранительной, трудовой и т.д., но из-за многочисленных пробелов и неточностей он не был принят. На наш взгляд, видится необходимым создание конкретно-определенной нормативной базы в виде Федерального закона «О применении полиграфа», который четко и последовательно регламентировал бы как теоретические, так и практические основы применения такого технического средства, что могло бы положить начало существенным прогрессивным изменениям в вопросе придания заключению эксперта-полиграфолога доказательственного значения. Также видится необходимым включение опроса с применением полиграфа в перечень оперативно-розыскных мероприятий ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», что существенно повысит практическую значимость применяемого метода, а также будет способствовать более детальной проработке теоретической базы и в целом дальнейшему изучению такого технического средства, как полиграф, и его использования в целях оперативно-розыскной деятельности.
Особое внимание следует уделить проблеме квалификации и подготовке специалистов-полиграфологов. Это обусловлено тем, что полиграф является лишь инструментом, фиксирующим психофизиологические реакции организма человека, а специалист полиграфолог – ведущий в указанном тандеме, ведь именно он систематизирует все полученные данные, анализирует реакции, формулирует вопросы.
Полиграфолог – человек, который в силу своего образования и опыта способен проводить корректное и надежное полиграфологическое обследование подозреваемого с целью определения причастности его к расследуемому делу [7, 90].
Умение специалиста полиграфолога составлять, оформлять, а впоследствии обсуждать с опрашиваемым вопросы тестов является одним из основных, которыми должен владеть такой специалист. Ведь составление поистине качественных опросников или вопросников является своеобразным гарантом высокого уровня профессиональной и опытной подготовки специалиста-полиграфолога.
В 2015 году был подготовлен проект профессионального стандарта «Специалист по проведению психофизиологических исследований с применением полиграфа (полиграфолог)» [8]. В данном стандарте выделяются несколько групп требований. Так, первая группа представляет собой требования, касающиеся уровня образования и обучения: кандидат должен иметь высшее образования уровня специалитета или магистратуры с дополнительным профессиональным образованием по программам профессиональной переподготовке специалистов-полиграфологов (от 500 часов) и последующим повышением квалификации (от 16 часов). Вторая группа содержит требования по практическому опыту работы: оказание консультативной помощи при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, процессуальной деятельности, частной детективной и охранной деятельности возможно без опыта, но для проведения психофизиологического исследования и рецензировании заключения по результатам необходимо наличие опыта работы в качестве полиграфолога не менее двух лет. Третья группа представляет требования к условиям допуска к работе. Так, согласно стандарту, специалист-полиграфолог должен быть дееспособным гражданином, не имеющий непогашенных и неснятых судимостей за совершение умышленных преступлений, без каких-либо нарушений речи. На наш взгляд, вышеуказанные требования являются целесообразными и обоснованными, но недостаточно проработанными. На наш взгляд, необходимо дополнить проект профессионального стандарта условием обязательного прохождения стажировки по месту службы под контролем наставника, имеющего опыт работы в качестве полиграфолога не менее трех лет, для закрепления умений и навыков, полученных в ходе обучения работе с полиграфом.
В настоящее время в высших учебных заведениях отсутствуют образовательные программы, которые позволили бы студенту обучаться специальности полиграфолога. Такая образовательная деятельность ведется на уровне дополнительной подготовки.
В 2018 году были приняты методические рекомендации «Порядок назначения и проведения психофизиологических экспертиз и исследований с применением полиграфа в системе МВД России». В данных рекомендациях содержится пункт о квалификационных требованиях к полиграфологу, в котором сказано: «дополнительное профессиональное образование – обучение по программам профессиональной переподготовки специалистов-полиграфологов с получением документов (удостоверений, дипломов) государственного или установленного образца (выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность)». Однако на сегодняшний день получение указанного образования не является сложным – достаточно потратить пару дней на курсы. Поэтому видится необходимым более точного и детального регулирования данного вопроса путем принятия единых требований к подготовке специалистов данного профиля.
Таким образом, видится необходимым дополнить перечень, указанный в п. 22 Проекта ФЗ «О применении полиграфа» такими положениями как: «прошедшие обучение по программам специалитета, магистратуры в областях психологии, юриспруденции, медицины или педагогики, а также дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки специалистов-полиграфологов (от 500 часов), с условием последующего повышения квалификации», «отсутствие непогашенных или неснятых судимостей за совершение умышленного преступления», «отсутствие нарушений речи».
Вышеуказанные меры позволят повысить уровень практической помощи при расследовании уголовных дел, а также борьбе с преступностью. Исследование проблематики применения полиграфа является актуальным направлением и имеют большую практическую значимость в формировании практики использования результатов психофизиологических исследований в качестве доказательств.