Современная музыкальная терминология английского языка

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

английский язык
музыка
термин
терминология

Аннотация статьи

Статья посвящена основам современной терминологии английского языка. Так как система современной англоязычной терминологии отличается наличием в ней четко определенных тематических групп, отражающих семантическую системность данных единиц, в статье подробно рассматриваются основные тематические группы музыкальных терминов.

Текст статьи

Музыка давно существует и связана с нашей повседневной деятельностью. Молодые люди находят в поп-музыке способ выражения своих интересов, идеалов, того, что им не нравится в обществе, среди прочего. Именно в отношении культуры и музыки важную роль играет влияние процесса американизации, что способствует распространению английского языка по всему миру [4].

Наконец, несмотря на вклад, который музыка вносит в распространение английского языка, тексты песен иногда могут приводить к неадекватному обращению с грамматикой языка из-за неформальных текстов песен.

Термин – это единица исторически сложившейся терминологической системы, которая определяет понятие и его место в системе других понятий, выражается словом или словосочетанием, служит для общения людей, связанных единством специализации, относится к словарному составу языка и подчиняется его законам [3]. Согласно тематической классификации выделяют такие группы музыкальных терминов, как музыкальные инструменты и их составные части; певческие голоса и их регистры; музыкальные коллективы и их группы; профессии, специальности, амплуа; действия, процессы труда; жанры, виды, области музыки; отдельные музыкальные произведения и их части; музыкальные формы и их элементы.

Современная музыкальная терминология – это относительно стабильная лексико-семантическая система, которая находится в состоянии непрерывного движения и постепенного усовершенствования. Ее развитие обусловлено факторами общественно-политического, профессионального и языкового характера [5].

Система современной англоязычной терминологии отличается наличием в ней четко определенных тематических групп, отражающих семантическую системность данных единиц. Поэтому выделение тематических групп выступает важным аспектом изучения музыкальной терминологии [1].

Музыкальная терминология, представленная в специальных текстах по теории музыки, может быть распределена на следующие тематические группы:

1. Музыкальные инструменты и их составные части:

  • musical instrument «инструмент, предназначенный для исполнения музыки; любой инструмент, способный воспроизводить звуки при определенных условиях и в некоторых музыкальных традициях»;
  • double-reed clarinet «музыкальный инструмент семейства деревянных духовых, широко используется как сольный инструмент, а также в симфоническом оркестре, и считается одним из самых виртуозных музыкальных инструментов»;
  • two-stringed guitar «двухструнный струнный музыкальный инструмент с деревянным корпусом»;
  • percussion instruments «группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) молоточков, калатал, палочек и тому подобного по телу (мембране, металлу, дереву и другому)»;
  • keyboard «совокупность клавиш музыкального инструмента, которым соответствуют звуки определенной высоты»;
  • keyboard instrument «инструменты, управление звукодобыванием в которых осуществляется с помощью клавиатуры»;
  • rhythm stick «одна из пары обычных или зубчатых палочек из дерева, которые ударяются или натираются, чтобы издавать различные перкусивные звуки и особенно используются маленькими детьми в ритмичных лентах»;
  • drum stick «палочки, используемые для игры на ударных инструментах»;
  • bongo «кубинский ударный инструмент: небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения, играют на котором обычно сидя, удерживая бонго, зажатым между икрами ног»;
  • bassoon «язычный деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра»;
  • soft pedal, una corda «одна из стандартных педалей на фортепиано, как правило, размещена в левой части среди педалей»;
  • grand piano «музыкальный инструмент, основной вид фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молотков по струнам с помощью клавиш»;
  • sostenuto pedal «средняя педаль фортепиано, поддерживает только ноты, которые удерживаются при нажатии педали, что позволяет не влиять на следующие ноты»;
  • harpsichord «клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом получения звука»;
  • violin «струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра»;
  • electric guitar «разновидность гитары с электромагнитными звукоснимателями, превращающими колебания металлических струн в колебания электрического тока».

2. Музыкальные коллективы и их группы:

  • full orchestra «коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах, во главе с дирижером, состоит как минимум из одной оркестровой группы, представляющей собой устойчивое объединение инструментов, схожих по устройству и разных по высоте звучания»;
  • small ensemble «группы музыкантов, насчитывающих от двух до восьми человек: конкретные композиции, связанные с небольшими ансамблями, диктуют набор музыкальных инструментов, которые следует использовать».

3. Профессии, специальности, амплуа:

  • musician «специалист в области музыки или занимающийся игрой на музыкальном инструменте; занимается музыкой профессионально или как знаток и любитель»;
  • rock guitarist «музыкант, играющий на гитаре в рок-группе»;
  • performer «тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте»;
  • composer «автор музыкальных произведений»;
  • soloist «исполнитель сольной партии»;
  • bassist «музыкант, играющий на инструменте басового диапазона, например, бас-гитаре, контрабасе или духовом инструменте, таком как туба или сузафон».

4. Жанры, виды, области музыки:

  • jam «последовательная индивидуальная и совместная импровизация на тему»;
  • free jazz «стиль современной джазовой музыки, для которого характерен отход от принципов тональной организации музыкального материала, блюзовой последовательности аккордов, традиционной свинговой ритмики».

5. Отдельные музыкальные произведения и их части:

  • sonata «жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называется сонатной формой; создается для камерного состава инструментов и фортепиано»;
  • etude «инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении любого тяжелого приема исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя»;
  • pop song «основная форма поп-музыки»;
  • countermelody «последовательность нот, воспринятая как мелодия, написанная для воспроизведения одновременно с более заметной ведущей мелодией, вторичная мелодия, играющая в контрапункт с первичной мелодией».

6. Музыкальные формы и их элементы:

  • tonal qualities «характер эффекта, вырабатываемого гармоничным сочетанием музыкальных тонов»;
  • octave «музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет один к двум (т.е. частота высокого звука в два раза больше низкого)»;
  • chord «одновременное сочетание трех и более музыкальных звуков разной высоты (точнее, разных высотных классов), что воспринимается слухом как целостный элемент звуковысотной вертикали».

7. Наука о музыке:

  • music theory «набор абстрактных правил, независимо от практики, образуя особую музыкальную систему»;
  • key signature «знаки альтерации, выписанные в начале каждого нотоносца справа от ключа и действующие на все ноты по своей линейке, вплоть до конца произведения или до смены ключевых знаков»;
  • musical stave «набор параллельных горизонтальных линий (нотных линеек), на которых и между которыми записываются ноты»;
  • note «графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации»;
  • metronome «прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами» [2].

Итак, основными тематическими группами музыкальных терминов в текстах по теории музыки являются «музыкальные формы и их элементы», «музыкальные инструменты и их составные части», «наука о музыке», «профессии, специальности, амплуа», «жанры, виды, области музыки», «отдельные музыкальные произведения и их части» и «музыкальные коллективы и их группы». Такая ситуация связана с тем, что тексты по теории музыки для начинающих имеют целью ознакомить читателя с основами самой науки, то есть теорией, предусматривающей изучение средств и техник создания и исполнения музыки.

Список литературы

  1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. / И. В. Арнольд. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 384 с.
  2. Гутыряк О. И. Английская терминология: структура и семантические характеристики. Дис. Москва, 2019 г., 12 с.
  3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 536 с.
  4. Ришкова О. П. Особенности функционирования коммуникативных стратегий в англоязычном медиа-дискурсе. Научный вестник Москва, 2018. С. 87-90.
  5. Ткаченко Н. Г. К истории музыкальной терминологии // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. Москва: «Филология», 2018 № 5. С. 69-80.

Поделиться

740

Малкандуева К. К. Современная музыкальная терминология английского языка // Инновационные направления исследований в сфере социально-гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 9-12. URL: https://apni.ru/article/5858-sovremennaya-muzikalnaya-terminologiya-angl

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа