Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Риски формирования и исполнения федерального бюджета России и пути их минимизаци...

Риски формирования и исполнения федерального бюджета России и пути их минимизации в современных условиях

Научный руководитель

Сукиасян Асатур Альбертович

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

федеральный бюджет
государственные финансы
потолок цен
Фонд национального благосостояния

Аннотация статьи

В статье представлены вопросы формирования актуального бюджета РФ на 2023-2024 годы.

Текст статьи

Федеральный бюджет России является основным инструментом управления экономикой страны. Он формируется ежегодно на основе прогноза социально-экономического развития и представляет собой план доходов и расходов государства на следующий год.

Формирование федерального бюджета России осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О бюджетной системе Российской Федерации». При этом учитываются текущие экономические условия, тенденции и перспективы развития страны.

Процесс формирования бюджета начинается с подготовки прогноза доходов и расходов на следующий год. Его составляют специалисты Министерства экономического развития Российской Федерации, анализируя экономические и социальные данные о стране.

Далее, этот прогноз подвергается обсуждению и согласованию с другими ведомствами государства и регионами России. Также проводятся консультации с крупными предпринимателями, общественными организациями и экономическими экспертами.

Как только прогноз доходов и расходов сформирован и согласован с общественностью, начинается составление проекта федерального бюджета. При этом учитывается итоговый вариант прогноза, а также регулирование расходов в коротком и среднесрочном периодах.

Проект бюджета проходит государственную экспертизу и рассматривается на заседании правительства. После принятия правительством проекта бюджета он направляется в Государственную Думу и Совет Федерации для рассмотрения и утверждения.

Особенностью формирования федерального бюджета России является то, что он рассчитывается на основе принципов баланса доходов и расходов, а также учета основных направлений экономической политики государства. Кроме того, федеральный бюджет имеет особенности распределения средств между различными уровнями власти – от федерального до регионального.

Важным фактором формирования федерального бюджета России является развитие экономики и обеспечение социальной защищенности населения. Для реализации этой цели в бюджете предусмотрены финансовые ресурсы на научно-техническое развитие, социальную сферу, культуру и спорт, а также на развитие регионов страны.

Таким образом, формирование федерального бюджета России – это сложный процесс, требующий учета многочисленных факторов и принципов. Он направлен на обеспечение экономического и социального развития страны, обеспечение благосостояния населения и развитие региональных экономических систем.

2023 год для Российского федерального бюджета является одним из самых сложных за последний период.

Согласно плановым расчетам, этот бюджет дефицитный, расходы страны будут выше ее доходов почти на 3 триллиона рублей (см. рис. 1).

Рис. 1. Дефицит и профицит федерального бюджета РФ

Особенностью сформированного бюджета является рекордность запланированных трат на армию и финансирование силовых структур. Покрытие дефицита планируют проводить за счет ранее накопленных резервов, а также наращивания госдолга.

В 2023 году ставки налогов не будут изменены, что повлияет на доходную часть бюджета. Ожидается, что налоговые доходы составят 17,6% от ВВП. В то же время увеличение объема нефтегазовых поставок за рубеж позволит увеличить доходы от экспорта и снизить долю налогов в доходной части бюджета.

Расходная часть бюджета в 2023 году будет направлена на социальные нужды и инфраструктурные проекты. В частности, планируется увеличение финансирования на научно-технологический развитие на 11% по сравнению с 2022 годом.

Также в бюджете 2023 года заложены затраты на дальнейшую модернизацию транспортной и логистической инфраструктуры, что обеспечит экономический рост и усиление конкурентоспособности страны.

В заключение, можно сказать, что федеральный бюджет России 2023 года будет ориентирован на социальные и экономические потребности страны, а также на развитие науки, транспорта и логистики. Благодаря этому можно ожидать улучшения жизни граждан и увеличения экономической стабильности в России.

Планирование текущего бюджета происходило в условиях геополитического кризиса и санкций. Имеющиеся в настоящий момент международные санкции могут стать причиной непополнения государственной казны. А украинские события добавляют финансовую нагрузку на федеральный бюджет. Часть финансовых экспертов уже назвали текущий бюджет мобилизационным или оборонным. Кроме этого, текущий бюджет отличает повышенная закрытость – почти четверть государственных расходов не будет опубликована.

Считается, что оценки Минэкономразвития по ряду показателей макропрогноза является оптимистичными. Например, это справедливо по параметрам экспорта, импорта и курсу рубля. Эти параметры можно включить в число рисков исполнения бюджета [1].

Но предполагается, что покрытие рисков, в случае, если доходная часть бюджета не будет наполнена согласно запланированным параметрам, будет компенсировано при помощи заимствований или же средствами ФНБ (см. рис. 2). При этом кардинальных налоговых изменений для всего бизнеса или граждан не планируется. Единственное, где произошли изменения, это точечная коррекция рентных налогов».

Рис. 2. Соотношение доходов и расходов федерального бюджета РФ

В настоящее время Россия является одним из ведущих производителей нефти и газа в мире. Тем не менее санкции, наложенные на Россию западными странами в связи с событиями в Украине, создают серьезные проблемы для российской нефтегазовой отрасли.

Санкции, в первую очередь, затрагивают инфраструктуру нефтегазовой отрасли, такую как морские и трубопроводные транспортные системы для экспорта нефти и газа. Кроме того, запреты на импорт многих товаров, в том числе техники и оборудования для разведки и добычи нефти и газа, оказывают существенное влияние на отрасль.

В связи с этим, планирование доходов от нефти и газа в России в 2023 году представляет собой сложную задачу. Однако, несмотря на эти проблемы, Россия планирует увеличить свою добычу нефти и газа в ближайшие годы.

В соответствии с планами, до 2023 года Россия планирует добывать 575-590 миллионов тонн нефти в год. При этом экспорт нефти в 2023 году планируется на уровне 250-270 миллионов тонн. Добыча газа также будет увеличиваться, достигая 650-680 миллиардов кубометров в год.

Одной из главных задач России в ближайшие годы является укрепление своих экономических партнерских отношений с другими странами, в первую очередь, с Китаем, Индией и Ближним Востоком. Россия также активно ищет новые рынки для экспорта нефти и газа, например, в Азии и Африке.

Однако создание новых партнерств и рынков экспорта требует значительных инвестиций и вложений, которых может не хватить из-за санкций. Поэтому, Россия также планирует снизить свою зависимость от экспорта сырья и начать развивать другие отрасли экономики, такие как высокотехнологичные производства, информационные технологии, фармацевтику и другие.

В целом федеральный бюджет на ближайшие три года можно назвать устойчивым. Есть определенные резервы для финансирования дефицита бюджета– это и средства ФНБ, и крайне низкий уровень госдолга, который легко может быть увеличен без рисков для макроэкономической стабильности.

С учетом больших и плохо предсказуемых рисков бюджет выглядит устойчиво, его параметры достаточно консервативны, но его исполнение зависит от неэкономических факторов.

Список литературы

  1. Соколов И.А. Проект федерального бюджета на 2022-2024 годы: обеспечение устойчивости государственных финансов / Экономическое развитие России. 2021. Том 28, № 11 (ноябрь 2021).
  2. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О Федеральном Бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» http://council.gov.ru/media/files/Qulh2hVvqtqSKTWVRmOkAeLYvJClXJvi.pdf
  3. Экспертное заключение института экономики Российской академии наук На проект федерального бюджета РФ на 2021 г. и на Плановый период 2022-2023 гг. Подготовлено группой сотрудников ИЭ РАН в составе: к.э.н. Букина И.С.; д.э.н., проф. Бухвальд Е.М.; д.э.н, проф. Быковская Ю.В.; к.э.н. Иванов Е.А., д.э.н.; проф. Казанцев С.В.; д.э.н., проф. Караваева И.В.; д.э.н. Коломиец А.Г.; к.э.н., доц. Колпакова И.А.; к.э.н., проф. Лев М.Ю.; д.э.н. Лыкова Л.Н.

Поделиться

1007

Танрывердиева Э. Х. Риски формирования и исполнения федерального бюджета России и пути их минимизации в современных условиях // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.II.С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/5844-riski-formirovaniya-i-ispolneniya-federalnogo

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа