Главная
АИ #12 (142)
Статьи журнала АИ #12 (142)
Разработка информационной системы. Расписание средней образовательной школы на п...

Разработка информационной системы. Расписание средней образовательной школы на примере МАОУ города Иркутска средней общеобразовательной школы № 69

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

компьютерные технологии
электронное расписание
программное обеспечение
общеобразовательное учреждение
школа
информационная система

Аннотация статьи

В последнее время развитие компьютерных технологии сделало огромный скачок. Данные обстоятельства позволили отказаться от бумажных носителей во многих сферах человеческой деятельности. Школы, так же не стали исключением. Они начали активно внедрять в систему образования электронные расписания и другие ресурсы, позволяющие уйти от бумажных носителей и упростить взаимодействие между учителем и учеником. Электронное расписание позволяет получать информацию об успеваемости ученика в режиме реального времени; обеспечивает доступ к домашнему заданию. Кроме этого, в функции электронного расписания возможно заложить дополнительные возможности, например, новости школы и т.д. В настоящее время существует ряд разработок электронных расписаний. Они входят в программное обеспечение, которое называется «электронное расписание». Перечень такого программного обеспечения очень широк. Однако они не дают возможности построения структуры программного обеспечения под нужды конкретной школы.

Текст статьи

Проблема с бумажными дневниками или журналами заключается в том, что их можно потерять или уничтожить. Электронное расписание для школьников надежно и безопасно хранится в облаке или на сервере [1].

Электронное расписание – это цифровой аналог обычного школьного дневника. Такой сервис позволяет родителям быть в курсе успеваемости своего ребенка. Электронное расписание позволяет получить всю информацию в электронном виде оперативно. Доступ к такой информации имеют учителя, ученики и их родители.

Такая автоматизированная система, как электронный дневник позволит решить ряд существующих задач:

  • изменение расписания уроков;
  • информация о собрании родителей;
  • учительские отчеты;
  • студенческий рейтинг;
  • результаты учебы ученика (его оценки);
  • домашнее задание;
  • школьный чат;
  • школьные новости и т.д.

В целом, автоматизированная информационная система должна решать следующие задачи:

1. Формировать расписание с учетом текущей ситуации:

  • аудиторный фонд;
  • количество классов обучения;
  • количество учителей.

2. Формировать расписание с оптимальными условиями:

  • отсутствие «окон» в расписании;
  • оптимальная загрузка учебных классов;
  • гибкая корректировка расписания (в случае болезни или отпуска учителя) и формирование расписания на стенд с расписанием.

3. Информационная рассылка об изменении (взаимосвязь с Дневник.ру).

К положительным сторонам электронного расписания можно отнести:

  • невозможность потерять дневник;
  • постоянный контроль родителей за успеваемостью и посещаемостью ребенка;
  • неспособность исправить оценки;
  • простота интерактивного общения педагога и родителей;
  • экономия на канцтоварах для школы - бумаге, ручках, папках и т.д.;
  • упрощение анализа производительности для учителей;
  • простота использования;
  • конфиденциальность личной информации.

На сегодняшний момент существует несколько готовых электронных решений. Одним из таких является Электронный дневник на портале Госуслуги (рис.1). 

Рис. 1. Электронный дневник на портале Госуслуги

В онлайн режиме в личном кабинете Госуслуг родителя будет отображаться следующая информация:

  • расписание занятий ребенка;
  • оценки ребенка;
  • информация о школе;
  • портфолио учащегося;
  • домашнее задание.

Данное нововведение было добавлено относительно недавно. Оно должно обеспечить доступ родителей к информации об успеваемости своего ребенка, так как большинство населения РФ имеют аккаунт в личном кабинете Госуслуг.

Еще одним интересным решением в плане формирования электронного расписания является программное обеспечение от компании 1С: Автоматизированное составление расписания (рис.2).

Рис. 2. 1С: Автоматизированное составление расписания

1С: Автоматизация составления расписания – классическая задача в системах управления учебной деятельностью. Процесс составления расписания является в некотором смысле итоговым в цепочке сопровождения образовательной деятельности, и его автоматизация выявляет все несогласованности и недостатки предшествующих процессов.

Среди подобных информационных систем особенно выделяется еще одна Российская разработка: Nextler (рис. 3).

Рис. 3. Система электронного расписания Nextler

Она имеет несколько модификаций:

  • для больниц;
  • для школ;
  • для ВУЗов;
  • для вокзалов и т.д.

Данная система применяется в основном, на больших экранах, которые устанавливаются в доступном для большинства местах.

К сожалению, существующие программные решения имеют ряд существенных недостатков:

  • отсутствие функционала, отвечающего поставленным задачам;
  • за дополнительные функции, разработчиками предусмотрена оплата;
  • утечка данных. Поскольку, существующее программное обеспечение располагается на удаленных серверах, к которым можно легко получить удаленный доступ, велика вероятность утечки третьим лицам персональных данных учеников и учителей, а также документов школы;
  • сбой в работе. Существующими программными обеспечениями пользуется огромное количество пользователей. Из-за большой нагрузки на сервера компании проявляются частые сбои в работе.

Таким образом, существующее программное обеспечение по вышеуказанным причинам не может отвечать сформулированным в данной работе задам. Поэтому, целесообразно разработать программное обеспечение самостоятельно с учетом заявленных требований [2].

Основные требования, предъявляемые к электронному расписанию, сводятся к следующим функциям:

  • выборочный просмотр интересующей информации;
  • оперативное получение информации о школьном расписании;
  • точное формирование расписания на основе учебного плана;
  • оперативное получение информации о домашнем задании;
  • обмен сообщениями между учеником и учителем;
  • обмен сообщениями между родителем и классным руководителем;
  • хранение данных об успеваемости ребенка без их утери;
  • резервное копирование данных;
  • получение необходимых документов и т.д. [3].

Таким образом, информационное обеспечение должно обеспечивать все вышеперечисленные требования для полного функционирования. В дальнейшей работе при разработке программного обеспечения данные функции будут в нем реализованы в полном объеме.

Список литературы

  1. Аганина Д.А. Проблемы автоматизированного расписания образовательного процесса // Молодой ученый. 2018. № 42 (228). С. 42-43.
  2. Галузин К.С. Методика составления оптимального учебного расписания с учетом предпочтений // Теоретические и прикладные аспекты информационных технологий: Сб.науч.тр. / ГосНИИУМС. Вып. 53. Пермь. 2014. С. 43-50.
  3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании" // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888 (25.11.2022).

Поделиться

1220

Говорков А. С., Сорокин Н. Э. Разработка информационной системы. Расписание средней образовательной школы на примере МАОУ города Иркутска средней общеобразовательной школы № 69 // Актуальные исследования. 2023. №12 (142). Ч.I.С. 21-24. URL: https://apni.ru/article/5855-razrabotka-informatsionnoj-sistemi-raspisanie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря