Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
К вопросу о использовании деятельностного метода на занятиях в ГПД

К вопросу о использовании деятельностного метода на занятиях в ГПД

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

деятельностный метод
проблемная ситуация
самопроверка
самоконтроль
рефлексия

Аннотация статьи

Статья посвящена проблемно-деятельностному методу, поскольку он может эффективно применяться в процессе формирования активности ребёнка не только в учебной деятельности на уроках, но и во время занятий в ГПД.

Текст статьи

Сегодня перед учителем и воспитателем стоит не простая задача – создать условия для развития творческих способностей детей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель и воспитатель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Потребность современного общества такова, что, вступая во взрослую жизнь, выпускники будут постоянно сталкиваться с проблемой выбора, будут самостоятельно искать ответы на жизненные вопросы и принимать самостоятельные решения.

Как учить и воспитывать детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. И найти ответы помогает технология деятельностного подхода, настоящий инструмент учителя и воспитателя, позволяющий решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Теперь задача взрослого организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненно важных проблем – вот чему необходимо научить своих воспитанников. Основной формой организации учебной работы в школе при помощи, которой осуществляется воспитание и развитие личности ученика, был и остается урок. Современный урок – это урок, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. А значит, именно такие уроки или занятия позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Согласно ФГОС, современный урок – целостная, логически завершенная часть образовательного пространства. Главной методической целью урока и занятия является создание условий для проявления познавательной активности учеников, но при этом урок можно построить по-разному – структурных вариантов достаточно много. Важно, чтобы учитель и воспитатель легко ориентировались в типологии уроков. При этом во всех типах урока должны быть реализованы принципы деятельностного подхода к обучению и развитию младших школьников.

По дидактической цели уроки или занятия классифицируют на четыре типа. «Открытие» нового знания – это создание учителем и воспитателем условий, благоприятствующих развитию познавательного процесса на новом материале; стимулирование его активного восприятия детьми; организация поиска, приобретения, усвоения, освоения нового материала.

«Отработка умений и рефлексии». Отличительной особенностью этого вида является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.

На занятиях «развивающего контроля» акцент делается прежде всего на согласовании критериев оценивания результатов деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.

Занятия общеметодологической направленности являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета во внеурочной деятельности или на специально отведенных для этого уроков.

Одним из важных этапов занятия я считаю этап мотивации учащихся к учебной деятельности. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение.

На следующем этапе занятия детям предлагается попытаться самостоятельно выполнить индивидуальные задания на применение нового знания, с целью фиксации возникшего затруднения или его обоснования.

Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. Я выслушиваю все мнения с большим интересом. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Я только немного направляю их, подвожу к открытию нового знания. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм действий.

Очень важным при организации практической работы я считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в группе и паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Самостоятельной работе отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Если прежде самостоятельная деятельность детей использовалась только с целью контроля уровня знаний и умений, то в условиях ФГОС самостоятельная деятельность осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели.

Очень важно, чтобы дети, овладевая новыми знаниями, могли самостоятельно применять их в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия – это как бы разговор ученика с самим собой.

Основной целью этапа рефлексии является самооценка детьми результатов своей деятельности. Важно, чтобы рефлексия была направлена не только на достигнутые результаты, но и на сам процесс деятельности.

Остановимся на некоторых этапах занятия. «Выявление места и причины затруднений». Основная цель этого этапа – организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы дети:

  • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
  • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
  • предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
  • выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
  • выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

  • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
  • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
  • применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;
  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.

Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее – по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют. Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Мы, учителя и воспитатели, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время – это время величайших перемен и возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Учителю совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность, вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности.

Подводя итог, хочется отметить, что учитель и воспитатель, которые влюблены в свою профессию, способны достигнуть многого, у них есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС.

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Педагогика. – 2009. №4.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004.
  4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004.
  5. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. http://festival.1september.ru/articles/419748/
  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004.
  7. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  8. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  9. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении – основа ФГОС. – М: Эйдос, 2012.

Поделиться

446

Ненишина Н. А. К вопросу о использовании деятельностного метода на занятиях в ГПД // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.II.С. 51-54. URL: https://apni.ru/article/5845-k-voprosu-o-ispolzovanii-deyatelnostnogo-meto

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа