Профилактика делинквентного поведения в подростковой среде является актуальной проблемой современности, так как асоциальные проявления оказывают негативное влияние не только на развитие самой личности ребенка, но и деструктивно влияют на общество в целом. В связи с возрастанием количества правонарушений среди подростков возросла и роль социально-педагогической работы с ними. Необходима разработка программ профилактики, которые успешно решат нашу проблему.
Как правило, подростки, проявившие делинквентное поведение, имеют низкий уровень правовой культуры. Можно выделить следующие особенности правосознания таких подростков:
- незнание законодательства;
- неумение соотнести свое поведение с правовым поведением;
- неумение применять законные методы решения проблемных ситуаций;
- влияние взрослых или группы [1, c. 140].
Поэтому можно предположить, что для того, чтобы снизить риск дальнейшего проявления делинквентного поведения у подростков, необходимо сформировать у них правосознание, их правовую культуру личности.
В данный момент активно разрабатываются новые и новые методики работы, пересматриваются старые подходы работы в образовательных учреждениях.
Важным моментом в работе по профилактике делинквентного поведения является формирование у подростка позитивных представлений о правовой норме. Конечно, формировать данные представления следует начинать еще в младшем школьном звене, когда закладываются фундаментальные взгляды. Правовые представления – это некий образ правовых действий, возникающий на основе воображения ребенка. Поэтому технология формирования у ребенка правовой нормы предшествует этапу профилактики делинквентного поведения. Сюда входит разъяснение представлений о социальных нормах, об их важности и о том, что последует за их нарушение. Затем непосредственно формируются представления о правовой норме, для чего они созданы и что бывает за их неисполнение [2, c. 387].
Методы формирования правовой культуры подростков могут быть разные:
- познание самим подростком правовых норм;
- организованная работа в образовательной организации в контексте урочных и внеурочных занятий;
- деятельность правоохранительных органов;
- повышение правовой культуры педагогических работников и родителей [3, c. 167].
После этапа сформированности представлений о добре и зле, начинают формироваться моральные качества личности, и эти качества начинают проявляться в поведении подростка. Подросток оценивает свое поведение и поведение окружающих, оказывает помощь людям, приходит к выводу о необходимости правомерного поведения.
Технология профилактики делинквентного поведения подразумевает проведение бесед с обучающимися со стороны педагогических работников: учителей-предметников, классного руководителя, администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, а также родителей и законных представителей подростка. Занятия с подростками могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. На этих тренингах вырабатывается культурный стиль правомерного поведения, когда подростки выбирают, как им поступить в различных ситуациях в контексте закона. Они учатся пользоваться своими правами, добиваться своего в контексте закона, осознают ответственность за нарушение нормы права.
Социальный педагог в процессе работы по формированию правовой культуры делинквентных подростков должен придерживаться следующих принципов:
- принципы системности и индивидуальности. Эти подходы заключаются в том, что работа должна носить комплексный характер и иметь персональную направленность, то есть, учитывать индивидуальные особенности (психологические, физиологические, социальные) подростка;
- поощрение интереса к донесенной информации;
- стимулирование подростков к изучению правовой регуляции общества;
- изучение правовых норм и их актуализация в жизни подростка, привитие ему осознания своих действий в контексте закона.
Создание правовой культуры – важный этап по профилактике делинквентного поведение в подростковой среде. Правовые нормы не только помогают в социализации, но и способствуют социальной активности подростка, дают возможность выбирать законные способы защиты своих интересов. Изучение подростками правовых норм может включать в себя: изучение Конституции РФ, уголовного кодекса, кодекса об административных правонарушениях, семейный кодекс, трудовой кодекс и так далее. Эти основные нормативно-правовые акты помогут подросткам минимизировать деструктивные проявления в их поведении.
Основные формы профилактической работы: правовые лекции и беседы, организация диспутов, показ видеоматериалов по теме, обсуждение научной литературы и художественных произведений, тематические встречи. Социальный педагог, работая с группой делинквентных подростков должен учитывать то, что нужно стараться давать возможность проявить активную позицию подростков. Именно так формируется их самостоятельность, инициативность, их лидерские способности и складывание авторитета [4, c. 37].
Таким образом, важным моментом для предупреждения делинквентного поведения в подростковой среде является формирование правовых норм, ведь зная законные методы борьбы за свои интересы, подросткам меньше захочется их нарушать.