Психология творчества в развитии личности

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

личность
психология творчества
развитие
творческий процесс
творческое мышление

Аннотация статьи

Настоящее исследование посвящено анализу и характеристике психологии творчества в развитии личности. Автором выделены два основных вида деятельности, используемых в психологии творчества: репродуктивный и креативный. Кроме того, автором отмечены уровни творческого мышления. Также охарактеризованы особенности творческой личности.

Текст статьи

Тема психологии творчества в развитии личности является очень актуальной в нашей современной жизни. В мире, где требуется постоянное развитие и инновации, творческие способности становятся все более важными. Понимание того, как развивать и использовать свой потенциал для творчества, может помочь личности в достижении личных и профессиональных целей.

Психология творчества изучает, как люди создают новые и оригинальные идеи, и как эти идеи влияют на их поведение и личностное развитие. Исследования в этой области помогают понять, какие факторы способствуют или препятствуют творческому процессу, и какие стратегии и подходы могут помочь улучшить творческие способности.

Психология творчества также помогает в понимании того, как творческий процесс может использоваться в различных областях, таких как наука, искусство, бизнес, и т.д. Умение генерировать новые идеи и творчески подходить к решению проблем может быть очень полезным для карьерного и профессионального роста.

Кроме того, изучение психологии творчества может помочь в личностном развитии, так как творческий процесс способствует самовыражению, самопознанию, а также повышению самооценки и самоуважения.

Целью статьи является проведение анализа и характеристики психологии творчества в развитии личности.

Психология творчества является одной из наиболее интересных областей психологии, которая изучает креативные процессы и их влияние на развитие личности. Можно выделить следующие характеристики психологии творчества в развитии личности:

  1. Творчество является процессом, в котором личность активно включается в решение проблем и поиска новых идей. Этот процесс требует от индивида самостоятельности и оригинальности мышления.
  2. Личность, которая активно занимается творчеством, обладает развитой фантазией, способностью к ассоциативному мышлению и готовностью к экспериментам.
  3. Творчество требует от личности постоянного развития и совершенствования своих способностей, что способствует развитию самооценки и самоопределения.
  4. Работа над творческим проектом способствует улучшению коммуникативных навыков и способности к конструктивной критике.
  5. Творчество также помогает личности развивать свою интуицию и эмоциональный интеллект.
  6. Творческий процесс позволяет личности найти свою уникальность и индивидуальность, что способствует развитию личностной идентичности.
  7. Работа над творческим проектом может стимулировать личность к самопознанию, а также к поиску своего места в обществе.
  8. Творчество также способствует уменьшению стрессовых состояний, что является важным фактором для сохранения психического здоровья [1, c. 128].

В психологии творчества выделяются два основных вида деятельности: репродуктивный и креативный. Репродуктивный вид деятельности тесно связан с памятью, суть его состоит в том, что человек воспроизводит (или повторяет) ранее выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности, в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизводство действий, а создание нового, в основе которого лежат творческие способности. Творческие способности являются синтезом многих качеств, поэтому вопросы о компонентах творческого потенциала человека до сих пор остаются открытыми, хотя существует несколько подходов, раскрывающих данную проблематику.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности с особенностями мышления, интеллектом и др.

В основе творческого мышления лежит дивергентный образ мышления, характеризующийся следующими основными особенностями: скорость – способность выражать максимальное количество идей; гибкость – способность выражать широкий спектр идей; оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи.

Одним из важнейших факторов творческого развития личности является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей [2, c. 201].

Творчество может стать мощным инструментом для личностного роста. Различные формы творческой деятельности, такие как музыка, живопись, литература и танцы, могут помочь человеку раскрыть свой потенциал и развить свою личность. Творчество может помочь человеку научиться принимать риски и не бояться неудач. Творческие процессы часто связаны с неизвестностью и неопределенностью, что требует от человека готовности к экспериментированию и принятию рисков.

Условия эффективного развития творческих способностей вытекают из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил, поскольку способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до своих возможностей и постепенно поднимает его уровень.

Необходимое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении большой свободы в выборе деятельности, в чередовании и продолжительности занятий, в выборе способов, где интерес, эмоциональный подъем послужат гарантией того, что напряжение разума не приведет к переутомлению и пойдет на пользу.

Развитие творческой личности происходит во все периоды жизни и во всех сферах деятельности, поскольку каждый индивид имеет творческий потенциал разного уровня, а творческие способности поддаются воспитанию и культивированию [3, c. 283].

Творческое мышление психологи разделяют на уровни:

  1. Понятийно-логическое мышление: логичность, сообразительность, подвижность (аналитические компоненты).
  2. Чувственно-образное мышление: эмоциональная оценка произведений искусства. Эмоциональные компоненты.
  3. Наглядно-действенное мышление: выбор наиболее рационального и разумного решения, уметь видеть конечный результат. Созидательные компоненты.

Необходимо отметить, что художественно-образное мышление включает в себя все три уровня, т.е. все мыслительные компоненты [4, c. 93].

Творческая личность включает в себя ряд компонентов и характеристик, присущих этому понятию. К основным характеристикам творческой личности относят: способность к самоактуализации, креативность, готовность к риску, неравномерность успехов при изучении разных учебных предметов, наличие творческого потенциала, высокий уровень мотивации, готовность к риску, самобытность, развитие эмпатии, семантическая гибкость.

Характеризуя творческую личность в целом, можно констатировать следующие ее особенности:

  1. Интеллектуальный потенциал – гибкость, скорость, дивергентность, способность к подражанию.
  2. Любознательность – внутренняя познавательная мотивация, ощущение нового.
  3. Инициатива – постоянная активность и занятость, трудолюбие, любовь к трудностям.
  4. Независимость, самостоятельность, стремление к самовыражению [5, c. 271].

Таким образом, психология творчества выделяет основное направление в развитии творческих способностей, а именно – развитие воображения и различных качеств мышления, формирующих креативность личности диалектичности и системности мышления, поскольку развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. В процессе личностного роста и развития творческие способности не создаются, а высвобождаются, так считают многие психологи и преподаватели творческих специальностей. Поэтому развивая творческие способности всегда необходимо помнить, что творческие люди эклектичны, любознательны, они предпочитают новое и сложное привычному и простому. У них особое восприятие мира, творческие люди долго сохраняют живость восприятия, способность к удивлению и восхищению. Независимость мышления постоянно подталкивает личность на исследовательский путь, которого обычно боятся обычные люди. Учитывая все эти особенности творческой личности, преподаватель должен так организовывать занятия, чтобы личность раскрывала и развивала свой талант.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2009. – 434 с.
  2. Калошина И.П. Большая теорема Ферма и психология творчества: монография / И.П. Калошина. – М.: Юнити, 2014. – 319 c.
  3. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества / В.И. Петрушин. – М.: Академический проспект, 2008. – 490 c.
  4. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология мысли и чувства: Введение в ненаписанную книгу по психологии умственного творчества / Д.Н. Овсянико-Куликовский. – М.: КД Либроком, 2012. – 176 c.
  5. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества / Н.Т. Оганесян. – М.: МПСИ, Флинта, 2017. – 528 c.

Поделиться

4535

Шутов И. А. Психология творчества в развитии личности // Естествознание, технические и гуманитарные науки: перспективы, тенденции, результаты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 78-82. URL: https://apni.ru/article/5841-psikhologiya-tvorchestva-v-razvitii-lichnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря