Главная
Конференции
Инновационные направления исследований в сфере социально-гуманитарных наук
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего шко...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

мнемотехника
мнемотаблица
дидактический материал
психические процессы

Аннотация статьи

В статье раскрыты разнообразные технологии через использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для повышения уровня развития мыслительных операций с целью решения использовать мнемотехнику, которая наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.

Текст статьи

Работая в детском саду в старшей группе, я столкнулась с тем, что дети плохо работают в технологии мнемотехники, не хватает мыслительного воображения для работы с таблицами. Возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, дошкольники с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем-моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы могут быть предметными, предметно-схематическими и схематическими. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется: дается предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений, чем все остальные. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Но изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), пересказ информации с опорой на символы и воспроизведение мнемосхемы.

С помощью мнемотехники мы решаем следующие задачи:

  1. Развитие связной и диалогической речи.
  2. Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.
  3. Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
  4. Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
  5. Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Эффективность использования мнемотехники зависит от ряда условий, среди которых следует выделить: доступность содержания материала для детей каждой возрастной группы и использование различных приемов наглядного моделирования.

В области дошкольного образования используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, замещение, мнемотаблицы.

Пиктограмма представляет собой символическое изображение (рисунок), заменяющее слова.

Замещение – вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реальноусловными. Например, в качестве заместителей выступают бумажные детали: квадраты, круги, треугольники и др. Мнемотаблицы – условно-наглядная схема, в содержание которой заложена определенная информация (персонажи, природные явления, конкретные действия, др.) в виде графического изображения, включающего главные смысловые звенья сюжета.

Применение схем и моделей позволяет постепенно приучать детей находить связь слов в предложении. Наглядно-практический способ познания, присущий детям дошкольного возраста, обуславливает применение разнообразных моделей (схем, пиктограмм, символических изображений) с учетом следующих требований:

  • модели должны быть доступными для понимания детьми и строиться на знакомом материале;
  • четко и ярко передавать особенности предмета или явления, которые должен запомнить ребенок;
  • выступать в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность;
  • обладать универсальной символизацией;
  • элементами модели могут быть символы заместители важных характеристик предмета.

Современная мнемотехника включает в себя большой набор универсальных и унифицированных приемов:

  • прием «буквенный код» позволяет образовывать смысловые фразы на основе начальных букв запоминаемой информации;
  • прием «ассоциация» основан на нахождении ярких, необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией;
  • прием «рифмы» позволяет создавать рифмованные пары слов или четверостиший, содержащих запоминаемый материал;
  • прием «созвучие» направлен на повышение качества запоминания новых понятий, в том числе, иностранных слов посредством поиска известных и созвучных слов или словосочетаний;
  • прием «римская комната» состоит в том, чтобы предметам или объектам, которые следует запомнить, присвоить отдельное место в хорошо известной комнате.

Мнемотехника опирается на определенные принципы работы, среди которых необходимо выделить принципы постепенности, принцип «от простого к сложному», принцип развивающего обучения, принципы предметности, наглядности, и др.

Например, постепенность освоения детьми приемов мнемотехники соответствует принципу «от простого к сложному» и предполагает поочередное:

  • освоение детьми мнемоквадратов (представляют собой несложное изображение, которое обозначает слово, словосочетание или простое предложение);
  • освоение детьми мнемодорожки (коллаж из четырех простых изображений, опираясь на которые ребенок учится составлять небольшие рассказы и истории в 2-4 предложения);
  • освоение детьми мнемотаблиц (схем с заложенным текстом), составленных таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ или сказку, отгадать загадку, проговорить скороговорку, выучить стихотворение, др.

Мнемотаблицы – это самая сложная структура. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Поэтому используются мнемотаблицы-схемы для ознакомления дошкольников с окружающим мир, при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, при обучении составу числа, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Следует рассмотреть алгоритм использования мнемотаблиц с детьми дошкольного возраста при разучивании стихов.

Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению, желательно на каждую строчку. Картинки должны быть яркими, красочными и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются перед детьми. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

При заучивании стихотворений на более поздних этапах педагог подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст.

Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течение дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу.

На следующем этапе дети придумывают рисунки – символы («шифруют») к стихотворению вместе с педагогом.

Можно привести следующий пример. Старшим дошкольником было предложено для заучивания стихотворение «Подарки осени». На каждое слово или словосочетание рисовалось символическое изображение.

Ходит осень в нашем парке, («ходит» – рисуем ножки, «осень» – будет овал или буква «О», «в нашем парке» – лужок с деревьями)

Дарит осень всем подарки. («дарит» – рисуем открытые ладошки, «осень» – овал или буква «О», «всем подарки» – подарок с круглой стрелочкой вокруг)

Бусы красные – рябине, (рисуем бусы, лист рябины)

Фартук розовый – осине, (фартук розовый, лист осины)

Зонтик желтый – тополям, (зонтик желтый, лист тополя)

Фрукты осень дарит нам! (рисуем яблоки, груши, «осень» – овал или буква «О», «дарит нам» – ладошки или схематичное изображение человечков).

Список литературы

  1. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: И.В. Андреева. – СПб.: 2004. – 152 с.
  2. Артамонова Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования: Е.Г. Артамонова. – М.: 2005. – 175 с.
  3. Брагина Е.И. Использование мнемотехнических приемов в словарноорфографический работе в начальной школе / Е.И. Брагина. – Начальная школа: плюс до и после. – М.: – 2008. – №9. – С. 1-3.
  4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. – М.: Ось-89, 2007. – 127 с.
  5. Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения: Издательство «Учитель». – Волгоград, 1999. – 52 с.
  6. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей / Л.В. Черемошкина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 96 с.
  7. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности школьников как фактор успешности воспроизведения учебного материала / Л.В. Черемошкина, Т.Н. Осинина. – Психология обучения. – 2011. – №4. – С. 21-36.
  8. Шадриков В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. – М.: 1990. – 176 с.

Поделиться

850

Старокожева Е. В. Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Инновационные направления исследований в сфере социально-гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/5843-ispolzovanie-mnemotekhniki-v-rabote-s-detmi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января