Главная
АИ #12 (142)
Статьи журнала АИ #12 (142)
Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОУ по фор...

Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОУ по формированию основ экономической культуры дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

финансовая грамотность
технологии
методы и приемы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются эффективные технологии методы и формы организации образовательной деятельности в ДОУ по формированию основ экономической культуры детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Старший дошкольный возраст лучший период для приобретения первичного опыта ориентировки в элементарных экономических явлениях, для формирования основы в создании будущего экономического мышления.

Поэтому формирование основ экономической культуры у старших дошкольников является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения. Основной целью которой является способствовать вхождению дошкольника в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста в работе по формированию основ финансовой грамотности использую как традиционные формы и методы, так и современные, инновационные.

В первую очередь, это использование технологии организации сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач экономического воспитания дошкольников.

Играя, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике, моделируют реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В центре сюжетно – ролевых игр наиболее востребованы детьми игровые модули «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Рекламное агентство», «Строительство дома», «Магазин», создаются условия для развития у детей интереса к производству новой продукции, к эффективности рекламы, к различным идам профессий.

Ознакомление воспитанников с миром экономики, доступного этому возрасту, осуществлялось через дидактические игры, настольно-печатные, словесные, например, «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки». В играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Чтение художественной литературы, рассказывание сказок, проведение пальчиковых гимнастик, физкультурных минуток способствовали в непринужденной форме знакомству детей с новой информацией об экономических понятиях.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных экономических понятиях, формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов. В связи с этим широко используем в работе с воспитанниками просмотры мультипликационных фильмов, видеороликов, онлайн-трансляций, виртуальных экскурсий, которые в непринужденной форме способствуют вхождению ребенка в социально-экономическую жизнь, знакомству с представителями профессии, и результатами их труда. Можно использовать в работе цикл фильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и др.

В рамках технологии «Гость группы» были организованы встречи дошкольников с людьми разных профессий: сотрудник Сбербанка, почтальон, полицейский, пожарный, шофер, которые в занимательной форме рассказывали детям о специфике своей профессиональной деятельности, наглядно демонстрировали орудия труда и способы работы с ними.

Организация театрализованной деятельности, спортивных и досуговых развлечений позволила в занимательной игровой форме продолжать знакомить детей понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг

Продуктивная деятельность является важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления. На занятиях по ручному труду мы готовим игровое оборудование для экономических игр: делаем игрушечные конфеты, шьем бумажные платья, изготавливаем рекламные буклеты и плакаты.

Приемы и методы ТРИЗ-технологии позволили развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, умение мыслить системно с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Использую метод проблемных ситуаций; метод исследовательских ситуаций; ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион».

Использование кейс-технологии позволяет дошкольникам самостоятельно изучать познавательный материал, финансовые ситуации и решать, как надо действовать. Материалы кейса должны не просто описывать реальные жизненные ситуации, а представлять собой единый информационный комплекс, который позволит детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов, как её решить. Кейсы могут содержать комплекты проблемных картинок, фотографий, карточек, носителей аудио- или видеоинформации, книжки-малышки, раскраски, пазлы, настольно-печатные познавательные экономические игры, головоломки, ребусы. Задача детей – самостоятельно найти решение кейса. Необходимо дать возможность детям анализировать, делать выводы, строить предположения. Чтобы помочь воспитанникам, задайте вопросы, например: Что в кейсе? О чём пойдёт речь? В чём состоит проблема? Что может произойти? Как вы можете решить эту проблему?

Этапы работы с кейсом: 1. Разработать проблемную ситуацию. 2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы. 3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомиться с ним. 4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, озвучить задание. 5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса. 6. Поддержать дискуссию в группах, помочь оценить решение ситуаций, которые предлагали дети. 7. Выслушать, посмотреть, проверить решения детей. 8. Подвести итоги.

Использование технологии «майндмэппинг» или проще говоря, «интеллект-карт» – удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи понятий. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определённую схему действий, упрощающие процесс запоминания. Основной темой интеллект-карты может быть: «Семейный бюджет», «Деньги», «Все работы хороши».

С воспитанниками совместно с родителями занимаемся коллекционированием. Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т.д.).

Широко использую цифровые образовательные технологии: мультимедийные презентации, компьютерные игры, образовательные платформы экономической направленности.

Активно внедряем создание мультфильмов. Современные мульти-студии позволяют детям освоить азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающих режиссеров. При грамотном педагогическом подходе интерес к мультфильмам можно использовать и как средство формирования основ финансовой грамотности – создавать мультфильмы по придуманным стихам и сказкам или по сказкам.

Список литературы

  1. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения // Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.
  2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
  3. Емельянова М.Н. Технология организации познавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 9. – С. 9–16.

Поделиться

542

Слепченко М. Н., Скрыпаль Э. А., Сотникова Н. Ю. Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОУ по формированию основ экономической культуры дошкольников // Актуальные исследования. 2023. №12 (142). Ч.II.С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/5853-tekhnologii-metodi-i-formi-organizatsii-obraz

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа