Разработка информационной системы. Расписание средней образовательной школы на примере МАОУ города Иркутска средней общеобразовательной школы № 69

В последнее время развитие компьютерных технологии сделало огромный скачок. Данные обстоятельства позволили отказаться от бумажных носителей во многих сферах человеческой деятельности. Школы, так же не стали исключением. Они начали активно внедрять в систему образования электронные расписания и другие ресурсы, позволяющие уйти от бумажных носителей и упростить взаимодействие между учителем и учеником. Электронное расписание позволяет получать информацию об успеваемости ученика в режиме реального времени; обеспечивает доступ к домашнему заданию. Кроме этого, в функции электронного расписания возможно заложить дополнительные возможности, например, новости школы и т.д. В настоящее время существует ряд разработок электронных расписаний. Они входят в программное обеспечение, которое называется «электронное расписание». Перечень такого программного обеспечения очень широк. Однако они не дают возможности построения структуры программного обеспечения под нужды конкретной школы.

Аннотация статьи
компьютерные технологии
информационная система
программное обеспечение
школа
электронное расписание
общеобразовательное учреждение
Ключевые слова

Проблема с бумажными дневниками или журналами заключается в том, что их можно потерять или уничтожить. Электронное расписание для школьников надежно и безопасно хранится в облаке или на сервере [1].

Электронное расписание – это цифровой аналог обычного школьного дневника. Такой сервис позволяет родителям быть в курсе успеваемости своего ребенка. Электронное расписание позволяет получить всю информацию в электронном виде оперативно. Доступ к такой информации имеют учителя, ученики и их родители.

Такая автоматизированная система, как электронный дневник позволит решить ряд существующих задач:

  • изменение расписания уроков;
  • информация о собрании родителей;
  • учительские отчеты;
  • студенческий рейтинг;
  • результаты учебы ученика (его оценки);
  • домашнее задание;
  • школьный чат;
  • школьные новости и т.д.

В целом, автоматизированная информационная система должна решать следующие задачи:

1. Формировать расписание с учетом текущей ситуации:

  • аудиторный фонд;
  • количество классов обучения;
  • количество учителей.

2. Формировать расписание с оптимальными условиями:

  • отсутствие «окон» в расписании;
  • оптимальная загрузка учебных классов;
  • гибкая корректировка расписания (в случае болезни или отпуска учителя) и формирование расписания на стенд с расписанием.

3. Информационная рассылка об изменении (взаимосвязь с Дневник.ру).

К положительным сторонам электронного расписания можно отнести:

  • невозможность потерять дневник;
  • постоянный контроль родителей за успеваемостью и посещаемостью ребенка;
  • неспособность исправить оценки;
  • простота интерактивного общения педагога и родителей;
  • экономия на канцтоварах для школы - бумаге, ручках, папках и т.д.;
  • упрощение анализа производительности для учителей;
  • простота использования;
  • конфиденциальность личной информации.

На сегодняшний момент существует несколько готовых электронных решений. Одним из таких является Электронный дневник на портале Госуслуги (рис.1). 

Рис. 1. Электронный дневник на портале Госуслуги

В онлайн режиме в личном кабинете Госуслуг родителя будет отображаться следующая информация:

  • расписание занятий ребенка;
  • оценки ребенка;
  • информация о школе;
  • портфолио учащегося;
  • домашнее задание.

Данное нововведение было добавлено относительно недавно. Оно должно обеспечить доступ родителей к информации об успеваемости своего ребенка, так как большинство населения РФ имеют аккаунт в личном кабинете Госуслуг.

Еще одним интересным решением в плане формирования электронного расписания является программное обеспечение от компании 1С: Автоматизированное составление расписания (рис.2).

Рис. 2. 1С: Автоматизированное составление расписания

1С: Автоматизация составления расписания – классическая задача в системах управления учебной деятельностью. Процесс составления расписания является в некотором смысле итоговым в цепочке сопровождения образовательной деятельности, и его автоматизация выявляет все несогласованности и недостатки предшествующих процессов.

Среди подобных информационных систем особенно выделяется еще одна Российская разработка: Nextler (рис. 3).

Рис. 3. Система электронного расписания Nextler

Она имеет несколько модификаций:

  • для больниц;
  • для школ;
  • для ВУЗов;
  • для вокзалов и т.д.

Данная система применяется в основном, на больших экранах, которые устанавливаются в доступном для большинства местах.

К сожалению, существующие программные решения имеют ряд существенных недостатков:

  • отсутствие функционала, отвечающего поставленным задачам;
  • за дополнительные функции, разработчиками предусмотрена оплата;
  • утечка данных. Поскольку, существующее программное обеспечение располагается на удаленных серверах, к которым можно легко получить удаленный доступ, велика вероятность утечки третьим лицам персональных данных учеников и учителей, а также документов школы;
  • сбой в работе. Существующими программными обеспечениями пользуется огромное количество пользователей. Из-за большой нагрузки на сервера компании проявляются частые сбои в работе.

Таким образом, существующее программное обеспечение по вышеуказанным причинам не может отвечать сформулированным в данной работе задам. Поэтому, целесообразно разработать программное обеспечение самостоятельно с учетом заявленных требований [2].

Основные требования, предъявляемые к электронному расписанию, сводятся к следующим функциям:

  • выборочный просмотр интересующей информации;
  • оперативное получение информации о школьном расписании;
  • точное формирование расписания на основе учебного плана;
  • оперативное получение информации о домашнем задании;
  • обмен сообщениями между учеником и учителем;
  • обмен сообщениями между родителем и классным руководителем;
  • хранение данных об успеваемости ребенка без их утери;
  • резервное копирование данных;
  • получение необходимых документов и т.д. [3].

Таким образом, информационное обеспечение должно обеспечивать все вышеперечисленные требования для полного функционирования. В дальнейшей работе при разработке программного обеспечения данные функции будут в нем реализованы в полном объеме.

Текст статьи
  1. Аганина Д.А. Проблемы автоматизированного расписания образовательного процесса // Молодой ученый. 2018. № 42 (228). С. 42-43.
  2. Галузин К.С. Методика составления оптимального учебного расписания с учетом предпочтений // Теоретические и прикладные аспекты информационных технологий: Сб.науч.тр. / ГосНИИУМС. Вып. 53. Пермь. 2014. С. 43-50.
  3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888 (25.11.2022).
Список литературы