Правила жизни и действия любого человека обязано являться осознанное и важное отношение человека к своему здоровью как к общественной ценности. Установлено, что самочувствие и поддержка жизни человека в большей степени зависит от него самого. Люди нередко теряют здоровье и погибают не только вследствие ДТП и аварий, но и в быту, на отдыхе и на природе. Безусловно, что качество и длительность жизни человека, а также состояние его самочувствия во многом определяется моделью поведения, формируемой в раннем возрасте. В соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одной из основных задач является задача охраны жизни и укрепления психического и физического здоровья детей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» одним из ключевых направлений организации жизнедеятельности является» овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни» [1].
Вопрос сбережения жизни и здоровья растущего поколения сегодня стал приковывать к себе пристальное внимание населения, педагогов и родителей, старающихся изменить обстановку в наилучшую сторону [2].
Вкладывать главные принципы здорового образа жизни наиболее оптимально еще в детстве.
Применять советы и рекомендации ведущих специалистов, работающих в сфере здоровьесбережения, а так же благодаря внедрению авторской методической разработки Е. Бохорского «Здоровячок» мы постарались создать в группе все условия для организации двигательной деятельности воспитанников, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, персональным отличительным чертам ребенка [5].
Важное требование полноценного формирования дошкольника – тесная связь ДОУ и семьи.
Спортивный центр, оснащен нестандартным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным совместно с родителями (султанчики для самомассажа, мешочки для метания, оборудование для дыхательной гимнастики, балансиры, кольцебросы и т.д.) пользуется большим спросом у наших воспитанников, так как они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной физической активности [7].
Нами подобраны и разработаны комплексы дыхательной гимнастики, динамических пауз, релаксации, пальчиковой гимнастики.
В своей работе мы используем такие формы оздоровления воспитанников, как психогимнастику, логоритмические игры, пантомимную гимнастику, что существенно повысило режимные моменты, а применение нетрадиционных конфигураций и способов оздоровления является средством обогащения формирования личности каждого нашего воспитанника [4].
База здорового образа жизни в детском возрасте является формирование гигиенических навыков. Посредством игр мы обучаем детей правильно пользоваться салфеткой и носовым платком, прививаем навыки одевания, раздевания, поведения за столом, правила умывания.
Каждое утро в детском саду мы начинаем с утренней гимнастики, которая сопровождается музыкой, усиливая ее оздоровительный эффект. Физкультурные занятия являются обязательной составляющей формирования основ здорового образа жизни, они способствуют укреплению самочувствия воспитанника, развитию физических качеств.
Устойчивость организма к негативным условиям окружающей среды зависит не только от личностных особенностей ребенка, но и от верного выполнения специализированных оздоровительных мероприятий, упражнений: пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития, дыхательная и пальчиковая гимнастики, бодрящая гимнастика после сна и ходьба по «ребристым дорожкам» – все это неотъемлемые составляющие ЗОЖ дошкольников, которые мы активно используем в своей работе [3].
Закаливание считается значимым звеном в системе по сохранению и укреплению самочувствия воспитанников, так как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию окружающей среды. В нашей работе мы применяем различные оздоровительные и закаливающие мероприятия:
- босохождение;
- массажные «дорожки здоровья»;
- умывание водой;
- полоскание рта после приема пищи;
- сухое обтирание.
Существенную роль в работе по развитию основ здорового образа жизни дошкольников мы отводим непосредственной образовательной деятельности по плану «Здоровячок» Е.М. Бохорский, которая благополучно реализуется в нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет. Внедрение нестандартных конфигураций оздоровления дают возможность своевременно убирать мышечное напряжение, повысить насыщенность ООД и работоспособность дошкольников. Кроме этого, вводя каждый раз, что-то новое (слова, мелодии и многое др.), мы способствуем не только увеличению интереса ребенка, но и формированию у них познавательных способностей [5].
Особое место в работе с детьми по формированию основ здорового образа жизни занимает взаимодействие с семьей. Вследствие близкого контакта с родителями мы узнаем о проблемах со здоровьем в каждой семье, рассказываем мамам и папам о существующих способах поддержания хорошего самочувствия воспитанников, приглашаем на открытые просмотры всех форм оздоровления и закаливания, просим принимать активное участие в создании необходимых условий с целью оздоровления (изготовление «массажных дорожек», приобретение инвентаря) и участие в активных формах работы с детьми – совместные спортивные праздники и развлечения, походы.
Таким образом, мы поддерживаем весьма близкую взаимосвязь с семьей по вопросам здоровья детей, информируя родителей о наших успехах и неудачах. И та деятельность, что проводится в детском саду, имеет продолжение в семьях, обеспечивая ее беспрерывность, а, следовательно, результативность.
Мы убеждены в правильности и действенности, подобранных нами мероприятий в формировании у дошкольников основ здорового образа жизни.
ЗОЖ становятся неотъемлемой составляющей нашего существования.