Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их д...

Право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц: теория и практика реализации

Автор(-ы):

Туаева Фатима Асланбековна

17 марта 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

должностные лица
обжалование
органы исполнительной власти
суд
административный порядок обжалования

Аннотация статьи

Настоящее исследование посвящено рассмотрению теорий и практики реализации права на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Проанализированы законодательные особенности обжалования действий (бездействия) органов исполнительной власти. Автором отмечены особенности жалобы на действия (бездействия) органов исполнительной власти.

Текст статьи

Эффективность функционирования механизма административного обжалования определяется рядом факторов, среди которых необходимо выделить качество и уровень нормативной регламентации общественных отношений, регулируемых данным правовым институтом и уровень обеспечения его юридическими гарантиями.

Данная тема исследования является актуальной и важной в современном обществе. Эта тема связана с гражданскими правами и свободами, а также с правом граждан на доступ к правосудию и защите их законных интересов.

В современном мире, где государственные органы и должностные лица имеют значительную власть и влияние на жизнь граждан, неизбежно возникают ситуации, когда они могут нарушить права и свободы граждан, или не выполнить свои обязанности. В таких случаях гражданам необходимо иметь возможность обжаловать действия или бездействие органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц является важным механизмом защиты прав и свобод граждан. Оно обеспечивает возможность граждан обратиться в суд или другие компетентные органы для защиты своих прав и интересов, если они были нарушены органами исполнительной власти.

Кроме того, право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц является гарантией того, что государственные органы будут работать в соответствии с законом и не будут нарушать права и свободы граждан.

Целью исследования является проведение анализа теории и практика реализации права на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц в условиях современности.

Следует отметить, что право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц является одним из основных инструментов защиты прав граждан и юридических лиц в государстве. Это право закреплено в статье 46 Конституции Российской Федерации и законодательстве о государственной власти.

Теория предполагает, что граждане и юридические лица могут обжаловать любые действия (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц в вышестоящих органах исполнительной власти, судах и других компетентных органах. В соответствии с законодательством, жалобы могут быть направлены в орган, который принял решение, или в вышестоящий орган исполнительной власти [1, c. 8].

Практика реализации права на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц не всегда эффективна. Часто жалобы не рассматриваются в срок, предусмотренный законодательством, или не учитываются по существу. В связи с этим, граждане и юридические лица могут обратиться в суд, чтобы защитить свои права.

Важно отметить, что право на обжалование не означает автоматической отмены решения органа исполнительной власти. Решение может быть отменено только в случае нарушения законодательства или прав граждан и юридических лиц. В случае отказа в удовлетворении жалобы, граждане и юридические лица могут обратиться в суд за защитой своих прав [3, c. 97].

В судебном порядке могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо исполняют такие обязанности по специальному полномочию [2, c. 22].

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Наиболее существенными особенностями обжалования по сравнению с другими видами обращений как средства обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц можно выделить следующие:

  • на жалобы приходится большой по сравнению с другими видами обращений объем информации о нарушении законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти;
  • право на подачу жалобы является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом личности, предусмотренным Конституцией Российской Федерации;
  • основанием подачи жалобы является решение, действия или бездействие должностных лиц органов исполнительной власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей [4, c. 82];
  • двойная природа жалобы также является ее особенностью: с одной стороны, она способ защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а с другой – сигнализирует об имеющихся недостатках в работе органов исполнительной власти, способствует устранению последних, улучшению ее работы и т.д.;
  • лицам, чьи права нарушены, предоставлено право обратиться с жалобой не только в высший орган, но и непосредственно в суд;
  • жалоба может быть определенной основой применения других средств обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, в частности контроля и надзора [5, c. 161].

Таким образом, вопросы защиты прав граждан в отношениях с органами государственной власти приобрели особую актуальность в связи с воплощаемой в жизнь общества переориентацией отношений в системе гражданин – государство и его органы. Сама же система обжалования состоит из двух частей взаимосвязанных друг с другом: административное обжалование и судебное обжалование. Административный порядок рассмотрения жалоб позволяет гражданам в кратчайшие сроки восстановить свои нарушенные права и законные интересы. Примечательной особенностью административного порядка обжалования выступает то, что в ряде случаев он бывает обязательным при решении обжаловать решения в судебном порядке.

Список литературы

  1. Андреева Л.А., Богданов А.Г. Актуальные проблемы административного судопроизводства. – 2015. – № 7-8 (48). – С. 6-10.
  2. Гриб В.В. Обращение граждан в органы государственной и местной власти как эффективная правовая форма воздействия на публичную власть // Юридический мир. – 2010. – № 12. – С. 20-23.
  3. Зарембо Е.С. Особенности обжалования решений, действий, бездействий некоторых органов государственной власти российской федерации и их должностных лиц // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2018. – № 1. – С. 96-98.
  4. Трофимова И.А. Бездействие государственных органов и споры с ними по этим вопросам // Административное право. – 2020. – № 3. – С. 81-85.
  5. Морозова К.Н. Проблемы обжалования решений, действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц / К.Н. Морозова // Молодой ученый. – 2022. – № 44 (439). – С. 159-163.

Поделиться

292

Туаева Ф. А. Право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц: теория и практика реализации // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.I.С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/5851-pravo-na-obzhalovanie-dejstvij-bezdejstviya

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня